Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Схема 131. Схема Шеллинга





Здесь знак «+» означает преобладание, соответственно, в левой час­ти субъективности, а в правой — объективности, тогда как выражение «А=А» обозначает равновесие и неразличимость объективного и субъективного, некое состояние равновесия, подобное центру между магнитными полюсами.

Особую сложность при таком подходе представляет собой пробле­ма происхождения из этого «бесконечного тождества» раздельного и конечного (как отдельных мыслей, так и отдельных предметов). В духе платоновского учения об идеях Шеллинг говорит о том, что уже в Аб­солюте возникает некоторое обособление отдельных идей, и именно они становятся причинами конечных вещей. Но в Абсолюте «все есть во всем» (т.е. каждая идея пребывает во всех остальных), тогда как в мире вещей, т.е. чувственно воспринимаемых объектов, они выступают как раздельные (схема 132). Однако такими они являются только для нас в нашем эмпирическом сознании1. Процесс становления конечно­го из бесконечного он решает в духе гностицизма, трактуя его как про­цесс «отпадения» от Бога.

Период философии свободы (1805—1813). Центральной пробле­мой данного периода стал вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного. Шеллинг утверждает, что это первич­ный иррациональный акт, который не может быть понят и истолкован

1 Тем самым у Шеллинга возрождается кантовское различие между «вещью-в-себе» и «вещью-для-нас», но только с той оговоркой, что «вещь-в-себе» оказывается все-таки познаваемой для философского ума.

рационально. Причины его коренятся в том, что Абсолюту (Богу) из­начально присуща как важнейшая способность воля с ее свобо­дой 1. В Абсолюте есть как темное слепое начало (Бездна2) — ирра­циональная воля, так и светлое рациональное; конфликт между ними изначален, а борьба между ними и есть жизнь Бога. Победа светлого, доброго начала и приводит к образованию Божественной личности, а все негативное, преодолеваемое Богом, изгоняется им в сферу небы­тия.

В человеке также присутствуют начало сознательное и бессозна­тельное, свобода и необходимость, добро и зло. Обнаружив в себе эти два начала, мы начинаем строить свою личность сознательно — разви­вая в себе все лучшее и изгоняя из себя темное, приближаясь тем са­мым к Божественной личности.

Период философии откровения (1814—1854).Изначальная боже­ственная воля, выступающая как «иррациональное хотение», является непостижимой для человеческого разума. Но она в определенной сте­пени постигается человеком в «опыте», т.е. в мифологии и во всех ре­лигиях. Через них Бог открывает себя людям. Поэтому путь к пости­жению Бога лежит через понимание этого ряда Откровений. Здесь философия Шеллинга, с одной стороны, сливается с теологией, а с дру­гой — закладывает философский фундамент для будущих культуроло­гических исследований3.

Судьба учения. Философские идеи Шеллинга оказали большое влияние на немецких романтиков, на философию жизни (особенно на Ницше), на учение Кьеркегора и экзистенциализм, а также на развитие философии культуры. Но особенно велико оно было по от­ношению к учению Гегеля, хотя слава Гегеля к середине XIX в. бук­вально затмила Шеллинга, так что и в настоящее время учение Шеллинга остается изученным недостаточно полно. Необходимо также отметить, что учение Шеллинга оказало значительное влия­ние на многих русских философов, и прежде всего на Соловьева и Флоренского.

1 Учение Шеллинга о воле оказало большое влияние на философию жизни, в част­ности на Шопенгауэра и Ницше.

2 Это понятие из философии Бёме и Сведенборга.

3 Например, исследование О. Шпенглера «Закат Европы».

Таблица 83. Шеллинг: основные периоды развития

Название периода Хронологические рамки Основные работы
«Фихтеанский» 1795—1796 гг. О возможной форме философии (1794)
    «Я» как принцип философии (1795)
    Философские письма о догматизме и критицизме (1795)
Натурфилософия 1797—1799 гг. Идеи к философии природы (1797)
    О мировой душе (1798)
    Первый набросок системы философии природы (1799)
Трансценден­тальный идеализм 1800—1801 гг. Система трансцендентального идеализ­ма (1800)
Философия тождества 1801 — 1804 гг. Изложение моей системы философии (1801)
    Бруно, или Природное и божественное начало вещей (1802)
    Философия искусства (1802—1803)
    Всеобщая методология и энциклопедия наук (1803)
    Лекции о методе академического изуче­ния (1803)
    Философия и религия (1804)
Философия свободы 1805—1813 гг. Философские исследования о сущности человеческой свободы (1809)
    Штутгартские беседы (1810)
Философия 1814—1854 гг. Введение в философию мифологии
откровения   Философия мифологии
    Философия откровения (все эти работы опубликованы посмертно)






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1063. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия