Метод — это способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата
Когда речь идет о научных методах, то имеют в виду, прежде всего, те приемы и способы, которые помогают получить истинное знание. Лишь благодаря использованию научно обоснованных методов человеческая деятельность может быть эффективной. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит того, кто идет по бездорожью. Научный метод должен отвечать определенным критериям научности. Признаком научного метода является его обоснованность. Основательность метода обусловлена глубиной и адекватностью знаний об объекте. Знание имеет две функции, во-первых, как информация об объекте, а во-вторых, как метод познания. Эта функция знания характерна для любой его формы: понятия, закона, теории. Наиболее развитой формой знания является теория. Теория — это система основных положений, в которых обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Обоснование научного метода не может быть полностью выведено из известной теории объекта. Метод в своем проявлении есть не что иное, как деятельность познающего субъекта с объектом. Метод включает в себя такие элементы: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности. Игнорировать эти элементы при научном обосновании метода нельзя. Теория метода называется методологией. Методология и есть теория познавательной деятельности. Она — теоретическое обоснование методов и форм научного познания. Методы научного познания многообразны и отличаются друг от друга. Метод всегда зависит от объекта, на изучение которого он направлен. В зависимости от предметной направленности различают физические, химические, биологические, социальные и др. методы исследования. В научном познании на эмпирическом и теоретическом уровнях ставятся существенно различные задачи. И потому и методы будут различаться. По степени общности методы бывают: частные, общенаучные и всеобщие. Частные методы применимы в узкой области конкретных исследований. Общенаучные методы применимы в гораздо более широкой сфере научных исследований. К ним относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция и ряд других. Всеобщие методы — философские. В научном познании различают два уровня: эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, моделирование. Наблюдение — целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Наблюдение ведется всегда в соответствии с определенными познавательными задачами. В науке оно производится по заранее намеченному плану, осуществляется организованно и систематически, требует достаточного времени. Эксперимент — сердцевина эмпирического исследования. Латинское слово «экспериментум» буквально означает пробу, опыт. Эксперимент и есть испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Постановке эксперимента предшествует соответствующая подготовительная работа. Разрабатывается программа эксперимента; если нужно, то изготовляются специальные приборы, измерительная аппаратура. В отличие от наблюдения эксперимент представляет собой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и процессов путем создания условий, позволяющих выделить определенные связи явлений и многократно воспроизводить их. Составляющими эксперимента являются: экспериментатор, изучаемое явление, приборы. В случае приборов речь идет не о техническом устройстве типа компьютера, микроскопов и телескопов, призванных усилить чувственные и рациональные возможности человека, а о приборах-детекторах, приборах-посредниках, фиксирующих данные эксперимента. В современных условиях эксперимент чаще всего производится группой исследователей, которые действуют согласованно. Важнейшим моментом эксперимента являются измерения, они позволяют получить количественные данные. При измерении сопоставляются качественно одинаковые характеристики. Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. Иногда экспериментируют не над оригиналом, а над его моделью, то есть над ругой сущностью, похожей на оригинал. Полное совпадение свойств модели и оригинала никогда не достигается, причем по очень простой причине: модель не есть оригинал. Большое значение в современной науке и практике имеет также метод моделирования. Моделирование — это материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта. Моделирование может быть чувственно-наглядным и абстрактным (логико-математическим). Модель должна воспроизводить существенные структурные и функциональные особенности оригинала, позволяющие понять его закономерности. Построение модели дает возможность объяснить сущность непонятного или мало изученного явления путем сопоставления его с хорошо известным, изученным объектом. Моделирование особенно значительную роль играет в тех случаях, когда непосредственное изучение свойств оригинала по каким-либо причинам невозможно, или затруднено, или экономически нецелесообразно. Этот метод широко и успешно применяется в физике и технике, в биологии и физиологии, в социологии и экономике. С помощью современных кибернетических устройств моделируются процессы чувственного восприятия, памяти и логического мышления. К теоретическим методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении (разложении) целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез — это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое. Эти метода различны и в известном смысле противоположны, но вместе с тем они неразрывно связаны друге другом. Они представляют различные стороны единого целостного процесса познания. В объективном мире существуют целое и его части, единство и различие, непрерывность и дискретность, постоянно происходят процессы распада и соединения, разрушения и созидания. Люди в своей практической деятельности осуществляют эти процессы, направляя их в соответствии со своими целями. Все науки пользуются методами анализа и синтеза. При этом в естественных науках анализ и синтез производятся там, где это возможно не только теоретически, но и практически. Без изучения частей с помощью анализа нельзя понять целого. Без изучения целого с помощью синтеза нельзя, в свою очередь, до конца понять части, потому что неясными остаются их функции в составе целого. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Индукция — это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Дедукция — это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному. Эти методы различны, но также взаимосвязаны друг с другом и составляют различные стороны единого процесса познания. Оба эти метода базируются на наличии связи общего, особенного и единичного. Индуктивный метод имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, когда идет накопление фактического материала и его обобщение. Дедуктивный метод необходим в теоретических науках, когда делаются логические умозаключения применительно к частным фактам. Научное познание действительности осуществляется с помощью исторического и логического методов. Исторический метод — метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Для истории характерны: • последовательность событий во времени; • наличие многообразных случайностей. Логический метод является особым методом отражения того же исторического процесса, только освобожденным от стройности изложения исторических случайностей. Историческая наука требует умения выделять основное, главное, а для этого нужно знать сущность рассматриваемого предмета. А с другой стороны, нельзя вскрыть сущность предмета, пренебрегая его историей. Логический анализ направляется на рассмотрение той или иной исторической формы в ее наиболее развитом, зрелом состоянии. Поскольку логический метод служит для обобщенного отражения исторического процесса, логическая и историческая последовательности в основном совпадают. В познании большое значение имеет взаимосвязь абстрактного и конкретного. На ступени чувственного познания человек непосредственно соприкасается с окружающей действительностью, которая выступает как конкретная в многообразии своих качеств и свойств. Мы идем от конкретного (в чувственном созерцании) к абстрактному (в отвлеченных понятиях) и от него вновь к конкретному. С помощью абстракции при изучении художественного произведения мысленно выделяются его идейное содержание, композиция, сюжет, типичные образы и т. д., но для того чтобы получить конкретное знание того или иного произведения, нужно синтезировать все эти стороны, установить их органическую взаимосвязь и таким образом охарактеризовать его как единое целое. В развитии научного познания большое значение имеют гипотезы. Гипотеза — научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Переход от гипотезы к теории часто сопровождается уточнением и исправлением, обогащением и совершенствованием гипотезы. Если гипотеза опровергается практикой, она должна быть отклонена как ошибочная. Быстрое развитие научных знаний приводит к возникновению большого количества сменяющих друг друга гипотез. И это закономерно. Гипотеза является важной формой развития естествознания. Но и в общественных науках гипотезы имеют большое значение. Гипотезы могут выдвигаться не только относительно общих закономерностей, но и для объяснения частных фактов. В отличие от гипотезы теория представляет собой знание достоверное, т. е. такое знание, истинность которого доказана и проверена общественной практикой. Это знание о действительности, а не только о возможном. Будучи достоверным знанием, теория дает объяснение явлений. На основе уже установленных законов теория содержит возможность открытия новых законов, т. е. содержит в себе импульс собственного развития.
þ Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники
Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ», которое означает «умение», «мастерство», «искусство». В настоящее время термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах: • как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности; • как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности (техника письма, рисования, техника выполнения физических упражнений и т. п.). Применение и изготовление технических средств — специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и природой технические средства труда. Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека и их функций. Ткацкий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и железнодорожный транспорт воспроизводит функцию передвижения и т. д. В основе развития технических средств лежат: • принцип функционального моделирования; • принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника образуют единую систему). Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Вся история техники — это история последовательного замещения технологических функций человека. Технический прогресс — это последовательная передача, преобразование трудовых функций человека в функции технических средств: • транспортная функция (подъем, перемещение грузов) человека была передана техническим механическим устройствам (рычаг, каток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п.; «машина — сочетание соединенных вместе деревянных частей, обладающее огромными силами для передвижения тяжестей», — так писал римский инженер Витрувий в I в. до н. э.). • энергетическая функция человека была передана техническим средствам: водяное колесо, паровой двигатель, электрический мотор и т. п.; • технологическая функция (направленная на изменение предмета труда: резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисление материала и т. п.) более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений (примером первого технического средства для замены человека в выполнении технологических функций является сверлильный станок, ткацкий станок; одна из ранних технологических машин, водяная мельница, была создана и применялась еще в I в. до н. э.). В развитии технологических машин выделяют три направления: • становление таких машин, как прессы, молоты (увеличение размеров ручных орудий при сохранении схемы их действия); • становление таких машин, как токарные, сверлильные и деревообрабатывающие станки, которые обеспечивали необходимые движения; • становление таких машин, как прядильные, ткацкие станки, которые выполняли технологические функции пальцев рук человека (эти машины ознаменовали техническую революцию XVIII— XIX вв.). В XIX в. возник новый тип промышленного предприятия — механизированные фабрики, оборудованные системой машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов; функция контроля и управления была передана от человека к техническим средствам, что составляет содержание автоматизации производственных процессов (первые автоматические устройства создавались с древности: пневмоавтоматы для открывания дверей храма, для ловушек грабителей пирамид и т. п.; в XII в. философ Больштадт построил робота для открывания дверей; в XVIII в. «театр автоматов» русского механика И. Кулибина; первые промышленные автоматы в XVIII в.: регулятор уровня воды в котле паровой машины, регулятор вращения вала паровой машины). В XX в. созданы электронные регулирующие приборы, автоматизированные технологические системы, автоматизированные системы управления (АСУ), системы дистанционного управления. Функция принятия решения передается человеком техническим средствам — электронным вычислительным системам (ЭВМ). ЭВМ выполняют: • вычислительные операции; • отбор, систематизацию, классификацию информации; • выполнение математических и логических операций, задаваемых программой; • оценку, сравнение просчитанных вариантов решения; • осуществление автоматического управления сложными технологическими процессами.
История техники имеет три этапа: • преобладание ручных орудий труда; • преобладание механических устройств; • преобладание автоматизированных устройств.
Наряду с техническими устройствами, применяемыми в производстве, развивались и другие виды деятельности, которые имеют свою специфическую технику (военная техника, техника транспорта и связи, техника бытовая, техника образования, медицинская техника, техника науки и т. п.).
Уровень развития техники определяет: • производительность труда в обществе; • образ жизни людей в обществе; • оказывает влияние на социальную структуру, политическую организацию, духовную жизнь общества.
Развитие капитализма, конкуренция, стремление произвести более дешевые товары стимулировали рационализацию производства, создание и внедрение новой техники. Развитие науки является одним из главных условий развития техники.
Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиций: • наука играет определяющую роль: наука — производство знаний, а техника — применение полученных знаний; • наука и техника независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития: наука стремится к истине, а техника развивается для решения практических проблем; • ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники. Мельница, часы, насосы, паровой двигатель создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств. Человек в древности научился выплавлять металл, не зная физических и химических законов. Знания «как делать» могут приходить от предков и богов, без понимания научных законов. Человек может использовать законы природы, не зная, не понимая их, не сумев отделить закономерное от случайного. Если заменить человека техническим устройством, то результат зависит от устройства машины, действие механизма всегда приводит к однозначному результату, а механизм можно изучать, как он работает, выявить закономерности. В технике моделируются связи природы, а наука их исследует и описывает в теориях. Наука, с точки зрения этого подхода, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств, и выявляют знание о реальных связях в природе. Так возникает наука механики — первая из естественных наук. Наука вплоть до конца XIX в. шла вслед за техникой, за изобретениями практиков (часовщик Уайт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную машину, ювелир Фултон — пароход). В конце XIX в. ситуация меняется: целые отрасли промышленности и техники создаются на основе открытий науки: электротехническая, электронная, химическая, различные виды машиностроения. В настоящее время создание новых видов технических устройств опирается на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: от первенства техники к первенству науки. Начало научно-технической революции относят к середине 40-х гг. XX в.: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развития общества.
НТР изменяет: • условия, характер и содержание труда; • структуру производительных сил и общественное разделение труда; • отраслевую и профессиональную структуру общества (уменьшение доли людей занятых в материальном производстве: в США только 10% работников заняты напрямую в производственных операциях, но возрастает доля, занятых в сфере услуг); • вызывает рост производительности труда (например производительность труда в обрабатывающей промышленности США в 1995 г. в 5 раз выше, чем в 1950 г., производительность труда в сельском хозяйстве США в 35 раз возросла по сравнению с 1900 г.); • оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей; • оказывает влияние на взаимоотношения общества, человека и природы, обусловливает появление глобальных проблем современного человечества.
Главные научно-технические направления НТР: • комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; • открытие и использование новых видов энергии; • создание и применение новых конструкционных материалов; • биотехнология; • информатизация.
Знания и информация становятся основным ресурсом современного производства. Овладение электрической энергией и атомной энергией в XX в. — обусловило революционные изменения в технике. В начале 90-х гг. XX в. по научно-техническому потенциалу первое место занимали США (1 млн. ученых, 2, 8 % валового национального продукта на научные работы), второе место — СССР (2 млн. ученых, 3, 5 % валового национального продукта СССР на науку). За время рыночных реформ в России (1990—2000 гг.) к 2000 году количество ученых сократилось в 2 раза, затраты на науку составляют менее 1 % ВНП, фактическая сумма затрат на науку в современной России в тысячи раз меньше затрат США (в США в год на науку — 200 млрд. долларов, в России в год 115 млн. долларов), научно-технический потенциал утрачен во многих областях науки и техники.
Философия техники изучает: • природу и сущность техники и ее значение для судеб человеческой культуры; • проводит оценку технических проектов, прогнозы развития техники и инженерного образования.
Зарубежные философы техники вслед за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфортом связывают с техникой кризис европейской культуры и цивилизации. Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу себе и природу, и самого человека. Ясперс утверждает, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, разрушаются, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины — поставляющего производства. Мэмфорт видит причину кризиса в чрезмерном усилении в культуре значения «мегамашин» — сложных иерархических организаций человеческой деятельности. Но Хайдеггер и Мэмфорт верят, что можно решить проблемы, порожденные техникой, опять же с помощью техники, но более гуманной и совершенной: выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой. Философия техники — это широкая рефлексия над техникой, включающая не только философские, но и методологические, аксиологические, символические, проектные формы анализа. Техника — это не просто орудия, машины, механизмы, сооружения (некая субстанция), а прежде всего она предстает как глубинный и глобальный аспект человеческой деятельности и культуры. Изучение техники предполагает признание неблагополучия, кризис культуры, требование понять технику как момент этого неблагополучия. Техника является неотъемлемой стороной современной культуры и цивилизации, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями. В технике Нового времени человек видит действие законов природы и свое собственное техническое творчество. Само выделение техники в современной культуре происходило при одновременном формировании особого культурного замысла: описать в естественной науке законы природы, а затем, опираясь на эти законы, создать такие условия, в которых бы «высвобождались» и целенаправленно использовались силы и энергии природы (это задача инженерной деятельности), и, наконец, на основе инженерных разработок создать промышленность, которая бы обеспечила потребности человека. Современные исследования показывают, что отрицательные последствия развития современной техники способствуют развитию трех основных кризисов: • разрушение и изменение природы (экологический кризис); • изменение и разрушение человека (антропологический кризис); • неконтролируемые изменения деятельности организаций, социальных инфраструктур (кризис развития).
Влияние техники на человека и его образ жизни менее заметно, чем негативное влияние техники на природу. Тем не менее, оно существенно. Здесь и полная зависимость человека от технических систем обеспечения, и технические ритмы, которым должен подчиняться человек (производственные ритмы и циклы, транспортные, коммуникационные ритмы, скорости процессов), и потребности, которые исподволь или явно формируют технические новации. Человек и природа не успевают адаптироваться к стремительному развитию технической цивилизации. Изучение техники должно помочь в разрешении кризиса нашей культуры, должно исходить из идей ограничения экстенсивного развития техники (или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса), трансформации технического мира, концепций создания принципиально новой техники, которая обеспечивает безопасное развитие и существование человека, природы, техники. Наряду с минимизацией потребностей и их разумным развитием, отказа от инженерных проектов, эффект и последствия которых невозможно точно определить, должно измениться и само понимание техники. Должно прийти новое понимание техники, с одной стороны, как проявление сложных интеллектуальных и социокультурных процессов (познания, исследования, инженерной и проектировочной деятельности, развития технологий и т. д.), с другой стороны, как особой среды обитания человека, навязывающей ему архетипы, ритмы функционирования, эстетические образы и т. п. Техника включена в человеческое существование и влияет на него значительно. Техника событийна, в технике человек встречается с самим собой, со своими замыслами и идеями, но такими, которые выступают в форме отчужденной технической реальности. В отношении к технике человеку надо решать не только проблемы эффективности или надежности, но и такие проблемы, как судьба техники, смысл техники, сосуществование с техникой, освобождение от технической обусловленности и т. п. То есть необходимо решать сугубо философские и гуманитарные проблемы, связанные с техникой. Как самостоятельная реальность, техника дается сознанию в форме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются людьми как благо или напротив как несвобода, риск, угроза существованию. Техника XX в. поставила человека перед выбором: либо ты личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. Необходимо достичь гармонии человека, техники и природы. Человек не должен в технике забывать самого себя. þ Философия позитивизма. Первая историческая форма позитивизма. Философия О. Конта.
Позитивизм появился как самостоятельное философское направление в 30-е годы прошлого столетия и до 50-х годов XX в. оставался одной из наиболее влиятельных ветвей западной философской мысли. Многие идеи позитивистов оказали сильное воздействие на духовную культуру западного общества; среди них ведущую роль играют такие идеи, как отрицание метафизики, представление о том, что философия не может быть ни чем иным, как продолжением науки, различение абстрактных и конкретных наук, идея научного анализа общества (само слово “социология” вошло в европейскую культуру после работ О. Конта). До сих пор велико влияние позитивистских идей в научной среде, особенно популярны выдвинутые этим направлением критерии научности. И это не удивительно, так как позитивизм обращен в первую очередь к ученым, претендует на роль единственно научной философии – философии, которая посредством научных методов лишь правильно обрабатывает обобщения, достигнутые в частных областях науки, является органической частью науки. Однако, если взглянуть на те изложения позитивизма, которые представлены в учебной и справочной литературе, обратиться к критическим замечаниям, которые сопровождают эти изложения, общественная роль и влияние позитивизма окажутся совершенно непонятными. Если внимательно посмотреть, за что критикуют позитивизм, то обнаруживается, что в качестве моментов, неприемлемых с точки зрения некоторых исследователей, выступают агностицизм, скептицизм, эклектизм, субъективный идеализм, объективный идеализм, конвенционализм, эмпиризм и т. д. Уже одно это перечисление показывает, что речь, очевидно, идет о весьма сложном явлении. Позитивизм (от латинского positivus – положительный) – философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование (Философская энциклопедия, т. 4, с. 287). Позитивизм появился и расцвел в середине XIX в. в силу двух основных факторов. 1). Успехи капиталистического производства в результате промышленной революции конца ХVIII в. привели к тому, что буржуазия становится заинтересованной в развитии науки. Наряду с этим огромную роль в раскрепощении науки сыграла та антирелигиозная борьба, которую вели французские философы ХVIII в., противопоставившие Библии Энциклопедию. Это привело в начале XIX в. к колоссальному развитию науки. Появляются первые научные лаборатории, резко растет количество издаваемых научных журналов, споры вокруг научных проблем все больше начинают занимать обыденное сознание. 2). Наблюдается известное разочарование значительной части научной интеллигенции в глобальных философских построениях типа гегелевской системы. Это происходит как потому, что Гегель во многих случаях подгонял результаты конкретных наук под схемы своей философии, так и потому, что подобные системы не давали без специальной работы методологических оснований конкретно-научной деятельности. Возникла потребность в учении, которое связано было бы с конкретными науками и стояло бы не над ними, а органично вплеталось бы в их структуру, обобщая данные этих наук и разрабатывая их методологические принципы. Именно эту роль и взял на себя позитивизм, в частности, так осознавал эту роль основатель позитивизма О. Конт. И нужно заметить, что в ряде аспектов позитивизм очень хорошо удовлетворял потребности общества. Лекции О. Конта, которые он читал частным образом у себя дома, посещали такие выдающиеся ученые, как Александр Гумбольдт, математики Фурье и Пуансо, биолог Бленвиль и др. Позитивизм в своей первой, «классической», форме представлен прежде всего взглядами О. Конта, которые изложены в его шеститомном «Курсе позитивной философии» (1830-1842) и сжато выражены в «Духе позитивной философии» (1844), а также учениями его английских последователей Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Конт, Спенсер и Миль существенно расходятся друг с другом в решении основного вопроса философии. О. Конт больше склоняется к материалистическому решению (хотя, конечно, весьма непоследовательно). Дж. С. Милль выступает как убежденный субъективный идеалист, а Г. Спенсер, вне всяких сомнений, является последовательным дуалистом. В вопросе о познаваемости О. Конт ближе к решению, признающему возможность познания мира, во всяком случае, он не видит принципиальных ограничений на этом пути. Дж. Милль близок О. Конту, а Г. Спенсер – убежденный агностик, не случайно его работа «Основные начата» открывается разделом «Непознаваемое». Тем не менее, их объединяет общая философская платформа – представление о философии как о преходящей, хотя и необходимой фазе в развитии человеческого познания; всё знание, которым может обладать человек, – это научное, «позитивное» знание.
|