Сложная деструктивная дилемма
Дилемма такого вида содержит одну посылку, состоящую из двух условных суждений с разными основаниями и разными следствиями; вторая посылка есть дизъюнкция отрицаний обоих следствий; заключение является дизъюнкцией отрицаний обоих оснований. В форме, обычной для традиционной логики, сложную деструктивную дилемму можно представить в виде следующей схемы: Если А есть В, то С есть D; если Е есть F, то К есть М. С не есть D или К не есть М. ___________________________ А не есть В или Е не есть F.
Примером рассуждения по форме сложной деструктивной дилеммы может быть следующий вывод:
Если Петров честен, то, не выполнив задания сегодня, он признается в этом, а если Петров добросовестен, то он выполнит задание к следующему разу. Но Петров не признался в том, что он сегодня не выполнилзадание, или не сделал его к следующему разу. __________________________________________________ Петров не честен или не добросовестен4.
Схема сложной деструктивной дилеммы такая: Этой схеме соответствует формула которая является законом логики.
В предыдущих схемах, соответствующих четырем видам дилеммы, во второй (разделительной) посылке союз «или» взят в соединительно-разделительном смысле, т. е. взята нестрогая дизъюнкция (v). Будут ли формулы алгебры логики, соответствующие дилеммам (четыре вида), тождественно-истинными, если союз «или» употребляется в строго разделительном смысле, т. е. если взята строгая дизъюнкция (v)? Являются ли законами логики следующие формулы: 1) 2) 3) 4) (Так как конъюнкция связывает «теснее», чем импликация, то скобки можно опустить.) Автором этой книги показано5, что независимо от того, какая дизъюнкция (строгая или нестрогая) входит в соответствующие формулы, простым дилеммам (конструктивной и деструктивной) соответствуют законы логики. Сложным дилеммам (и конструктивной, и деструктивной) соответствуют законы логики лишь в том случае, если, союз «или» рассматривается как нестрогая дизъюнкция. Но в ходе рассуждения, построенного в форме сложной дилеммы, человек употребляет именно строгую дизъюнкцию, ибо перед ним две взаимоисключающие возможности (причем обе они нежелательны). Это несоответствие возникло из-за отсутствия полного совпадения смысла союза «если... то» и смысла материальной импликации (в двузначной логике). Некоторые логики под дилеммой понимают такое умозаключение:
Если А есть В, то С есть D; если Е есть F, то G есть H. Но С не есть D и G не есть H. ___________________________________ Следовательно, А не есть В и Е не есть F.
Пример: Если бы я был богат, то я бы купил автомобиль. Если бы я был бесчестен, то я украл бы таковой. Но я его не купил и не украду. _______________________________ Я не богат и не бесчестен.
Но здесь вторая посылка и заключение являются конъюнктивными, а не дизъюнктивными суждениями (как это должно быть по правилам построения дилеммы), поэтому приведенное выше умозаключение не является дилеммой, так как в нем нет разделительной посылки, характерной для дилеммы. Это умозаключение есть простая сумма двух условно-категорических умозаключений, построенных по правилу modus tollens, который дает истинное заключение. Формула modus tollens такая:
1. Если бы я был богат, то я бы купил автомобиль. Я не куплю автомобиль. ________________ Я не богат.
2. Если бы я был бесчестен, то я украл бы автомобиль. Я не украду автомобиль. _________________ Я не бесчестен.
Итак, перед нами условно-конъюнктивное, а не условно-дизъюнктивное (лемматическое) умозаключение.
|