Схема 26
Смена надстроечной парадигмы
Идея такой перестановки акцентов и представлений о приоритетных и доминирующих ценностях в структуре традиционной модели социума, конечно, нуждается в дальнейшем анализе с точки зрения того, насколько она может быть воплощена в реальный алгоритм жизнедеятельности. Возможности и реальность смены надстроечной парадигмы в прошлом и теперь. Начнем с определения того, насколько она практически достижима вообще. На наш взгляд, вопреки обозначенной ранее модели, характерной для распределения названных ценностей в нашей российской истории, даже в ней можно найти ситуацию если не полного, то хотя бы частичного подобия новой парадигме распределения политических и духовно-нравственных ценностей. Пример такого распределения дает, на наш взгляд, время царствования Екатерины II, когда, по свидетельству выдающегося российского историка В. О. Ключевского, доминантой в структуре социальных ценностей общества того времени было духовно-нравственное начало, вершиной которого являлось состояние социальной психики, преобладающее общественное настроение, в котором было аккумулировано высокое чувство и мироощущение национального достоинства и национального самосознания народа [19, с. 290]. Другим примером той эталонной модели распределения приоритетов, где тон задает социально-психологическая доминанта, представленная преобладающим общественным настроением, общественным мнением и высоко поднятым чувством национального достоинства, является способ связи гуманитарного образования в университетах США с системой тех нравственных ценностей, которые в них впитывает, а затем и реализует в политике будущая правящая элита. Здесь очевидна инструментальная роль политики и идеологии в качестве средства сохранения, поддержания и развития тех ценностей, которые формируются как некая доминанта в духовной атмосфере американского университета. Естественной традицией в такой ситуации становится выработка именно в университетской среде неформального общения, критериев и эмпирических индикаторов для оценки всей системы управления страной, начиная с фигуры скромного менеджера до президента того или иного концерна и даже страны. Это позволяет говорить о том, что искомая нами парадигма перераспределения приоритетов власти и духовно-нравственных ценностей как некая модель вполне достижима в ее практическом осуществлении как в нашем же историческом прошлом, так и в настоящем. Об этом свидетельствует и некоторый наш современный опыт развития университетского образования. Современный опыт развития университетского гуманитарного образования. Примером этого может служить в числе других вузов и опыт Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, в котором в качестве стратегической цели формирования специалиста гуманитарного профиля ставится задача осуществления преемственности, сохранения и развития лучших национальных традиций российского социума, и прежде всего гуманитарной и духовно-нравственной культуры [20]. Этот курс, взятый СПбГУП на приоритетное развитие духовной, правовой, экономической, политической и профессиональной культуры будущего специалиста, получает аргументированное обоснование в культуроцентристской концепции образования, предложенной А. С. Запесоцким [21]. Есть все основания предполагать, что реализация культуроцентристской концепции в качестве стратегии вузовского, и прежде всего гуманитарного, образования позволит со временем привести к смене рассмотренных выше парадигм и способствовать на пороге XXI века как свободной и всесторонней реализации творческого потенциала нового молодого поколения, так и духовно-нравственному преобразованию России. Необходимость социально-психологического обеспечения гуманитарного образования и духовного здоровья общества. Такая смена предполагает расширение поля практического внедрения культуроцентристской концепции и выход за ее рамки одного или несколько вузов на широкий простор университетского образования в стране в целом. А это, в свою очередь, возможно лишь при условии всестороннего как экономического, правового, так и научного, и в частности социально-психологического, обеспечения готовности всего общества, народа и государства к включению своих сил в решение обозначенных выше задач. Существенную роль здесь могли бы сыграть концепция и программа социально-психологического исследования и обеспечения эффективности гуманитарного образования. Их разработка и последующая реализация позволили бы поднять уровень психологической готовности молодого специалиста к продуктивной профессиональной деятельности и в экстремальных условиях современной жизни. Это, в свою очередь, явилось бы надежной гарантией неповторения ошибок прошлого опыта и условием формирования не только социального оптимизма, но и самого общества, подлинно здорового во всех отношениях.
|