Необходимость Боговоплощения
После грехопадения обо́ жение в том виде, который соответствовал изначальному Божественному замыслу, стало для человека невозможным, поскольку свободная воля человека отвергла преображающую его Божественную благодать. Необходимо было восстановить человека в прежнем состоянии. Однако образовавшаяся духовная пропасть между Богом и людьми не могла быть преодолена ни одним из тварных существ – ни человеком, ни ангелом, поскольку «всякая тварь ограничена и не вездеприсуща, и по естеству не имеет силы подавать спасение [Симеон Фессалоникийский, святитель. Сочинения, СПб, 1856. с.17]. По словам святителя Афанасия Великого диавол произвел грех, всеяв его в разумное и духовное естество человека. Поэтому, невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно и подвергшееся смерти, само себя возвратило на свободу. Восстановление падшего, искаженного грехом человека в прежнем достоинстве мог совершить только Бог, Который Один имеет всемогущую силу, способную даровать человеку бытие и возвести его от тления к нетлению. Но дьявол победил человека и поскольку, помимо всего прочего Бог есть Высшая Справедливость, победить дьявола должен человек, поэтому Бог становится Человеком. В противоположность первому Адаму человеку появляется Новый Адам – Сын Божий, Иисус Христос: «Первый человек – из земли, перстный, второй человек – Господь с неба» (1 Кор., 15, 47). Немногие приняли второго Адама и поверили в Него: Он был «для Иудеев – соблазн, адля Еллинов – безумие» (1 Кор., 1, 23). Новый Завет раскрывает Христа одновременно и как Бога, и как человека, что ставит человеческий разум перед выбором: смириться, покоряясь вере в сверхразумное Божественное Откровение, и поверить («довериться») Ему или признать все несоответствующим «здравому смыслу», ждать чуда в его языческом понимании и не верить в истинность Священного Писания. Но не достаточно ли было принять от согрешившего человека покаяние и даровать ему прощение грехов. Все Православное святоотеческое Предание утверждает: одного покаяния было недостаточно, поскольку оно только прекращает грех, но не освобождает от того нижеестесвенного состояния, в котором оказался человек после грехопадения. Как очень точно заметил архиепископ Сергий (Страгородский), будущий патриарх, «амнистия провозглашает праведным, а не делает праведным», следствием прощения «может быть только перемена отношений между Богом и человеком, сам же человек не меняется» [Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Казань, 1898. С.33-34].Об этом свидетельствует вся история Ветхого Завета: не только грешники, но и все ветхозаветные праведники после смерти шли в ад. Для уничтожения в человеке смерти и тления было необходимо внутреннее перерождение всей человеческой природы через соединение ее с природой Божественной, что осуществилось в тайне Боговоплощения: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3, 16). Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, стал Человеком, не переставая быть Богом. Через соединение с Божеством человеческая природа во Христе исцелилась, преобразилась, восстановилась в первоначальном виде, вновь стала способной к принятию Божественной благодати и к достижению своей конечной цели – обо́ жению.
|