Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сравнительная характеристика





Философию мусульманско­го и христианского мира объединяет ряд факторов, и прежде всего единые источники — античная философия и относительно близкие друг к другу религии: иудаизм, христианство, ислам. Христианская, мусульманская и еврейская философия развивались в соседних реги­онах и благодаря торговым, военным и т.п. контактам становились из­вестными «соседям». Поэтому не удивительно, что здесь имело место определенное взаимовлияние2. И в этом плане их все можно рассмат­ривать как образующие некое единое культурно-философское про­странство (христианско-мусульманский мир), принципиально отличное от буддийского мира. Интересно также отметить, что вплоть до XX в.3 не прослеживается никакого влияния философии христианско-мусульманского мира на философию буддийского мира, а вот влияние последней на западноевропейскую философию фикси­руется с конца XVII в.4

Еще одно существенное отличие в философии этих регионов связано со следующим обстоятельством. Христианство и ислам в районах свое­го распространения заменили предшествующие им языческие религии, практически полностью вытеснив их. И хотя христианская, еврейская и

1 Напомню, что «тео» на древнегреческом языке означает «бог», отсюда «теоцент­ризм» — это учение, в центре которого находится проблема бога, «теология» учение о боге.

2 Особо надо отметить влияние мусульманской и еврейской философии на западно­европейскую.

3 Строго говоря, и в XX в. о таком влиянии особо говорить не приходится.

4 В частности, можно предположить влияние особо буддийской философии на мона­дологию Лейбница, влияние упанишад и веданты — на Шопенгауэра, конфуцианства и буддизма — на Толстого и т.д. Особенно сильным стало это влияние в XIX—XX вв.

мусульманская философия выросли на базе античной, их развитие было связано с сильнейшим влиянием «религий Откровения» (иуда­изм — христианство — ислам), что привело к существенным изменени­ям в самой философии. Поэтому здесь различие между философией Древнего мира (античной) и средневековой является принципиальным и весьма наглядным.

Для буддийского же мира ситуация была совершенно иной. Даже в Индии, где буддизм зародился, он никогда не был единственной и даже господствующей религией, а значит, и буддийское философское учение не получило статуса «официальной» государственной философии и со­существовало с ведантой, йогой, джайнизмом и т.д. А в тех районах и странах Азии, куда буддизм пришел в начале н.э. (Китай, Вьетнам, Ко­рея, Япония и т.д.), он, даже имея поддержку государственных властей, практически никогда не был господствующей религией и вынужден был сосуществовать и относительно мирно1 уживаться с местными религиями и связанными с ними философскими учениями. При этом буддизм частично ассимилировался с местными верованиями. Так, в махаяне активно шел процесс включения местных богов в буддийский пантеон, например путем отождествления их с различными аватарами Будды. Поэтому в эпоху Средневековья в буддийском мире, с одной стороны, продолжали свободно развиваться возникшие в древности не­буддийские философские учения, а с другой — шло значительно более «плавное» (скорее «эволюционное», нежели «революционное») разви­тие самой буддийской философии. Поэтому здесь грань между фило­софией Древнего мира и Средневековья не является столь выражен­ной2.

Весьма существенную роль для развития всей философии буддий­ского мира играло также взаимовлияние буддийских и небуддийских философских учений и школ.

Поэтому и степень «пестроты» карт христианского, мусульманского и буддийского мира значительно различается. В качестве важнейших можно выделить следующие «типы» философии (табл. 38), подробнее же о разделении средневековой философии см. схему 46.

1 «Относительно мирно» означает только, что для буддизма в отличие от христиан­ства и ислама не характерно преследование инаковерующих, что не мешало вести буд­дизму ожесточенную идеологическую борьбу с конфуцианством и даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии и т.д.

2 Не случайно во многих учебниках по истории философии «восточная философия» излагается единым блоком — без разделения на философию Древнего мира и филосо­фию Средневековья.

Таблица 38. «Типы» философии в Средневековье

Регион «Типы» философии Основные «подтипы» философии
Христианский мир: «мир католицизма», «мир православия» Христианская Западноевропейская, Византийская
Мусульманский мир Мусульманская Еврейская Шиитско-суннитская1, Суфийская
Буддийский мир: «мир хинаяны», «мир махаяны» Буддийская Небуддийская Философия хинаяны, Философия махаяны






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 890. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия