Студопедия — Гуманитарное образование и наука как зеркало состояния общества и духовной эволюции нации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гуманитарное образование и наука как зеркало состояния общества и духовной эволюции нации






 

Традиция как социально-психологический барьер на пути деидеологизации гуманитарного образования. В современной ис­торической ситуации, когда взят курс на демократизацию об­щественных отношений и институтов, в том числе образования и науки, достаточно актуальным остается вопрос о гарантиях неповторимости тех моментов уже пройденного пути, когда наука и образование (в первую очередь гуманитарное) оказы­вались в заложниках у идеологических и политических инсти­тутов власти.

Иными словами, встает вопрос о том, насколько зеркаль­но этот новый курс в стратегии духовной эволюции нации спо­собен отразиться на гуманизации образования и быть гарантом необратимости процессов деполитизации и деидеологизации не только гуманитарного образования, но и общественных наук.

Ответ нам не представляется однозначным в силу все бо­лее очевидных социально-психологических барьеров на пути развертывания названной выше тенденции, которая идет враз­рез с достаточно укорененной традицией привязки духовной сферы жизнедеятельности (в том числе образования и гумани­тарных наук) к политическим и идеологическим структурам в истории России задолго до октября 1917 года.

Нельзя не согласиться с известным историком А. Ф. Замалеевым, который отмечает то существенное обстоятельство, что «в отношении к русской философии превалирующей тен­денцией всегда оставался идеологизм. Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции " по пути к марк­сизму", либо к идиллической встрече философии и правосла­вия. В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялись в зависимости от политической конъюнктуры» [13].

На наш взгляд, данная тенденция уходит своими корнями в глубинные основы архетипа российского менталитета с ха­рактерной для него доминантой идеологически окрашенных цен­ностей — веры (в том числе и прежде всего религиозной), искания смысла бытия, чувства соборности, равенства, справедливос­ти, совести и т. д. Недаром Ф. М. Достоевский говорил об от­личии ценностей русского народа, который живет " Духом", а не " Рамой", как человек Запада. А " неистовый Виссарион" Белинский восклицал: " Социальность, социальность — или смерть", подчеркивал характерный для россиянина взгляд на все через призму социальности.

Есть все основания говорить о том, что и сегодня идеи социальной справедливости и особой значимости духовных цен­ностей вновь приобретают все большее значение. Последнее свя­зано прежде всего с интенсивным процессом роста социальной дифференциации населения по уровню жизни. С не меньшей силой духовные ценности актуализируются и тенденциями ре­гионализации и территориальной автономизации, несущими в себе угрозу распада России как целостного государственного образования [14].

В качестве противовеса этим разрушительным тенденци­ям все более популярным становятся не только идеи, но и в це­лом самосознание значимости духовно-психологического единства россиян, необходимости подкрепления последнего средствами идеологической интеграции. Убедительным пока­зателем этого явился и вполне адекватный вызову времени со­циальный заказ, сформулированный на правительственном уровне, на формирование в новой редакции российской обще­национальной идеи [15].

Этой теме было посвящено и заседание одной из секций проходившей в мае 1997 года в стенах Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов международной на­учно-практической конференции " Гуманитарная культура как фактор преобразования России". Анализ заслушанных на сек­ции докладов и содержания опубликованных материалов позво­ляет утверждать, что подавляющее большинство исследователей — за актуальность и позитивное значение самой постановки и разработки проблемы российской общенациональной идеи как одного из существенных условий и фактора преобразования Рос­сии, ее выхода из современного кризиса.

В современной ситуации глобального кризиса, пережива­емого российским социумом, становится особенно ощутимой и болезненной для его судьбы полная утрата многих прежних политических и идеологических скреп и опор, цементировав­ших (хотя заодно и подавлявших многие инновации в сфере науки, культуры и гуманитарного образования) его фундамент. В результате этого возникает известный вакуум там, где на месте старых должны были бы возникнуть новые идеологичес­кие ценности и опоры, способные интегрировать общество и государство.

В таком качестве должна была бы выступить новая кон­цепция жизни и перспектив развития российского общества, спо­собная аргументированно ответить на традиционные вопросы: " кто виноват? " и " что делать? ", равно как и " в каком обще­стве мы живем? " и " какое строим? ". Без ответа на эти вопросы не может быть обеспечено успешное и целенаправленное раз­витие российского самосознания, культуры, науки и гумани­тарного образования. Вот почему попытки дискредитации идеологии как таковой встречают достаточно сильное сопро­тивление с ее стороны. И в этом парадоксальность складывающейся ситуации. Ведь стратегия развития гуманитарного образования нуждается в прочных идеологических опорах, а опереться можно лишь на то, что не поддается давлению, а со­противляется ему.

Российская интеллигенция и перспективы гуманитарного образования. Но задача концептуального и идеологического обеспечения видения перспектив развития гуманитарного об­разования и науки наталкивается, кроме названного выше, еще и на другой социально-психологический барьер. Последний свя­зан с характерной для российского менталитета в целом и для интеллигенции в частности способностью легко увлекаться яркой идеей и отсутствием склонности к скрупулезному ана­лизу " фактов", разработке строгой и выверенной концепции своего развития [16, с. 116].

Выступая весной 1918 года в Петрограде с публичными лекциями " Об уме вообще и русском в частности", великий русский ученый академик И. П. Павлов упрекал " прогрессив­ную" русскую мысль в том, что она не столько заботилась " о просвещении и культивировании народа, сколько о его рево­люционизировании", что " русский ум не привязан к фактам", что идеей диктатуры пролетариата мы... " мозг, голову поста­вили вниз, а ноги вверх. То, что составляет культуру, умствен­ную силу нации, то обесценено, а то, что пока является еще грубой силой, которую можно заменить и машиной, выдвину­ли на первый план" [17].

В аналогичном ключе рассуждал и М. Горький в " Несво­евременных мыслях", предупреждавший русскую интеллиген­цию о преждевременности социалистической революции в неподготовленной к ней крестьянской стихии, когда этой рево­люции не предшествовал период культурного строительства. Да и саму интеллигенцию М. Горький упрекал за неспособность противопоставить социальному произволу и бесправию лично­сти ничего вразумительного, кроме брюзжания. [18, с. 116]

Сегодняшняя ситуация не представляет исключения из это­го правила. Благородный порыв к радикальному обновлению, выстраданный российской интеллигенцией 60-х годов уже XX века, но не подкрепленный сколько-нибудь фундаментальной концепцией или, что почти то же самое, предвидением хода ре­альных перемен, ныне обернулся глобальным кризисом общества. Драматический парадокс этого положения состоит в том, что отсутствие необходимой концепции общественного разви­тия является скорее результатом невостребованности, чем по­казателем реального творческого потенциала российской интеллигенции, скорее ее недостаточной психологической го­товности к диалогу со своими оппонентами и другими субъек­тами социального действия, чем неспособности найти конструктивную альтернативу нынешнему кризису.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия