Схема 135. Философская система Гегеля
В философии Абсолютная идея, выступающая в форме Абсолютного духа, познает свою собственную сущность и тем самым «возвращается к себе». И поэтому здесь процесс ее развития завершается, а система Гегеля оказывается законченной: «конец» смыкается с «началом», образуя замкнутый круг (схема 134). С другой стороны, поскольку применяемый Гегелем метод является диалектическим, предполагающим бесконечное движение (как результат вечной борьбы противоположностей), то это движение является бесконечным движением по замкнутому кругу. Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой о законах и формах только человеческого мышления. Признавая значение этой научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика имеет дело с законами и формами только человеческого мышления (рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия и мышления, необходимо поставить вопрос о законах и формах мышления как такового, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во-вторых, формальная логика имеет дело только с застывшими формами мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, развитие. Отсюда возникает задача создания новой диалектической логики, которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о законах развития Абсолюта. И в силу исходного тождества бытия и мышления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией (учением о развитии познания1) и логикой (учением о законах и формах мышления): логика — онтология = гносеология. С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, находятся в непрерывном движении и взаимосвязи; они постоянно изменяются, «переходят» или «перетекают» друг в друга, превращаясь в свою противоположность. В работе «Наука логика» он рассматривает вопрос о становлении и взаимосвязи наиболее общих понятий — философских категорий: «бытие», «ничто», «становление», «качество», «количество», «мера» и т.д. Но решается эта проблема Гегелем крайне формально — путем построения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую структуру: тезис — антитезис — синтез, повторяющую общую структуру Абсолюта. 1 Процесс познания, по Гегелю, повторяет процесс развития бытия. Первой триадой (элементарной, или первого порядка), представляющей собой абсолютное начало, является:
Но, чтобы передать отношения между членами этой триады, лучше прибегнуть к следующей схеме. Схема 136. Первая триада (I) Начиная мыслить бытие как «чистое бытие», т.е. лишенное всякой определенности нечто, обладающее только свойством «быть», мы тем самым вынуждены мыслить это нечто и как определенное, т.е. как то, что отлично от Ничто. Таким образом, чистое бытие порождает свою противоположность, свое отрицание (тезис порождает антитезис). Но при этом Бытие и Ничто (тезис и антитезис) существуют только в единстве, взаимоограничивая и взаимоопределяя друг друга. Их взаимодействие, их борьба друг с другом в рамках исходного единства приводит к синтезу — появлению нового члена триады (в данном случае — «Становление»). Этот третий член (I.3) триады I, появившийся в результате синтеза, является чем-то принципиально новым, он не сводим ни к тезису, ни к антитезису. При этом, поскольку синтез отличен от антитезиса, он выступает в качестве отрицания по отношению к нему — это «отрицание отрицания». Необходимо учесть, что на стадии синтеза — отрицания отрицания — восстанавливается ряд свойств, которыми обладал тезис, но которые были утрачены при первом отрицании — в антитезисе. Эта первая триада, взятая в целом, представляет собой определенное единство и выступает теперь как порождающая свой антитезис — вторую триаду (опять-таки «элементарную», или первого порядка).
Или это можно выразить схематически. Схема 137. Вторая триада (II) Теперь единство и борьба противоположностей, т.е. первой и второй элементарных триад, порождают свой синтез — третью триаду («элементарную», или первого порядка).
Схематически это выглядит следующим образом. Схема 138. Третья триада (III) Каждая из этих трех триад первого порядка представляет собой определенное единство и выступает в свою очередь как соответствующий член триады второго порядка (триады триад) — Качества (схема 139). Схема 139. Триада «Качество» Но Качество в свою очередь есть лишь первый член более общей триады третьего порядка — Бытия (схема 140). Схема 140. Триада «Бытие»
|