Тренируемся. Три рода речей были у древних: торжественные речи, политические и судебные
№ 376. Прочитайте, как Н.Ф. Кошанский комментирует античные роды красноречия в своей “Частной риторике”. Выполните задания.
Три рода речей были у древних: торжественные речи, политические и судебные. Первые два рода преимущественно блистали в Афинах, последний — преимущественно в Риме. Торжественные речи у древних гремели в честь героев, граждан, иногда городов и целых народов. Например, речь Перикла — в честь падших при Марафоне или речь Горгиаса – в честь сраженных при Саламине. Политические речи имели предметом дела государственные: суждения о войне и мире или о принятии и уничтожении законов. Например, речь Демосфена о войне против Филиппа или речь Цицерона — о законе разделения земель. Судебные речи имели предметом обвинения и оправдания граждан. Таковы почти все речи Цицерона. Например, речь за Квинтая, за Милона, речи против Вереса, против Катилины. ...У нас в России ораторство изменило древнее направление. Оно избрало себе истины высшие, спасительные для человечества, кои были чужды язычникам, и разделилось на духовное и мирское, особенно возвысилось духовное... 1. К какому типу речи можно отнести высказывание Н.Ф. Кошанского? 2. Какие топосы[10] использует автор в тексте? 3. Составьте риторическую схему фрагмента. № 377. 1. Попробуйте себя в области академического красноречия. Для этого составьте историко-стилистический анализ какого-либо параграфа из любого учебника. Дополните информацию учебника сведениями из других источников (энциклопедий, справочников, Интернета). Выступите с докладом перед аудиторией. 2. Оцените, как слушали вас сокурсники. Удалось ли вам добиться ораторского успеха или вы смогли только “озвучить” письменный источник? № 378. I. Лектору всегда важна связь с аудиторией. Проведите анкетирование ребят, слушающих ваше выступление. В анкету включите оценочные вопросы. Например: 1.Что понравилось, что не понравилось? 2.Насколько полно, ясно, логично удалось изложить материал? 3.Что можно сказать о его расположении, о выбранных речевых Сформулируйте вопросы так, чтобы ответы на них были краткими, но в то же время емкими и информативными. II. Проанализируйте результаты анкеты и напишите аналитическую работу. № 379. Подготовьте выступление на тему “Место России в современном мире”. К какому роду красноречия будет относиться ваше выступление? Составьте схему своей речи. Проверьте содержание на соблюдение законов логики. Продумайте связки между частями. Чем определен выбор стилистических фигур? Отредактируйте свой текст, представьте его слушателям. № 380. Прочитайте речь А.Н. Островского на ужине, организованном артистами в честь драматурга в 1867 г. Выполните задания. Господа артисты! Я очень высоко ценю и очень глубоко чувствую честь, которую вы мне делаете. В самой ранней молодости, когда я еще ничего не писал для сцены, любовь к драматическому искусству и еще неясно сознаваемое призвание сблизили меня с артистами, и с тех пор я провел с ними двадцать лет в приятном и непрерывном собеседничестве. Общие успехи нашего дела более и более роднили нас. Не посторонним, холодным зрителем, а с сочувствием близкого, родного глядел я на успехи возникающих талантов наших, и в то время, как для публики явилась новая театральная знаменитость, я приобрел большей частью нового друга. Господа, я горжусь тем, что на сцене я имею и имел самых лучших, самых преданных друзей; одних я уже проводил в могилу, другие до сих пор украшают наши театры. Настоящее выражение вашего сочувствия ко мне, господа, дорого для меня как взаимность, как ответ на мою любовь к артистам. Я радушно и доверчиво открываю объятия артисту, — вы также радушно открываете мне свои. Одного остается мне желать, — чтобы и вперед, до конца наших дней, мы, как и до сих пор, также вместе, также дружно и любовно делали наше общее дело, соединяя свои труды и способности для процветания родной сцены. 1. К какому роду красноречия можно отнести данный текст? Свой 2. Укажите стилистические средства, характерные для этого произведения. 3. Выделите все части данного отрывка. Прокомментируйте каждую 4. Укажите топосы, использованные автором. 5. Определите настроение данного текста. Назовите средства выразительности. № 381. Прочитайте речьА. Ф. Кони “Федор Михайлович Достоевский”. Выполните задания. Я просил нашего председателя разрешить мне выйти из пределов программы заседания Юридического общества, чтобы сказать несколько слов в память человека, перед гробом которого было пролито в эти последние дни столько искренних слез... Три вопроса возникают перед человеком, который, познакомясь в теории с уголовным правом, впервые касается на практике обширной и темной области, действий, называемых преступлением. Прежде всего является вопрос о живом содержании преступления, — не как отвлеченного понятия о нарушении норм, а как конкретного, осязательного действия. Теория дает общие положения, указывает руководящие начала, определяет состав каждого преступления, — но его сокровенное содержание не вмещается в ее рамки. Совокупность влияний, порождающих преступление, и та внутренняя борьба, которая должна проходить в человеке между волею и страстью, между совестью и влечением, прежде чем он решится на роковой шаг, — ускользают от теории. Она может наметить лишь стадии развития преступления... И вопрос о внутреннем содержании преступления, о том, каким образом порочная наклонность, ложная идея победили и страх наказания, и привычку подчиняться условиям общественного быта, — остается открытым перед юристом, в помощь которому является одна теория права. Она указывает ему на преступление как на проявление вражды против общественного порядка и по большей части оставляет его с неизбежным жизненным вопросом о том, как дошел враг до того, чтобы сделаться таковым... Судьба благоволила к нашему развитию в этом отношении. Она нашла человека, который сумел дать именно такой ответ, она дала нам Федора Михайловича Достоевского. Определите род красноречия. Выделите части речи. Каково ваше отношение к той мысли, которую высказывает автор? № 382. Прочитайтеречь С.Н.Булгакова “Жребий Пушкина”. Выполните задания. Природный облик Пушкина отмечен не только исключительной одаренностью, но и таковым же личным благородством, духовным аристократизмом. Он родился баловнем судьбы, ибо уже по рождению принадлежал к высшему культурному слою старинного русского дворянства, что он сам в себе знал и так высоко ценил. Конечно, он наследовал и всю распущенность русского барства, которая еще усиливалась его личным “африканским” темпераментом. При желании в нем легко и естественно различается психология “класса” или сословия, как и обращенность к французской культуре, с ее утонченностью, но и с ее отравой. Величайший русский поэт говорил и мыслил по-французски столь же легко, как и по-русски, хотя творил он только на русском языке. Даром и без труда дана была эта приобщенность к Европе, как и лучшая по тому времени школа, столь трогательно любимый им Лицей. Сразу же после школы он вступил на стезю жизни большого света, с ее пустотой и распущенностью, и спасла его от духовной гибели или онегинского разложения его светлая муза. Пушкину от природы, может быть, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего и больше всего оно выражается в его способности к верной и бескорыстной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранил верность дружбе через всю жизнь. Определите тип речи. Расскажите о своем отношении к великому поэту. Как вы относитесь к рассуждению Булгакова о Пушкине? № 383. Прочитайте речьамериканского президента Ф.Д.Рузвельта “О четырех свободах”. Определите тип и цель речи. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них – свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая – свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья – свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода – это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете.
|