Термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», что значит «заступничество, оправдание». Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения — в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством (табл. 35).
Время наиболее интенсивного развития апологетики — II—V вв., особенно актуальна она была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства». Отсюда необходимость защиты христианства по трем направлениям.
Таблица 33. Основные направления апологетики
Адресат
| Цель
|
Иудеи
| Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму
|
Язычники
| Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению
|
Римские власти
| Доказать правительству свою лояльность
|
Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема — отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. В решении этой проблемы сформировались две противоположные позиции (табл. 34).
Таблица 34. Отношение апологетов к языческой философии
Отрицательное отношение
| Положительное отношение
|
(Татиан, Тертуллиан)
| (Иустин, Климент, Ориген, Августин)
|
нет никакой связи между философией и христианским вероучением
| философия и христианство имеют общие корни; в ряде философских учений можно обнаружить отдельные идеи христианства
|
изучение философии не нужно и даже вредно для веры
| изучение философии необходимо для более глубокого постижения истин веры
|
Таблица 35. Философские идеи апологетов
Иустин-мученик, казнен ок. 166 г.
| Христианство и философия имеют один и тот же источник — Божественный Логос, разлитый во всем мире. Поэтому христианами можно считать и тех философов, которые прожили свою жизнь в соответствии с Логосом (Сократ, Гераклит); Логос теоретически признавали и стоики.
|
Татиан, II в., ученик Иустина
| Все языческие философы были глубоко безнравственны и невежественны. Христианская мудрость древнее всех философских учений.
|
Тертуллиан ок. 150—222 гг.
| Язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верю (в это), потому что нелепо»1.
|
Климент Александрийский ок. 150—215 гг.
| Языческая философия и христианское вероучение — это две ветви одного дерева; истины христианства согласуются с учениями лучших из язычников; философия — это как бы преддверие христианства. Нет знания без веры и веры без знания. Для постижения глубинной сути Священного писания необходимо его аллегорическое истолкование.
|
1 Эта знаменитая формулировка «кредо христианства» традиционно приписывается Тертуллиану, хотя в его сохранившихся работах ее нет.