Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия и Его равенстве с Отцом
Догмат о Божестве Отца прямо не отвергался даже еретиками, хотя искажался всякий раз, когда искажалось учение о Святой Троице. Все ереси касались Второй и Третьей Ипостасей Троицы. Однако Священное Писание однозначно свидетельствует о Божественном достоинстве и Сына, и Святого Духа и Их равенстве с Отцом. Священное Писание прямо называет Сына Богом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Богом апостол Иоанн именует Отца, Словом (греч. Логосом) – Христа (что видно далее по тексту), выражение «в начале» носит не временной, а онтологический характер, т. е. Слово – вне времени, Оно вечно, Оно тоже Бог, но иной, чем Отец. «Слово было у Бога» правильнее было бы перевести «Слово было к Богу», что указывает на отношение между Отцом и Сыном, которое есть предвечное рождение. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как единородного от Отца» [т.е. Сына – прим. авт.] (Ин. 1, 14). Сказать о Сыне «единородный» – значит сказать, что Сын – такой же Истинный Бог, как и Бог Отец, поскольку в предвечном (вневременном), непрерывном рождении от Отца Сыну передается Божественная природа Отца. «Единородный» – единственный Сын, рождаемый от Отца, все остальные, т.е. благочестивые люди могут называться сынами Божиими только по благодати (по дару), а не по естеству. Приведем цитаты из Священного Писания, свидетельствующие о Божестве Иисуса Христа: «да будем в истинном Сыне Его [т.е. Бога – прим. авт.] Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28) – исповедание апостола Фомы после того, как он собственноручно осязал раны Христовы. «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» (Рим. 9, 5). «Благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 12-13). «.. отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4) и др. По учению Церкви наименование Иисуса Христа Богом само по себе свидетельствует о полноте Божества: Бог не может быть «второй степени», «низшего разряда», если Бог, то в собственном (метафизическом) смысле слова, по естеству, а не в смысле переносном (по усыновлению). Сам Иисус Христос неоднократно указывает на Свое единство с Отцом: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30), «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10, 38), «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9), «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин. 17, 10) и т.д. Как Истинный Бог, Сын Божий Иисус Христос вечен: «… истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 58). «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). «И ты, Вифлеем … из тебя произойдет Мне Тот … Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). «..из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109, 3), «из чрева» – из естества Отца, «прежде денницы» – прежде тварного мира, т.е. вне времени, всегда. Как Истинный Бог, Иисус Христос всеведущ: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин. 10, 15). «..никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). Подобных примеров можно привести еще очень много – и Ветхий, и особенно Новый Заветы свидетельствуют о Божественном достоинстве Сына Божия Иисуса Христа. Но особое внимание обращают на себя две фразы. Сам Христос говорит о Себе, как о единственном пути спасения человека: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 16) и «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5, 23). Наряду с изречениями, подтверждающими Божество Второй Ипостаси Троицы, в Священном Писании встречаются так называемые, «уничижительные места», говорящие о подчиненности Сына Отцу: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28), «О дне же том или часе [времени конца мира – прим. авт.] никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32), «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) и др. Здесь нужно иметь ввиду, что Иисус Христос есть не только Бог, но стал Человеком и такие изречения в одних случаях относятся к Его человечеству, в других – свидетельствуют о Его добровольном уничижении ради спасения человека, о послушании Отцу для примера человеку: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти» (Флп. 2, 7-8). Такое подчиненное состояние Сына относится не к Его Божественному Существу, а к действию Лиц Троицы в мире, которое по святоотеческой терминологии называется домостроительством (устроением спасения человека): здесь Отец – посылающий, Сын – посылаемый, это есть послушание любви.
|