Схема 141. Бытие: структурные элементы
Но Бытие, в свою очередь, является только первым членом триады четвертого порядка — Абсолютной идеи.
А уже Абсолютная идея есть первый член триады самого высокого — пятого — порядка, т.е. Абсолюта (схема 134).
При этом Гегель указывает, что развитие понятий идет по принципу «от абстрактного — к конкретному», т.е. от наиболее общих и потому наиболее бедных по содержанию понятий к менее общим и потому более богатым по содержанию1. «Обогащение» содержания понятий происходит путем перехода от бедных односторонних к более богатым, охватывающим в единстве даже противоречивые понятия. С точки зрения формальной логики противоречия являются недопустимыми; так, если в содержание понятия входят противоречивые свойства, например «круглый и квадратный» («круглый квадрат» или «квадратный круг»), то объем такого понятия является пустым — в нем нет ни одного элемента; а если противоречивым является высказывание (А и не А), то оно всегда ложно. Гегель же отвергает такие фундаментальные законы формальной (аристотелевской) логики, как закон тождества (А=А) и закон недопущения противоречия (Неверно, что А и не А). Поскольку сущностью Абсолюта у него является развитие, становление, то каждый объект (понятие) оказывается у него и тождественным, и нетождественным самому себе: ведь в процессе развития объект, сохраняя свою самотождественность, утрачивает одни свойства и получает другие2. Так, Абсолют, проявляющий себя как Абсолютная идея и как ее инобытие — Природа, и тождествен, и не тождествен себе (А=А и А≠ А). С точки зрения Гегеля, тождество и различие не существуют отдельно, сами по себе, они всегда взаимосвязаны, это две стороны единого отношения. Поэтому, говоря о тождестве, необходимо иметь в виду и различие, говоря о различии — тождество. 1 Здесь Гегель, по сути дела, опирается на закон формальной логики — «закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия». Философские категории, т.е. понятия типа «бытие», «количество» и т.п., являются понятиями с предельно широким объемом, а значит, и предельно бедным содержанием. 2 Например, человек за свою жизнь проходит разные стадии развития, сначала он — ребенок, потом — зрелый человек, затем — старец. Становясь взрослым, он утрачивает свойства ребенка, приобретая взамен иные свойства. А значит, он, будучи взрослым, уже не тождествен себе как ребенку. Но, с другой стороны, это все тот же человек и потому является самотождественным себе. Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолютной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движения и т.д., в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т.д., а в органике — понятия геологической и растительной природы, организма и т.д. Философия природы — наименее удачный раздел философии Гегеля. Она мало и довольно плохо разработана, многие ее идеи не принимались даже последовательными гегельянцами. Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раздел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее развитие философии и, в частности, философии культуры. Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсолюта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку именно в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одновременно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу (схема 134). Так же, как и ранее, Дух и, соответственно, учение о нем составляет триаду, в данном случае это:
Каждый из членов этой триады, в свою очередь, есть триада и т.д. (схема 142). Субъективный дух в своем развитии проходит стадии:
Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернувшаяся к себе, только начиная со стадии самосознания в феноменологии (II. 1 на схеме 142). На конечной стадии развития Субъективного духа рождается свобода, или свободный дух (III.3 на схеме 142), деятельность которого проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа. Объективный дух проходит стадии:
Развитие Объективного духа увенчивается появлением государства (Б.Ш.3 на схеме 142). Здесь мы уже имеем дело с появлением истории, и это, наконец, действительное развитие, совершающееся во времени. История, по словам Гегеля, есть «суждение о мире». И поскольку человеческая история понимается им как «самораскрытие Духа во времени», то мировая история трактуется как имеющая свой «разумный план», как реализация замысла, которым обладает Мировой разум. Поэтому все то, что кажется нам злом (преступления, войны, революции и т.д.), на самом деле оказывается всего лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, моментом1. Отсюда знаменитый тезис Гегеля, сформулированный им в «Философии права»: «Все действительное разумно, все разумное — действительно». Движение мировой человеческой истории трактуется им как процесс увеличения свободы и рост разумности. История проходит три стадии развития.
Реализовавшись в истории как свобода, Абсолютная идея на стадии Абсолютного духа теперь возвращается к себе в процессе самопознания, открываясь себе в очередной триаде.
В искусстве Абсолют познает себя через чувственное созерцание (эстетику), в религии — через представления веры, а в философии — 1 Аналогичная идея была еще у стоиков, это так называемый «космологический» аргумент. См. табл. 27. через чистое понятие. И на этой стадии Абсолют полностью постигает свою собственную сущность — круг развития замыкается (схема 134). Таблица 85. Основные этапы развития мировой истории, искусства, религии и философии
Абсолют и Бог. Абсолют оказывается у Гегеля источником и творцом всего существующего, и в этом смысле он близок к понятию христианского Бога-Отца. Но в отличие от Него Абсолют изначально (на стадиях Абсолютной идеи и Природы) не является личностью, не обладает волей и сознанием, все это он обретает только в человеке (на стадии Духа). Первоначальная же деятельность Абсолюта не является свободной, она протекает по внутренне присущим ему законам, т.е. детерминирована (необходима). Поэтому только благодаря человеческой деятельности в длительном процессе развития человеческого духа, высшее проявление которого Гегель усматривает в развитии философии, Абсолют осознает свою собственную сущность (и обретает свободу). Человеку же философия позволяет подняться над уровнем обыденного сознания и встать на точку зрения самого Абсолюта. Судьба учения. Уже при жизни Гегеля слава его достигла мирового уровня, а его философское учение в Германии почти до конца XIX в. было доминирующим. Однако вскоре после смерти Гегеля его последователи (гегельянцы) раскололись на несколько направлений. Часть из них стремилась в первую очередь к сохранению системы Гегеля (ортодоксальное гегельянство), другие — к развитию системы (старогегельянство), третьи — к развитию его метода, т.е. диалектики (младогегельянство); к последнему течению принадлежал Маркс. В конце XIX — начале XX вв. появилось неогегельянство, отдельные идеи которого повлияли на становление экзистенциализма.
|