Глоссарий. Апокриф(греч. «тайный, сокровенный») – обычно имеется в видудревняя христианская или иудейская литература
Апокриф (греч. «тайный, сокровенный») – обычно имеется в видудревняя христианская или иудейская литература, не включенная Церковью (а иудейская – синагогой) в канон по каком-либо причинам (неизвестность автора, позднее происхождение книг или др.) Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) ( от греч. apokalipsis – откровение) Апокалипсисодна из книг Нового Завета, содержащая пророчества: о конце света; о судьбах мира и человека; о страшном суде. Апостол (греч. «посланный, посланник») – ученик Христа, посланный Им в мир для проповеди Евангелия. Обычно слово «Апостол» используется в смысле: 1) один из 12-ти первых и ближайших учеников Христа (Андрей, Симон (Петр), Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Симон (Зилот), Иуда Иаковлев (Леввей Фаддей) и Иуда Искариот, предавший Христа, вместо которого потом был избран по жребию Матфий); 2) один из 70-ти близких учеников Христа, которые пошли вслед за 12-ю первыми; 3) в переносном значении – последователь Христа, проповедник. Апостольский Собор – собор святых Апостолов в Иерусалиме ок. 50 г., принявший решение о необязательности соблюдения для христиан Моисеева закона (обрезания) и значимости духовного закона, сущность которого выражена в словах: «чтобы не делать другим того, чего себе не желаете». Архидиа́ кон, архидьякон (от греч. главный, старший диакон) – старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. В Церквях восточно-сирийской традиции почётный титул старшего священника при епископе. Аскетизм (от греч. «asketes» – упражнение, подготовка к борьбе) – в христианстве: упражнение души и тела как путь к спасению, умеренность в желаниях и стремлениях, строгий контроль своих страстей и поступков. Базилика (базилика) (греч. – царский дом) – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф – обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. Благовещение Пресвятой Богородицы – 1) Благая (от Бога, радостная для всех) Весть Пресвятой Деве Марии о будущем рождении у Нее Сына Божия (Лк.1: 26-36); 2) название иконы, посвященной евангельскому событию Благовещения; 3) один из двунадесятых церковных праздников, посвященный евангельскому событию явления архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, возвестившего Ей Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя мира. Праздник непереходящий, отмечается 7 апреля (25 марта по стар.ст.). Вознесение Господне –один из двунадесятых переходящих праздников, основанный на евангельском событии, когда на глазах учеников Спаситель вознесся в небо, пообещав послать им Святого Духа (Деян.1: 11). Празднуется в сороковой день после Пасхи. Евхари́ стия (греч. Ε υ χ α ρ ι σ τ ί α – благодарение), Свято́ е Прича́ стие – христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении. У православных, католиков, дохалкидонитов, большинства лютеран, англикан, старокатоликов и в некоторых других конфессиях составляет основу главногохристианского богослужения, Божественной Литургии (или Мессы), и трактуется как Таинство, при котором христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Часть протестантских конфессий трактует её как простой религиозный ритуал, не являющийся Таинством. Епа́ рхия в христианской церкви – административно-территориальная единица во главе с епископом (архиереем). Изначально епархия как управляемая епископом область совпадала с территорией городской общины, но после реформ Диоклетиана расширилась до границ гражданской провинции. Двенадцать Апостолов –первые и ближайшие ученики Иисуса Христа: день Всехвальных 12-ти Апостолов празднуется 13 июля. Двунадесятые праздники (также дванадесятые праздники) – двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников. «Деяния святых Апостолов» –одна из книг Нового Завета, написанная евангелистом Лукой и повествующая об исторических событиях от Воскресения Христа до 62 г. Евангелия (от греч. «благая весть», или «радостная весть») – 1) проповедь Христа и Его учеников; 2) название первых четырех книг Нового завета, благовествующих о рождении Спасителя, Искуплении и спасении человечества; книги Четвероевангелия записаны на народном, так называемом александрийском, варианте греческого языка во второй половине I в; последовательность евангельских книг: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; кроме канонического Четвероевангелия, сохранились апокрифические Евангелия (от Фомы, от Филиппа и др.) Ересь (греч. «выбор, избранный образ мыслей») – лжеучение; на языке церковной догматики означает сознательное уклонение от догмата христианской веры и выделение из состава Церкви. Каноническое право – 1) содержащиеся в священных канонах Православной Церкви положения юридического характера, составленные из правил Апостольских, Вселенских и Поместных Соборов и трудов святых отцов; 2) церковно-практическая дисциплина, изучающая каноны. Кимва́ л употребляется преимущественно во множественном числе, кимва́ лы – парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок. Известен с глубокой древности. Литурги́ я (греч. – «служение», «общее дело») – главнейшее христианское богослужение в Православной, Католической и в древневосточных церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. Мессия (евр. «помазанник») – Божий Помазанник, Посланник, Спаситель, то же, что по-гречески Христос. Первоначально это слово применялось к царю или первосвященнику, то есть ко всякому избраннику, освященному елеем, но после Искупления и Воскресения Христа слово стало употребляться только по отношению к Иисусу Христу. Монах (греч. «один, одинокий») – верующий, принявший постриг для уединенного молитвенного общения с Богом. Мо́ щи (лат. reliquiae)–останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания в Православной и Католической церквях. Отшельник – аскет, удалившийся от мира для молитвенного общения с Богом. Патерик (греч. «отец») – отечник, книга-сборник жизнеописаний и изречений монахов-отцов Церкви. Сборник жизнеописаний и изречений монахинь называется «митирикон», от греч. «мать». Пра́ отец – группа ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Преображе́ ние Госпо́ дне – описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской Церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (Мф.17: 1–6, Мк.9: 1–8, Лк.9: 28–36). Проповедь в широком смысле – выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Пятидесятница –1) в христианстве праздник Сошествия Святого Духа на святых Апостолов, или День Святой Троицы; 2) в Ветхом Завете праздник, установленный в память о получении через Моисея закона на горе Синай, праздник приходился на окончание жатвы и сбор плодов, первые из которых приносились в жертву в храме при огромном стечении народа; поэтому этот день называли праздником первых плодов, первой жатвы. Равви́ н (от евр. «раб»-великий, отсюда «рабби»-учитель) – наставник, проповедник, духовный представитель еврейской общины Священномученик –чин святости, достигаемый священником (или епископом), претерпевшим мученическую смерть за Христа. Симео́ н Богоприи́ мец (или Праведный Симеон Богоприимец) – житель Иерусалима, благочестивый праведник, упоминаемый в Евангелии от Луки. Евангелист сообщает о Симеоне только краткие сведения, подробности его жизнеописания известны по апокрифическим источникам. Синаго́ га (от греч. «собрание» от «вместе» + «воспитание») – дом собраний и молитв у иудеев, молитвенный дом. Скит (от греч. «скитская пустыня в Египте») – 1) расположенные в отдалении от православного монастыря келии отшельников; 2) любое убежище отшельника, позволяющее удалиться и уединиться для молитв и духовных подвигов; 3) старообрядческий монастырь. Спас Нерукотво́ рный (также Спас Нерукотворе́ нный; от Спаситель + калька с греч. Α χ ε ι ρ ο π ο ί η τ ο ς – не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́ н «убрус, мантия, шерстяной плащ» – особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. – черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга. Столпничество –разновидность христианского аскетического подвижничества, основанного Симеоном Столпником; столпник добровольно удалялся на открытую площадку на высоком столбе для непрерывных молитв. Схима (греч. «внешний вид, форма») – высшая степень монашества, предписывающая соблюдение особо строгих правил в условиях затвора в монастыре. Успе́ ние Пресвято́ й Богоро́ дицы – праздник Православной и Католической Церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. Четии-Минеи (от греч. «месяц») – произведения русской литературы, в которых по порядку месяцев в году излагаются жития святых. Известно четыре произведения такого рода: 1) «Великие Минеи-Четии» святителя Макария (XVI в.); 2) «Минеи-Четии» Германа Тулупова (XVIIв.); 3) «Минеи-Четии» священника Иоанна Милютина (XVIIв.); 4) «Минеи-Четии» святителя Димитрия Ростовского (XVII-XVIIIвв.).
Литература
|