Общность как социально-психологическая проблема
Понимание общности как социально-психологической проблемы. В качестве социально-психологической проблемы общность предстает перед нами в той мере, в какой она оказывается перед свойственным ей противоречием между тенденцией и силами ее интеграции, объединения сплочения, с одной стороны, и тенденцией и силами ее дезинтеграции, разобщения и разрушения — с другой. Обе названные выше противоречивые тенденции имеют достаточно глубокие основания в жизнедеятельности и функционировании любой общности. Тенденция интеграции и консолидации общности неразрывно связана с процессом ее становления. Доминируя на этой стадии жизнедеятельности общности, она проявляется в развитии чувства и сознания принадлежности к данной общности ее членов. Естественными для этой стадии условиями и следствиями интеграции оказываются: полное подчинение отдельного индивида требованиям, нормам и ценностям общности, его психологическая податливость воздействию группы и ее лидеров, готовность принести в жертву интересам общности свои личные интересы. Именно на этой стадии чувство и сознание принадлежности к общности, резюмируемые понятием " мы", получает наивысшее развитие. Это ощущение сплоченности членов общности является для них источником уверенности в себе, в своем настоящем и будущем, в своей психологической защищенности от жизненных невзгод самим фактом принадлежности к данной общности, которая является гарантом надежности бытия каждого ее члена. Этому соответствуют и доминирующее в общности в этот период настроение оптимизма, подъема и целеустремленности. Проблема психологической дезинтеграции общности. Однако состояние сплоченности и подъема не может быть беспредельным. На пути психологической самореализации любой общности возникают препятствия и трудности. Главной среди них оказывается психологическая противоречивость самого эффекта интеграции. Поощряя у своих членов ощущение силы и уверенности, связанное с чувством принадлежности к большому интегрированному целому, общность стимулирует и такое развертывание притязаний и социальных ожиданий, которое рано или поздно способно вылиться в иллюзорное, мистифицированное самосознание, не адекватное реальному потенциалу и действительной психологической готовности общности к его практической реализации. Психологический лейтмотив такого состояния, могущий быть резюмированным фразой " Нам нет преград" или " Любой член нашей общности на голову выше любого члена другой общности", при всей силе его стимулирующего воздействия рано или поздно способен обернуться глубоким разочарованием, паникой или апатией при столкновении с такими проблемами, к решению которых общность оказывается психологически не готовой. Уже здесь заложена возможность психологической дезинтеграции общности. Свое начало она берет с формирования у отдельных индивидов настроений, рассогласованных с общей доминантой настроя социума. Официальная идеология общности сурово осуждает эту рассогласованность как проявление " инакомыслия". Если на стадии подъема она могла позволить некоторые расхождения во взглядах своих членов и провозгласить " пусть расцветают все цветы", то теперь она вынуждена внести существенное уточнение, сказав о том, что расцветать могут все цветы, кроме " ядовитых". Из идеологической рассогласованности берет начало и политическая, оборачивающаяся психологией оппозиционного движения. По мере роста противоречий и трудностей на пути общности получают все большее развитие и процессы ее психологической дезинтеграции. Способы социально-психологической интеграции общности. Тенденциям и угрозе дезинтеграции общности противостоят силы и средства ее социально-психологической интеграции. Все способы социально-психологической интеграции могут быть сведены, с одной стороны, к активным и динамичным, с другой — к консервативным социально-психологическим факторам. В свою очередь, к активным социально-психологическим факторам, которые нацелены на устранение помех на пути интеграции, осуществления целей развития общности, следует отнести такие явления, как: 1. Сила стихийного движения масс, обусловленная эмоциональной направленностью их энергии против всего того, что воспринимается в качестве носителя социального зла и противоречит их устремлениям, т. е., например, идеалам свободы, равенства и братства. 2. Лидерство как интегральная характеристика высокого энергетического потенциала личности и ее способности организовать, объединить и направить в то или иное русло активность других людей в соответствии с их ожиданиями и с учетом характера складывающейся ситуации. В основе первого фактора лежит действие безличных, неперсонифицированных социально-психологических механизмов общения (заражения, подражания, внушения и др.), которые придают динамизм и энергетическую мощь массовому движению, оказывают огромное влияние на состояние общности. Именно они способны выступать в качестве факторов, психологически Цементирующих общность. Под влиянием внушения или заражения единым настроением люди способны острее переживать чувство сплочения и сопричастности, солидарности и принадлежности к единому чувству " Мы". Но эти механизмы не могут нести ответственность за целевую направленность развития общности и способны гарантировать лишь траекторию волнообразного движения по типу прилива и отлива общественного настроения. В основе второго фактора лежит сила персонифицированной и наделенной более высоким уровнем осознания цели и средств ее достижения, энергетика лидера. Лидер — аккумулятор настроения и регулятор состояния общности. Основными функциями лидера применительно к общности являются: аккумуляция ее настроений, регуляция ее состояния и деятельности. Реализация этой функции сопряжена с рядом существенных противоречий в самом состоянии и жизнедеятельности лидера. Лидер накапливает настроение общности, инновационный и энергетический заряд массового движения и направляет его в то или иное русло в соответствии с уровнем своего и общественного самосознания. Диалектика взаимодействия массовой энергии и лидера таковы, что лидер получает безграничный заряд силы и уверенности в себе от массы. Масса же, в свою очередь, оказывает лидеру безграничное доверие и психологически готова следовать за ним в направлении ее ожиданий и чаяний. В этом процессе взаимного усиления, взаимодоверия и ком-плиментарности кажется легким достаточно быстрое (этого ждут массы) достижение любых целей. При этом снижается уровень самокритичности и трезвости в оценке предстоящих трудностей, что вполне естественно в опьяняющей атмосфере энтузиазма и воспаленного воображения. Необходимость быстроты достижения цели делает заманчивым обращение к любым, в том числе и силовым, методам действия. Так, вопреки первоначальным идеалам гуманизма, свободы, равенства и братства вступают в силу альтернативные этому средства насилия и подавления. Моральным оправданием такой подмены становится мотив — великая цель оправдывает любые средства. Эти противоречия феномена лидерства уже давно сделали его предметом пристального внимания и изучения. К консервативным способам интеграции общности относятся те ее социально-психологические барьеры, которые охраняют и защищают последнюю от разрушения, сохраняя целостность, стабильность и уникальность духовно-психологического менталитета общности. Социально-психологические барьеры общности. Социально-психологические барьеры общности имеют как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Функция внутренней направленности этих барьеров состоит в предохранении общности, ее защите от центробежных тенденций развития, способных привести к распаду изнутри. Функция внешних психологических барьеров — защита общности от разрушительных последствий размывания ее границ и целостности под воздействием внешних сил, чуждых традициям, культуре и самобытному менталитету данной общности. Основным способом внутренней защиты общности от угрозы утраты ее целостности, ее консолидации и самобытности является направленность консервативных сил социально-психологического барьера против попыток разрушения традиционных устоев и ценностей, господствующих в общности. Отсюда тенденция подавления и вытеснения любого инакомыслия, если оно не вписывается в рамки господствующей в общности официальной идеологии, которая воплощает в себе функцию направленного внутрь психологического барьера защиты общности. Эта ситуация может быть резюмирована такой парой понятий, как " мы" и " чужие среди нас", и иметь много вариантов или модификаций своего проявления. В конечном счете этот барьер направлен против тех индивидов или групп в общности, которые не разделяют ее официальной идеологии, принятых в ее рамках целей, ценностей и идеалов жизнедеятельности и развития. Эффект действия данного психологического барьера противоречив. С одной стороны, он позволяет длительное время сохранять стабильность общности. Однако, с другой, это достигается за счет снижения уровня психологической раскрепощенности личности в данной общности. Внешне направленные психологические барьеры общности резюмируются в паре понятий " мы и они", употребляемых в смысле " мы" и " не мы" [9]. Они направлены против чуждых данной общности идейных влияний других общностей, способных разрушить ее целостность и самобытность и квалифицируются в качестве акта идеологических диверсий. Противоречивый эффект психологических барьеров общности. Независимо от своей направленности (внутрь или вовне) социально-психологические барьеры общности имеют своим результатом два противоположных эффекта — положительный и отрицательный. Один обеспечивает очевидную безопасность, целостность, самобытность и стабильность общности. Другой порождает застой, утрату способности к общению с другими общностями, скованность мысли, свернутость инновационной активности внутри общности, а в конечном итоге ее самоизоляцию и отставание в развитии. Самосознание общности. Стихийное развитие общности, таким образом, не гарантирует ее стабильности и целостности. Не дает таких гарантий и практика обращения тех или иных социальных сил к различным способам социально-психологической интеграции общности (как активным, так и консервативным). Уровень действительной психологической готовности любой общности от первичного коллектива до больших социальных объединений к сохранению стабильности и вместе с тем способности к динамичному развитию в конечном итоге зависит от уровня самосознания этой общности. Это самосознание обнаруживает себя во всем многообразии жизнедеятельности общности: в уровне ее социально-психологической культуры повседневного бытия, управления, экономики, политики и права, в развитии гуманитарного образования и науки, в адекватной интересам общности деятельности средств массовой информации и т. д. Особая роль при этом выпадает на долю гуманитарной интеллигенции, которая должна быть носителем и аккумулятором этого самосознания. Последнее, однако, реализуется при условии, что сама эта интеллигенция способна и имеет возможность опереться на достаточно высокий уровень развития гуманитарного и прежде всего социально-психологического знания.
|