Глава 21
1. Fromm E. The Sane Society. — London, 1959. 2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. 3. История и психология. — М., 1971. 4. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. — СПб., 1997. 5. Шкуратов В. А. Историческая психология. — М., 1997. 6. Тоффлер А. Футурошок. — СПб., 1997. 7. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. — Минск, 1992. 8. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование // Magister. — 1997. — № 1. 9. Абульханова-Славская К. А., Кольцова В. А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997. 10. Забродин Ю. М. Российские реформы и перспективы развития психологии // Magister. — 1996. — № 6. 11. Парыгин Б. Д. Проблема готовности в социальной психологии // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. — М., 1996. 12. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1997. 13. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. — М., 1995. 14. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориального самоуправления. — СПб., 1993. 15. Парыгин Б. Д. Российская общенациональная идея сегодня // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов / Под ред. В. Е. Триодина. — СПб., 1997. 16. Парыгин Б. Д. Российская интеллигенция как носитель общественного самосознания // Судьба российской интеллигенции: Материалы научной дискуссии. — СПб., 1996. 17. Павлов И. П. О русском уме // Литературная газета. — 1991. — № 30. — 31 июля. 18. Горький М. Несвоевременные мысли // Свободы вечное преддверье. — Л., 1990. 19. Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1990. 20. Запесоцкий А. С. О развитии гуманитарного образования в университете // Magister. — 1996. — № 1. 21. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПб., 1996.
Б. Д. Парыгин СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
Редакторы: О. В. Фокина, Н. В. Фролова Компьютерная верстка Л. В. Климкович Корректоры: Я. А. Бобкова, Е. В. Каоасева, О. В. Фокина Дизайн обложки В. Е. Черкасов ЛР№ 000075 от 04.02.99. Подписано в печать 09.03.99. Формат 60x88/16. Гарнитура Times New Roman Cyr. Печ. л. 37, 0. Тираж 5000 экз. Заказ № 314. Издательство Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15. Издательство СЗТК Отпечатано с готовых диапозитивов в ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга» Комитета Российской Федерации по печати 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29
[1] 'Подробно об этой странице в истории отечественной социальной психологии и ее проблемах см. [1], [2].
[2] 'Подробнее об этом см. [2].
[3] Однако его статус был ограничен рамками факультатива для студентов Педагогического института. [4] 'Проблема самосознания привлекала внимание многих ученых еще в 60-е и 70-е годы. (Е. В. Шорохова, К. К. Платонов, В. П. Тугаринов, И. С. Кон, А. В. Петровский, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова.) Она остается актуальной и в 80-е годы [8], [9]. [5] Особое место здесь занимает и требует разностороннего исследования экологическое самосознание и воспитание личности. На значимость последнего применительно к системе профтехобразования уже указывалось ранее (Парыгина А. А. 1985-87 гг.). [6] 'Несомненный интерес в этой связи представляет целое историко-психологи-ческое направление отчетливо выраженное в русской науке середины XIX — начала XX веков: в трудах П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, М. М. Троицкого, В. М. Бехтерева, П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева, а также плодотворная попытка Е. Ю. Бобровой с позиций исторической психологии исследовать связь психологических особенностей личности с конкретно-историческими условиями ее существования [20].
[7] 'Успехи современной генной инженерии, обеспечивающие уже сегодня эффект " клонирования", или дублирования, генотипа животного и могущие при необходимости быть примененными и для воспроизводства человеческого организма (что пока является предметом острой дискуссии), тем не менее не означают возможность искусственного " тиражирования" духовно-психической индивидуальности личности. Последняя сохраняется даже в феномене сиамских близнецов.
[8] 'Однако еще значительнее может оказаться срок жизни души человека. По традиционным представлениям, сложившимся в индийской философии, срок жизни души исчисляется в 500—600 лет. Если же допустить достоверность сообщений в прессе о многократной реинкарнации Сергея Перова из Волгограда, то наш соотечественник прожил уже 704 года. [9] Предложенная нами в 70-е годы концептуальная квалификация социально-психологических барьеров в качестве системы, выполняющей функцию защиты личности, не должна приниматься слишком буквально. Понятие " система" здесь скорее результат трактовки, вносимой исследователем в его восприятие тех механизмов психологической защиты личности и общности, которые формируются и функционируют преимущественно спонтанно, помимо воли и отчетливого сознательного контроля людей. Но это не дает оснований для сомнений в правомерности исследования тех или иных структур психологической защиты в качестве системы [17]. [10] 'О других способах психической саморегуляции таких состояний, как, например, аутогенная тренировка, медитация и аутогипноз, см. [24].
[11] В задачу настоящего раздела не входит конкретное рассмотрение социально-психологических особенностей различных видов социальной общности (классовой, профессиональной, национальной, политической, идеологической, культурной и т. д.), поскольку это выходит за рамки общей социально-психологической теории и является или должно стать, если еще не стало, предметом специального изучения. Этому соответствует, например, этническая и политическая психология как самостоятельные отрасли социальной психологии. Точно так же религиозная общность исследуется в рамках самостоятельной социально-психологической дисциплины — психологии религии и т. д. [12] Данные приводятся по годам с учетом только трех наиболее приоритетных ценностей по результатам опросов студентов различных вузов и специальностей. [13] В отличие от конформизма, который является вполне осознанной жизненной позицией или даже чертой характера индивида, конформность представляет собой лишь ситуативное и не преднамеренное (не вполне осознаваемое) поведение или свойство человека поддаваться влиянию других людей. [14] Этот подход, предложенный нами и предполагающий вычленение трех аспектов общения — перцептуального, коммуникативного и интеракционного [1, с. 221], — был воспринят и получил развитие у Г. М. Андреевой [2]. Однако сегодня, на наш взгляд, он нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения. [15] См работы А Г Спиркина, Г М Андреевой, А А Леонтьева и др [16] Этот параграф написан с участием Г. П. Макаровой.
[17] Этот параграф написан с участием Г. И. Тереховой
[18] См литературу к главам 17 и 20 [19] Но уже тогда в ряде работ отмечалась противоречивость показателя удовлетворенности [2, с 78—87] [20] Это не значит, однако, что преобладающее настроение есть нечто однородное. Внутри него возможно наличие разнородных, противоречивых, даже противоположных тенденций. [21] Здесь речь пойдет лишь об одном из аспектов динамики общественного настроения — о проявлениях и причинах самой динамичности групповых и массовых настроений. О законах динамики социальных настроений, о путях распространения настроений, об основных стадиях и формах их изменения подробнее см. [7], [8]. [22] Книга Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко представляет собой, на наш взгляд, не только в отечественной, но в мировой науке первый опыт столь фундаментального и разностороннего социологического исследования социального настроения как феномена современности в его теснейшей связи с главными сторонами современной же социальной жизнедеятельности российского общества. [23] Не сказывается ли здесь несомненная психологическая одаренность наших предпринимателей, не страдающих комплексом психологической неготовности к крутым переменам и трансформациям (в том числе и к рынку), чем в свое время был так озабочен как проблемой А. Маслоу9 Их способность в короткий строк осваивать свою деятельность, не имея базового профессионального образования, несомненно, снижает престиж последнего, но вместе с тем и очень остро ставит вопрос о необходимости его реформирования.
|