По классической и постклассической философии
Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности. Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютный дух –часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии. Автономная воля – категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т. п. Антиномии – противоречащие друг другу суждения. Антитезис – противоположное тезису положение. Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный. «Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой. Воля – центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития. Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир. Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулированы три основные закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания. Императив – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку. Иррационализм – направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное). Категории диалектики – основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например возможность, действительность, необходимость, случайность и т. п. Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения. Любовь – согласно философии Фейербаха – главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «Ты». Максима – правило поведения, внешне выраженная формула поведения. Младогегельянцы – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод. Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания. Неотомизм – философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности, индивидуальности и соборности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное откровение. Подобно томизму, неотомизм считает философию служанкой богословия. Неофрейдизм – направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от биологизма 3. Фрейда неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой. «Не-Я» – окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте. Объективный дух – часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве. Опредмечивание – превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры. Отчуждение – категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека. Отчужденная сущность человека – в философии Фейербаха это Бог, в других философских системах – душа, труд и др. Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него – успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины. Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации. Перцепция – чувственное восприятие действительности. Распредмечивание – превращение вещи в идею, принцип. Синтез – соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие). Старогегельянцы – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему. Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания. Тезис –• первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения. Тождество – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект. Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта. Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания. Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний. Триада – метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса. Феноменология – философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т. е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики. Философия жизни – иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу. Фрейдизм – общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества. Экзистенциализм – философия существования в отличие от классической философии сущности. Существование в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции неприменимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдегге-ру, есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глубоко трагична.
|