thorn; Концепция личностного знания М. Полани
М. Полани является одним из создателей современного направления англо-американской философии науки. Уже его первые работы содержали серьезную критику позитивизма, безраздельно господствовавшего в философии тех лет. Пересмотру подверглись основные положения позитивистской программы: тезис о беспред-посылочности научного знания, установка на элиминацию «метафизики», абсолютизация индуктивизма и эмпиризма. Позитивистски ориентированному образу науки Полани противопоставляет собственную оригинальную концепцию личностного, или неявного, знания. Эта концепция была изложена в монографии «Личностное знание», впервые вышедшей в 1958 г. в Англии. Полани начинает построение нового идеала научного знания с критики понятия объективности. Традиционное понимание связывает объективность со свободой от личностного произвола и основанностью знаний на опыте. В соответствии с этим пониманием общепринятой целью точных наук является выработка метода постижения истины, дающего абсолютно достоверный результат при условии его правильного применения. При этом личность ученого перестает играть какую-либо значительную роль; ее участие в процессе познания сводится к минимуму. По мнению же Полани, «всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице» (Полани М. Личностное знание. М., 1985, с. 20. Дальше при ссылках на эту работу в данном разделе будет указываться только страница). «Будучи человеческими существами, – пишет М. Полани, – мы неизбежно вынуждены смотреть на Вселенную из того центра, что находится внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями человеческого общения» (с. 20). В чем же проявляется участие человека в процессе познания? В точных науках, которые определяются автором как опирающийся на опыт математический формализм, личностный момент неизбежен в процессе приложения формул к фактам опыта. «Получение данных и проверка данных – этот подлинный мостик между считыванием и вычислением – не может быть полностью автоматическим. Ибо корреляция цифр, подученных с помощью измерения и подставленных в теоретическую формулу, и соответствующего считывания данных с прибора основывается на оценке ошибок наблюдения, оценке, которую нельзя задать с помощью правил... Даже предельно механическая процедура предполагает наличие личных умений» (с. 41). Несомненно и активное участие ученого в такой области, как деятельность, связанная с верификацией или фальсификацией научной теории. В научном исследовании всегда имеются какие-то детали, на которых ученый концентрирует свое внимание или, наоборот, которые он упускает из виду. Так, за 60 лет до открытия Нептуна ученые начали наблюдать отклонения в движении планет, которые нельзя было объяснить их взаимодействием. Однако, большинство астрономов не обращало внимание на этот феномен и не подвергало сомнению теорию гравитации Ньютона. Еще больше доля личностного участия в вероятностных суждениях. Так, в процессе выдвижения и проверки гипотез огромную рать играет личная убежденность ученого, в значительной мере регулирующая ход исследования. Все эти факты позволяют Полани переосмыслить роль опыта в процессе познания. «Опыт, конечно, может подсказать что-то, что укрепит или поставит под сомнение утверждения, касающиеся вероятности или упорядоченности, а это важный фактор, но не более важный, чем, скажем, тема романа для решения вопроса о его приемлемости. Тем не менее, личностное знание в науке является результатом не выдумки, но открытия и как таковое призвано установить контакт с действительностью... Оно заставляет нас отдаться видению реальности с той страстью, о которой мы можем и не подозревать. Ответственность, которую мы при этом на себя принимаем, нельзя переложить ни на какие критерии верифицируемости или фальсифицируемости» (с. 101). Таким образом, свойственное позитивизму понимание объективности как чисто эмпирической фактуальности Полани заменяет представлением о познании как взаимодействии субъекта и объекта, как соотнесении реальности с человеческим миром. Следующим этапом исследования Полани является вычленение структуры личностного акта познания и анализ участвующих в нем сил. Основу личностного знания он усматривает в проявлениях неязыкового интеллекта, т. е. в области умений, навыков и мастерства. В исследовании этих феноменов Полани опирается на «хорошо известный факт, что цель искусного действия достигается путем следования ряду норм или правил, неизвестных как таковые человеку, совершающему это действие» (с. 82). Так, пловцы в большинстве своем не знают закономерности, благодаря которой они держатся на воде, велосипедисты – законов механики, объясняющих равновесие велосипеда при езде. Более того, знание всех этих закономерностей вовсе не обеспечивает умения. «Писаные правила умелого действования могут быть полезными, но в целом они не определяют успешность деятельности; это максимы, которые могут служить путеводной нитью только в том случае, если они вписываются в практическое умение или владение искусством» (с. 83). Отсюда следует вывод, что искусство не может передаваться с помощью системы рациональных правил (говоря другими словами – в безличной, отчужденной форме). Научение мастерству возможно только посредством личного примера, посредством включенности в традицию. Ученик следует за учителем, потому что верит в то, что он делает, даже если он не может рационально проанализировать его действия. «Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю. Этими скрытыми нормами может овладеть только тот, кто в порыве самоотречения отказывается от критики и всецело отдается имитации действий другого» (с. 87). Отсюда следует вывод: общество должно сохранять традиции, если хочет сохранить запас личностного знания. Все сказанное имеет, по мнению Полани, прямое отношение к научному знанию, поскольку и в науке существует практическое знание, которое невозможно передать через формулировки и которое представляет собой некий неформализуемый «остаток». Формализованное и личностное знание имеют, согласно Полани, различные области локализации в сознании. Формально неспецифицируемое умение (или неформализуемое знание) локализуется в области периферического сознания. Тогда как фокусное сознание оперирует эксплицитным, рациональным знанием. Здесь мы подходим к центральному пункту концепции – тезису о неявном знании. В основу этого положения легло уже упомянутое нами различение между двумя типами знания (и соответственно между двумя областями сознания): явным, или эксплицитным, локализованным в центральной области сознания, и неявным, им-плицитным, периферическим. В каждом познавательном акте фокусное сознание направлено на объект, в то время как средства познания, его инструментарий, находятся на периферии сознания. «Фокус и периферия сознания являются взаимоисключающими. Если пианист переключает внимание с исполняемого произведения на движения своих пальцев, он сбивается и прекращает игру. Это происходит всякий раз, когда мы переносим фокус внимания на детали, которые до этого находились на периферии нашего сознания» (с. 90). Если изложить это положение в терминах части и целого, то окажется, что фокусное сознание концентрируется на проникновении в целое, в то время как составные части системы осознаются периферическим сознанием. Применительно к научной познавательной деятельности введенное понимание конкретизируется следующим образом. Интеллектуальным инструментом являются языки научных теорий и обыденный язык. Воспитание, традиция, включенность в культуру формируют смысловые поля всех понятий языка как обыденного, так и теоретического. Усвоив эти языки, человек начинает пользоваться шли автоматически, не анализируя правила соотнесения понятий языка и объектов реальности. Между тем, эти правила, оставаясь на периферии сознания, образуют систему неявных предпосылок сознания. Неявные предпосылки задают основные расчленения картины мира, способы интерпретации данных опыта. «Большинство этих предпосылок мы усваиваем, когда учимся говорить на определенном языке, содержащем названия разного рода объектов, которые позволяют классифицировать эти объекты, а также различать прошлое и будущее, мертвое и живое, здоровое и больное и тысячи других вещей» (с. 95). Предпосылки становятся как бы продолжением человеческого тела, человек отождествляет себя с ними и не формулирует их эксплицитно. «Эти предпосылки не провозглашаются и не могут быть провозглашены, – пишет Полани, – поскольку это возможно лишь в рамках той системы, с которой мы отождествляем себя в данный момент. А так как сами эти предпосылки и образуют эту систему, они в принципе не могут быть сформулированы» (с. 95). Представление о принципиальной невыразимости периферического знания ставит Полани перед логической трудностью. В самом деле, как можно сказать нечто о том, что невыразимо в словах? Единственная возможность – изучить функционирование неявной компоненты. Неявная, личностная компонента, согласно Полани, проявляется в самых различных познавательных актах. Прежде всего, само употребление языка, являющегося средством познания, есть личностный акт. Каждый случай употребления какого-либо слова или научного понятия отличается от любого предшествующего, поэтому и знание его будет в какой-то мере изменяться. (Следуя терминологии Полани, можно сказать, что язык подвержен постоянной реинтерпретации.) Следовательно, не существует однозначных правил употребления языка и понимания его значения. Любой термин нагружен неявным, имплицитным значением. В понимании терминов смысл является производным от общего контекста их употребления, который варьируется в зависимости как от ситуации, так и от прошлого опыта исследователя. Таким образом, неявное знание является и личностным. Еще более велик «личностный коэффициент» при понимании терминов, употребленных в переносном смысле. Таким образом, «в поисках контакта с реальностью... мы полагаемся на самих себя» (с. 172). Уяснение этого обстоятельства подводит автора к выводу об ответственности ученого за приверженность к определенным убеждениям. Объективизм представлял познание как некий анонимный процесс и, таким образом, снимал с ученого ответственность за принимаемые решения. Учет роли личностного знания опровергает это положение. Соответственно, пересматривается значение и других эмоциональных моментов научного исследования. В частности, анализируется эвристическая роль научной страстности. По мнению Полани, страстность в науке – это не просто субъективно-психологический побочный эффект, а логически неотъемлемый элемент науки. Научная страстность имеет две функции: дифференцирующую и эвристическую. Дифференцирующая функция реализуется в возможности различения фактов, имеющих или не имеющих научный интерес, в выборе «вдохновляющей» исследователя темы исследования. Эвристическая функция заключается в стимуляции научного исследования. Научное открытие предваряется определенным эмоциональным состоянием, подразумевающим «веру в возможность того знания, о ценности которого сигнализируют данные эмоции» (с. 249). Таким образом, именно вера в возможность открытия дает необходимый импульс для работы, а некоторое эмоциональное предвидение позволяет выбрать наиболее плодотворное с точки зрения достижения истины направление. Решение проблемы вызывает у исследователя эмоции, сходные с той, которая послужила ему отправной точкой. «Итак, интеллектуальная страстность увековечивает себя своим осуществлением» (с. 249). Мы видим, что существенным элементом познавательного акта оказывается интеллектуальная убежденность. В связи с этим в концепции появляется категория веры. По мнению Полани, эта категория была дискредитирована позитивизмом. Феномен веры получил статус субъективного проявления, не позволяющего знанию достичь уровня всеобщности. Сейчас же «мы снова должны признать, что вера является источником знания. Неявное согласие, интеллектуальная страстность, владение языком, наследование культуры, взаимное притяжение братьев по разуму – вот те импульсы, которые определяют наше видение природы вещей и на которые мы опираемся, осваивая эти вещи. Никакой интеллект – ни критический, ни оригинальный – не может действовать вне этой системы взаимного общественного доверия» (с. 277). Наука существует лишь до тех пор, пока существует страстное стремление к ее совершенству и вера в возможность постижения истины. Необходимым условием научного познания является следующее убеждение ученого: «Я верю, что я призван искать истину и утверждать найденное мною, несмотря на весь связанный с этим риск» (с. 298). Таким образом, исследование структуры познавательного процесса завершается формулировкой этического кодекса ученого, основной максимы научной идеологии. Эта максима гласит: «Иди на риск, принимая на себя ответственность, верь в то, что истина существует». Изложенная здесь в общих чертах концепция «неявного знания», безусловно, содержит ряд интересных, хотя зачастую и спорных идей. Так, не вызывает сомнения одна из центральных идей: идея активного присутствия личности ученого в процессе познания. То же самое относится и к идее существования глубинного, нерефлектируемого знания, неявных предпосылок научного исследования, неспецифицируемого умения. Формы существования и функционирование в познании подобных феноменов достаточно детально анализируются в философской литературе. Весьма привлекателен этический смысл, вкладываемый Полани в теорию личностного знания, а пафос его призывов вполне актуален и сегодня, в ситуации «дегуманизации» и «конвейеризации» научного исследования.
|