Определите, где высказывание относится к рационализму(онтологическому, гносеологическому, этическому) , а где к сенсуализму
а) Мысли – это продукт обработки чувств (Локк) б) Следует признать, что человеку присуща врожденная способность мыслить. Он в состоянии выявить основные глубинные знания о мире, заложенные богом или природой. Найдя, придумав или открыв эти знания, мы можем все остальное вывести из них по законам логики, а уж потом при помощи эксперимента или наблюдения проверить, насколько они применимы к миру. Главное выводить знания друг из друга, шаг за шагом, последовательно, ничего не пропуская. в) знание, имеющее необходимый и всеобщий характер, обретается исключительно благодаря разуму, который выступает одновременно и критерием его истинности г) нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущении д) Гегель. Начало и сущность мира абсолютная идея или абсолютный разум. Мир – внешнее выражение мысли, а познание мира становится самопознанием, т.е. постижением мыслью собственного содержания. е) Каждый нормальный человек на вопрос, откуда известно, что раза красная и прекрасно пахнет, сошлется на свои ощущения. Я вижу, скажет он, красный цветок и ощущаю его аромат. Следовательно, ощущения – подлинный источник знаний. ж) Д. Юм сводил познание к впечатлениям, считая содержание сознания (или «идеи») их простым воспроизведением з) Гоббс познание представляет как сложение и вычитание отдельных мыслей. Отсюда единственным научным методом познавательной деятельности может быть лишь математический метод, опирающийся на сложение и вычитание и) знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он – источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума. к)попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее л) Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми он может оперировать по правилам дедукции Тесты 1.Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело: а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства; б) формирование наук, в первую очередь, естественных; в) становление абсолютной монархии; г) подъем народного революционного движения.
2. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это: а) развитие человеческого духа и знаний о мире; б) достижение славы и власти; в) общественная польза и улучшение жизни людей; г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.
3.По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон является родоначальником европейского: а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма; в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма.
4. По Ф. Бэкону, эмпирия – это: а) опыт, опирающийся на эксперимент; б) изолированное чувственное восприятие; в) форма, присущая самой вещи; г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
5. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это: а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.
6. По мысли Декарта, «материя» и «духовная субстанция»: а) находятся в тесной взаимосвязи; б) существуют независимо друг от друга; в) являются противоположностями и постоянно борются между собой; г) существуют по отдельности, и существование одной исключает существование другой.
7. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал: а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный анализ.
8. Для Декарта оно не нуждается «… ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это: а) абсолютное содержание; б) реальное существование; в) мыслящее Я; г) очевидное явление. 9. Родоначальником либерализма в философии Нового времени является… а) Джон Локк б) Бенедикт Спиноза в) Томас Гоббс г) Бернард Мандевиль
9. Монада» в учении Г.В. Лейбница – это: а) единая субстанция б) простая субстанция в) духовный модус г) объективная акциденция
10. Между монадами Г.В. Лейбница существует: а) множество отношений; б) гармония б) полное отсутствие отношений; в) постоянная борьба
11.Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Г.В. Лейбница способны к: а) рефлексии; б) перцепции в) апперцепции г) индукции
12. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие: а)перцепцией б)апперцепцией в)перцепцией и апперцепцией г) ощущениями и ясными представлениями
13. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме …» а) самих чувств б) самого разума в) случайного г) эмпирического
14. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах является: а) философия б) физика в) логика г) этика
|