Основные черты средневековой философии
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке. 2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм. 3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог. 4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста. 5. Креационизм – главный принцип онтологии, а откровение – главный принцип гносеологии. Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита – его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественно-научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики. В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилось сделать служанку богословия. Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин (354–430), Боэций (480–524), Эриугена (810–877), Аль-Фараби (870–950), Ибн Сина (980–1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126–1198), Пьер Абеляр (1079–1142), Роджер Бэкон (1214–1292), Фома Аквинский (1225–1274), Оккам (1285–1349) и др. Хледует помнить, что мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африке происходило в упорной борьбе с другими религиозными и философскими течениями.
|