Система человеческих потребностей
Экономическая наука занимается исследованием человечества в повседневных делах его жизни. Повседневным же делом отдельных людей, их объединений и общества в целом является потребление. Потребности - это те нужды, которые человек желает и может удовлетворить в процессе жизнедеятельности. Для человеческих потребностей характерны три особенности. Во-первых, в соответствии с социологическим законом возвышения потребностей, они постоянно возрастают. В поэтической форме процесс возвышения потребностей очень образно раскрыл А.С. Пушкин в сказке «О рыбаке и рыбке». Как известно, героиня этой сказки вначале хотела иметь новое корыто, затем избу, а, удовлетворив первые материальные потребности, захотела повысить свой социальный статус, возжелав стать сначала дворянкой, затем вольной царицей и, наконец, владычицей морскою. Процесс возвышения потребностей можно рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный рост связан с увеличением потребности именно в данном благе независимо от изменения потребности в других благах. Следует заметить, что количественное возвышение в таком понимании имеет определенные пределы. В отличие от количественного роста процесс качественного совершенствования наших потребностей не имеет границ. Можно выделить несколько аспектов качественного возвышения потребностей. Во-первых, постоянно возрастают требования к качеству уже используемых благ. Во-вторых, совершенствуется сама структура потребностей. В-третьих, под воздействием научно-технического прогресса в круг человеческих потребностей вовлекаются принципиально новые виды благ. В частности, еще в 80-х годах прошлого столетия появились программы по изучению генома человека. В процессе выполнения этих программ уже прочитано около 5 тысяч генов (полный геном человека содержит 50-100 тысяч). Обнаружен ряд новых генов человека. Генная инженерия приобретает все большее значение в генотерапии. Потому, что многие болезни заложены на генетическом уровне. Именно в геноме заложена предрасположенность ко многим болезням или стойкость к ним. Многие ученые считают, что в XXI веке будет функционировать геномная медицина и генная инженерия. В международном научном сообществе существует четкое понимание того, что в связи с ростом народонаселения Земли, которое по прогнозам ученых должно достичь к 2050 году 9-11 млрд. человек, необходимо удвоение или даже утроение мирового производства сельскохозяйственной продукции, что невозможно без применения трансгенных растений, создание которых многократно ускоряет процесс селекции культурных растений, увеличивает урожайность, удешевляет продукты питания, а также позволяет получить растения с такими свойствами, которые не могут быть получены традиционными методами.Однако, генетически модифицированные продукты, вне всякого сомнения, могут содержать токсины и представлять угрозу для здоровья людей. В 1989 году в результате пищевой добавки L-tryptophan погибло 37 и пострадало (в том числе получило пожизненную инвалидность) свыше 5000 человек (у которых было обнаружено болезненное и нередко приводящее к летальному исходу поражение кровеносной системы - эосинофильно-миальгический синдром).Вторая особенность, определяющая человеческие потребности, связана с законом насыщения потребностей (законом убывающей интенсивности). Впервые данный закон был сформулирован в середине XIX века немецким ученым Г. Госсеном. Он гласит, что каждая дополнительно потребленная единица данного блага приносит субъекту все меньшее удовлетворение, а значит, представляет для него и меньшую ценность, чем предшествующая единица. В экстремальном варианте полезность от потребления еще одной единицы данного блага может быть даже отрицательной. В этой связи можно вспомнить легенду о лидийском царе Мидасе, который необдуманно попросил бога Диониса сделать так, чтобы все, к чему он прикасался, «превращалось в чистое, блестящее золото!». Как известно, бог выполнил просьбу Мидаса, но блаженство от владения золотом превратилось для него в наказание. В конце концов, чтобы избежать голодной смерти, Мидас был вынужден обратиться к богу с просьбой об отмене этой «благодати». В-третьих, система человеческих потребностей значительно трансформируется применительно к отдельным индивидам, половозрастным и социальным группам населения. Большое влияние на процесс формирования потребностей оказывают природно-климатические условия проживания, культурные, религиозные и национальные традиции. Все это реализуется в институциональных нормах поведения населения, в том числе и потребительского характера. Последнее можно проиллюстрировать следующим примером: уровень душевого потребления мяса и мясопродуктов в США превышает соответствующий показатель Японии в 2, 7 раза. В то же время душевое потребление рыбы и рыбопродуктов составляет в этой стране 20 % от японского уровня. Такие существенные различия в потреблении можно объяснить лишь проявлением национальных приоритетов в системе потребностей, так как экономически обе страны могут обеспечить примерно равный уровень потребления этих продуктов. Планирование хозяйственной деятельности предполагает систематизацию и ранжирование человеческих потребностей. Первая попытка такого рода была предпринята древнегреческим философом Платоном, который выделял потребности связанные с телом (эротические, в питании, одежде, в жилье), а также потребности в общении, красоте, исполнении долга, в знаниях. В разработанной им модели идеального государства определяются и формы удовлетворения этих потребностей. По его мнению, справедливым является унифицированное потребление для каждой из трех выделенных им групп: философов, стражей, земледельцев и ремесленников. Основой для уравнивания в его теории служит общая собственность. Современные экономисты используют разные критерии для классификации человеческих потребностей. Наибольшее признание получила иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Согласно классификации Маслоу все потребности в порядке иерархии делятся на пять групп: - физиологические (голод, жажда, холод, сон); - в безопасности (защите от боли, страха, гнева); - социальные (стремление к любви, отдыху, общению); - в уважении (со стороны окружающих, самоуважение); - в самовыражении (развитие способностей и их эффективное использование). Потребности, составляющие пирамиду, удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала идет удовлетворение потребностей, обеспечивающих материальные условия жизни, а затем социальных и духовных.
Рис. 1. Пирамида потребностей по А.Маслоу
В отечественной экономической литературе наиболее распространено деление потребностей на материальные, социальные и духовные. При этом под материальными потребностями (их еще называют витальными от латинского виталис – жизненный) понимаются главным образом физические потребности человека в пище, одежде, обуви и т.д. Социальные потребности определяются общественной природой человека. К ним относятся потребности в общении, труде и отдыхе, здравоохранении, образовании. К духовным относятся потребности, связанные с интеллектуальным развитием человека. Это потребности в научных знаниях, культуре, искусстве. Следует отметить, что все градации потребностей достаточно условны, для одного человека чтение художественной литературы является потребностью, ради которой он может отказаться от каких-либо материальных благ, а для другого - чтение может даже не входить и в круг высших потребностей. Для всех потребностей характерно одно общее свойство – они неутолимы.
|