Студопедия — Понятие психологической общности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие психологической общности






 

Определение понятия психологической общности. Общ­ность — это понятие, которое характеризует связь и сопричас­тность людей друг другу по тому или иному признаку. В качестве последних может выступать, в частности, и сходство, единство элементов, составляющих нечто целое [6], т. е. в дан­ном случае какое-то человеческое сообщество.

В отличие от деятельности как процесса активности субъекта общность означает свойства последнего, обусловлен­ные чувством, сознанием и переживанием им той или иной свя­зи с другими участниками совместного действия.

Понятие общности неразрывно связано с понятием общения. В своем предельно широком смысле как родовое понятие, означающее принадлежность человека к роду homo sapiens и отличаю­щее человека от животных, это понятие охватывает любую сово­купность индивидов, способных к общению друг с другом. В этой связи и в этом смысле общность может рассматриваться как пред­посылка общения, поскольку для того, чтобы общение имело мес­то, необходимы индивиды, испытывающие потребность в совместной деятельности и общении друг с другом.

Многозначность понятия общности. Однако наряду с предель­но широким пониманием общности, предполагающим единство лишь общечеловеческих признаков и родовую принадлежность че­ловека, правомерно говорить и о более узком понимании общнос­ти, объединяющем различные группы людей в какие-то постоянные или временные формы совместной социально-специфической дея­тельности [7], [8].

Понятие общности в этом смысле очень близко понятию группы, имеющей общий предмет внимания и переживания. Та­ковы, несмотря на специфику признаков, самые различные фор­мы группового контакта и деятельности людей: театральная публика и слушатели публичной лекции, многотысячная армия болельщиков на стадионе и случайная толпа на улице.

Разумеется, степень общности при этом весьма различна и относительна, а сама общность во многом случайна и неус­тойчива.

Слушатели публичной лекции и театральная публика, ко­торых объединяет относительная общность культурных ин­тересов, могут оказаться более устойчивой общностью, чем армия болельщиков или тем более случайно собравшаяся улич­ная толпа.

Однако состав и театральной публики, и слушателей пуб­личной лекции или концерта не остается неизменным, а посто­янно обновляется.

Любая из названных выше неустойчивых общностей од­новременно и весьма относительна, поскольку за пределами об­щего интереса к театру, лекции или спортивному состязанию находятся различные вкусы, привязанности и переживания. Те­атральная публика нередко расходится во мнениях при оценке спектакля. Еще существеннее расхождения между болельщи­ками на спортивном состязании, которое разделяет их, как пра­вило, на два противоположно настроенных лагеря.

В более узком смысле понятие общности обозначает уже не случайную совокупность общающихся индивидов, а груп­пы людей, объединенных устойчивыми социальными призна­ками безотносительно того, наблюдается или не наблюдается между ними непосредственная межличностная связь. Таковы понятия класса, профессии, нации, народа и т. д. Устойчивая социальная общность может характеризовать как большие, так и малые группы людей. К последним относятся семья, учебный или производственный коллектив и т. д.[11]

Общность как духовная солидарность. Наряду с обозна­чением факта принадлежности к устойчивым социальным груп­пам понятие общности употребляется и для характеристики внутренней духовной солидарности общающихся, которая мо­жет наблюдаться или не наблюдаться в достаточной степени в рамках устойчивых социальных общностей, объединенных теми или иными признаками принадлежности: профессиональ­ной, национальной, политической, идеологической, родовой, этнической, земляческой и т. д.

В таком случае принято говорить о степени внутренней симпатии, сплоченности и взаимопонимания между общающи­мися членами группы или между людьми, принадлежащими к одной социальной группе. Понятию внутренней, духовной об­щности соответствует чувство " мы" и развитое самосознание групповой принадлежности, связанное с осознанием специфи­ческих особенностей, интересов и ценностей данной группы.

Общность как взаимопонимание. Особой формой общнос­ти, выражающейся во взаимопонимании людьми друг друга, яв­ляется устойчивая духовная связь между двумя индивидами. Специфика данной общности или духовной связи состоит в воз­можности наиболее полного понимания одной индивидуальности другой индивидуальностью, что достигается только при условии постоянного контакта, высокого уровня психофизической совме­стимости, знания друг друга и взаимного доверия. Значимость такой формы общности как абсолютного взаимопонимания бес­спорно велика, поскольку она открывает большой простор для самовыражения и самоутверждения индивидуальности.

Именно в этой связи можно понять и смысл фейербаховс-кой идеи о духовном, интимном контакте между " Я" и " Ты". Идея значимости духовного, интимного контакта как един­ственного способа сохранения и проявления индивидуальности в еще большей мере характерна для всей философии экзистен­циализма.

Общность и чувство " Мы". Разумеется, из трех основных значений понятия общности возможны различные сочетания этих смысловых нагрузок, которые дают еще более конкрет­ную картину реальной общности. Так, очевидна, например, принципиальная возможность существования таких случайных и недолговременных общностей, которое сопровождается дос­таточно глубоким внутренним контактом, чувством " мы" и развитым самосознанием групповой принадлежности.

Точно так же и в рамках устойчивых социальных групп (профессиональных, классовых, политических, производствен­ных, учебных и т. д.) возможна различная степень представ­ленности группового самосознания. В таком случае принято говорить о развитом или неразвитом классовом или националь­ном самосознании и т. п. Из сказанного следует, что понятие общности в одном смысле может не совпадать целиком с поня­тием общности в другом значении.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 559. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия