Психология брака и семьи
Любовь, брак и семья как социально-психологическое явление. В качестве предмета изучения социальной психологии брак и семья выступают в той мере, в какой они представляют собой специфическое явление как человеческой микрообщности, так и результат и проявление непосредственного межличностного общения лицом к лицу. Любовь как предпосылка брака является продуктом взаимного интереса и эмоционального влечения индивидов друг к другу. В ее основе лежит сексуальное влечение. Но как глубокое чувство и продукт избирательного, индивидуального отношения друг к другу она возникла не сразу. Ей предшествовала целая эпоха безличного, эротического, а на известной стадии первобытной общины и ничем не ограниченного массового сексуального " беспредела". Любовь при этом как таковая, безотносительно брачного общения, понятие, которое охватывает более широкий спектр отношений, чем только сексуальное влечение. В этом широком смысле слова о любви как внимании и добром отношении к другому говорит еще одна из христианских заповедей: " Возлюби ближнего своего, как самого себя". Позднее немецкий философ Людвиг Фейербах предпринял попытку возвести это широкое смысловое значение любви в ранг религии. Он призывал людей возлюбить друг друга " без различия чина, пола и звания". Однако как предпосылка брака любовь предстает перед нами в той мере, в какой она проявляется в отношениях между различными полами — мужчиной и женщиной. Природа этих отношений уходит в глубины подсознания и связана, как уже отмечалось, с феноменом сексуального влечения. Но если 3. Фрейд исходил из утверждения о доминанте бессознательного сексуального влечения как основе любви, то его последователь и реформатор фрейдизма Эрих Фромм уже не отождествлял любовь с сексуальным влечением. Он настаивал на том, что главное в любви — это прежде всего " ответственность" за жизнь, здоровье и судьбу того, кого ты любишь. Любовь между полами в койечном итоге — это достаточно многогранное явление, которое предполагает одновременно как силу сексуального страстного влечения одного индивида к другому, так и ту или иную степень осознания ответственности за характер складывающихся отношений и взаимную заботу друг о друге. В результате развития именно таких отношений чаще всего и формируются брак и семья. Социально-психологические особенности брака и семьи как микрообщности. Брак и семью, в отличие от других институциональных образований на уровне микросреды, психологически отличает прежде всего самый высокий уровень ожиданий — тепла взаимного внимания, глубины взаимопонимания, полноты эмоционального контакта и радости взаимной любви, т. е. всего того, что ассоциируется с представлением о счастье в личной жизни. Такой полноты ожиданий, как правило, нет у членов трудового, учебного или даже досугового коллектива. Конечно, радость ожиданий профессиональной и творческой самореализации, а тем более ее практическое достижение, может и не уступать психологическому ореолу семейного счастья. Однако для подавляющего большинства людей сфера так называемых личных отношений способна открывать не меньший, а даже несопоставимо больший простор для их всесторонней самореализации в качестве личности. Вместе с тем, в отличие от микросреды трудового или учебного коллектива с достаточно высоким уровнем регламентации тех ролевых отношений, которые складываются между его членами, институт брака не предполагает столь же жесткого распределения ответственности, ролей и обязанностей. Единственной сферой документально закрепленных и регламентированных взаимных обязательств является область имущественных отношений. Но и она в традициях нашего института брака пока не получила сколько-нибудь заметного применения. Брачный контракт у нас пока скорее исключение, чем правило. Психологический же эффект разрыва или рассогласованности между взаимными завышенными ожиданиями, с одной стороны, и отсутствием четкой системы распределения ролей и обязательств по их подкреплению — с другой, с неизбежностью может привести к конфликту и чаще всего оборачивается взаимной неудовлетворенностью и разочарованием. Углублению этого противоречия способствует и другая социально-психологическая особенность брака. В отличие от других микрообщностей (работа или учеба), где ситуация " экспонированности личности", т. е. пребывания на виду у людей, оборачивается необходимостью повышенного контроля за своим поведением и оформлением внешности, домашняя обстановка предрасполагает к уходу от этого напряжения, отдыху, снятию стресса, расслаблению. Но эта естественная, казалось бы, сниженность требований к себе в домашней обстановке может оказаться в противоречии как с повышенными ожиданиями супругов взаимной привлекательности, так и с возможностью и без того более полно, чем в официальной среде, видеть не только достоинства, но и недостатки друг друга. Социально-психологические факторы формирования и стабильности брака. Основными факторами формирования и стабильности брака являются: психологическое богатство, полнота и гармония тех отношений, которые складываются между супругами. Однако как сила взаимного влечения, так и богатство и гармония межличностных отношений в браке не являются неизменными величинами. На них оказывают влияние многие социально-психологические же факторы как микро-, так и макросреды. На степень стабильности брака влияет атмосфера общества в целом, которая может быть спокойной, радостной или, наоборот, напряженной, угнетающей или даже беспросветной. Эта атмосфера, в свою очередь, результат взаимодействия всех систем общественных отношений: экономических и политических, правовых, этнических, духовных, религиозных и бытовых. Но в семье складывается своя социально-психологическая атмосфера, или климат, который не является продуктом простого переноса на нее атмосферы, господствующей в обществе. Климат семейных отношений во многом определяется способностью супругов преодолевать те противоречия, которые заложены в названных выше психологических особенностях брака. Психологическая готовность к браку. В свою очередь, эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности будущих супругов к совместной жизни. Это предполагает готовность к адекватному представлению и действию в реальной, а не воображаемой среде семьи, к адекватному отношению друг к другу, к самому выбору спутника жизни, к совместному преодолению трудностей, кризисов и конфликтов, неизбежно возникающих на жизненном пути. На первый взгляд такая постановка вопроса может показаться странной. С одной стороны, о какой готовности еще может идти речь, если есть все необходимые предпосылки для продолжения рода у физически зрелых людей. С другой, есть ли смысл говорить о психологической готовности к тому, что носит столь неопределенный характер — облик будущего супруга, неизвестные трудности и жизненные ситуации в совместной жизни и т. д. По поводу первого сомнения в значимости психологической готовности к браку можно отметить лишь то, что брак далеко не исчерпывается физической близостью супругов. Да и она, кстати, предполагает определенный уровень внутренней культуры, знаний, а нередко и жизненного опыта (не обязательно сексуального). По поводу второго отметим лишь то обстоятельство, что многие, если не большинство, жизненных ситуаций и проблем как добрачного, так и брачного опыта общения уже давно являются предметом научного осмысления и обобщения. А значит, они могут стать и предметом психологической профилактики и подготовки к браку. В качестве одной из составляющих психологической готовности к браку можно рассматривать психологическую готовность к адекватному реальности восприятию и пониманию брака. В свою очередь, индикатором этой адекватности или неадекватности может служить характер психологической установки на ценности брака. Психологическая установка на ценности супружества. В середине 60-х годов были проведены опросы среди различных возрастных групп молодежи, которые позволили судить о характере ориентации на ценности брака у тех, кто уже состоит в браке. Опросы, проведенные в тот период, позволили установить наличие в качестве доминирующих таких ценностей супружества у молодых людей, еще не состоящих в браке, как физическая близость и общность духовных интересов. По сравнению с ними другие ценности, такие как дети и забота о детях, общее хозяйство, материальное благополучие, психологическая совместимость, супружеский долг, взаимная забота и др., отошли на второй план. Иными, однако, были представления о распределении приоритета тех же ценностей у тех, кто состоял в браке. Здесь, наоборот, на первое место вышли: дети и забота о них, общее хозяйство, взаимная забота, супружеский долг и т. д. Уже тогда это дало основания говорить о неадекватности представлений о браке, а значит, психологической неготовности к нему у той группы опрошенных, которая еще в браке не состояла. Аналогичные опросы, проведенные нами примерно по той же схеме значительно позже, уже с 1992 по 1996 годы, среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга, показали несколько иное распределение приоритетов в структуре семейных ценностей[12]. Так, в 1992 году на первое место в иерархии ценностей супружества вышли физическая близость и материальное благополучие. В то время как доминировавшая в 60-х годах ценность духовной общности, наряду с физической близостью, теперь заняла лишь третье место. По результатам опроса студентов, проведенного в 1993 году, был получен во многом сходный результат. На первое место вышла ценность физической близости, на второе — материальное благополучие и на третье — взаимная забота друг о друге. Однако уже в 1994 году значение фактора материального благополучия как ценности возросло. Этот фактор вышел на первое место (на второе — физическая близость и на третье — духовная общность), а у будущих юристов также на первом месте оказались — материальное благополучие, на втором — духовная общность и на третьем — психологическая совместимость. Физическая же близость заняла при этом лишь пятое место после общности интересов. Опрос студентов-журналистов в апреле 1995 года обнаружил устойчивость тенденции к снижению самоценности в браке материального благополучия и физической близости. Первое место заняла ценность взаимной заботы супругов друг о друге, а близость и благополучие — второе. Вместе с тем большинство студентов подтвердило устойчивость характерной для их представлений о благополучном браке картины распределения ценностей: на первом месте — физическая близость, на втором — материальное благополучие, на третьем — взаимная забота. Результаты данных опросов студентов с 1992 по 1996 годы на заданную выше тему говорят об очевидной тенденции смещения представлений у молодых людей о ценностях супружества в сторону известного удаления от тех духовно-нравственных ориентиров, которые доминировали в представлениях молодежи о любви и браке четверть века тому назад. Вместе с тем отказ от известной доли романтизации супружества и склонность к альтернативной ей прагматизации еще не равнозначны снижению духовно-нравственной культуры супружеских отношений. Скорее это означает внесение элемента большей практичности, трезвости и зрелости, а значит, и большей психологической готовности к реалиям брачных отношений. Социально-психологическая мотивация брачного выбора Обозначенная здесь тенденция сказывается несомненно и на характере мотивации поиска и выбора брачного партнера. Так, проведенные нами в те же годы опросы среди студентов на предмет выявления приоритетов в мотивации их предпочтения при выборе спутника или спутницы жизни показали следующую картину. Опрашиваемым (молодым людям и девушкам) было предложено распределить по степени значимости для них такие качества или объективные характеристики их потенциальных спутников жизни, как нравственность, внешняя привлекательность, социальный статус (прежде всего уровень материального благосостояния) и характер. Была получена следующая картина распределения приоритетов: Таблица 2
Как очевидно из опроса, здесь налицо расхождение в представлении различных полов о приоритетных ценностях качеств и характеристик будущего супруга или супруги. Здесь подтвердилась свойственная мужчинам ориентированность на внешнюю привлекательность женщины, равно как и значимость для женщины фактора социальной состоятельности мужчины, его способности взять на себя ответственность за создание необходимых условий для благоустройства совместной жизни. Интересны, однако, и вытекающие из результатов этого опроса детали. Во-первых, большая значимость, чем можно было ожидать, для мужчины чем внешняя женская привлекательность ее характера. И второе, последнее по значению место, которое здесь было единодушно отведено нравственным качествам представителями обоих полов. О чем это говорит? О снижении ценности духовно-нравственных качеств при выборе спутника или спутницы жизни? Или, быть может, о повышении уровня взаимной терпимости к незначительным изъянам, недостаткам и огрехам в сфере нравственной " выправки" друг у друга? Как бы то ни было, но и эти результаты говорят о наличии серьезных социально-психологических проблем, связанных с выбором брачного партнерства. Таков далеко не полный и весьма беглый обзор некоторых социально-психологических аспектов брака и семьи как микрообщности.
|