Студопедия — Триединство человеческой природы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Триединство человеческой природы






 

Бог творит человека из готовых земных начал, и в этом его материальная природа, но в отличие от других живых существ в человеческой природе есть духовная составляющая. Христианская антропология чаще всего рассматривает человека как двухсоставное (душа – тело) или, подробнее, трехсоставное (дух – душа – тело) существо. В первом случае под душой понимается вся невидимая часть человека, а во втором – совокупность ума, воли и чувств. Наличие души не отрицает и светская наука: психология, как научная дисциплина, выявляет и описывает закономерности поведения и проявление чувств человека как реакцию не внешние воздействий и ситуации, а психиатрия дает свои рекомендации по лечению «душевных болезней». В теологии понятие «дух человеческий» характеризует отличие человека от остальных живых существ; черты духовности воздействующие и на душу, и на тело и формирующие личность, проявлениями в нем образа Божия. Отцы Церкви также часто в связи с образом Божиим говорят о Троице, образ которой усматривается в связках «дух – душа – тело», «разум – воля – чувства», «мысли – слово – дыхание» и т. д. В своей природе человек соединяет материальное, и психическое и духовное и, как связующий стержень, пронизывающий вселенную, содержит в себе все ее элементы.

О наличии материального и духовного в человеке знали многие дуалистические религии, но в них материя изначально представлялась злой и враждебной человеку: в манихействе – как созданная сатаной, в античной философии – тюрьмой или могилой души и т. д. В древнеиндийских философских системах говорится о переселении душ людей, в том числе животных. Учение о метемпсихозе (перевоплощении) было отвергнуто древнецерковной христианской традицией как не соответствующее не только Священному Писанию, но и даже здравому смыслу: человек с разумом и свободной волей не может превратиться в неразумное животное, потому что всякое разумное бытие бессмертно и не исчезает, а наказания за грехи в «прежних жизнях» бессмысленны.

Христианское святоотеческое учение считает, что душа и тело даны человеку одновременно и навсегда в самом акте творения: только совокупность души и тела является полноценной личностью (ипостасью). В двойственности человека нет никакой противоречивости, а лишь необходимая взаимосвязь. Его тело относится к материальному миру и является временной оболочкой для души и духа в их земной жизни. Оно не так резко отличается от тел всех остальных высших животных, не несет ничего принципиально нового, поэтому о появлении человек, говорится в шестой день мироздания, когда «создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его» (Быт., 1, 25). По телу человек, подобно прочим земным тварям, зависим от природы, не может жить без питания, ему, как и им, дано благословение размножаться. Но дух Божий делает бессмертным душу человека, и в этом его коренное отличие от животного мира.

Божественность происхождения тела и материи вообще дает основание для возвышенного отношения христиан к человеческому телу, а не гнушение плотью, как порой представляется некоторым критикам христианства и еретикам – гностикам, монтанистам, манихеям. Не тело вообще, а именно духовная плоть как совокупность страстей и пороков может враждовать с духом человека: «плоть желает противного духу, а духпротивного плоти» (Гал., 5, 17), поэтому «умерщвление плоти» – не презрение к телу как таковому, а борьба с греховными склонностями и пороками. Тело – спутник, орган и сотрудник души, от которой зависит, опуститься ли ей до того, чтобы стать рабой тела и превратить его в сосуд греховной нечистоты и скверны, или же сделать его храмом Божиим. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить и освободить ее от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.

С телесной смертью не навсегда прекращается связь души с телом. Христиане верят в воскресение мертвых и Царство будущего века, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и навсегда воссоединятся со своими душами, чтобы принять участие либо в вечном блаженстве, либо в вечном мучении.

В теологии духовное начало в человеке обозначается двумя терминами – «душа» и «дух». В Библии словом «душа» иногда обозначается всякое живое существо (см.: Быт., 2, 7), в других случаях – жизненное начал, заключенное в плоти (см.: Быт., 9, 4) и даже крови (см,: Лев., 17, 11) живого существа, нередко – сама жизнь человека (см.: Быт., 19, 17). Христианство исходит из понимания души как самостоятельной сущности: она не есть лишь функция тела, его способность или проявление, а имеет самостоятельное существование как носитель вечной человеческой жизни. По определению святителя Афанасия Великого, «душа есть сущность умная, бестелесная, бесстрастная, бессмертная». Человеческая душа бессмертна, а ее спасение понимается как открывающаяся перед жизнью возможность освободиться от власти разложения и смерти.

Душа человека проявляет себя в трех действиях:

– действия ума (накопление знаний и информации, их логическая обработка);

– действия воли (движение человека к намеченной цели);

– действия чувств и эмоций.

Душа человека способна выполнять творческую работу: именно интеллектуальное и душевное творчество лежит в основе всех научных достижений, развитии искусства и культуры.

Высшей структурной частью природы человека или высшей формой душевной жизни является бессмертный и свободный дух, который не эквивалентен известным в науке состояниям материи и видам энергии. Он открывается и возрастает в человеке в процессе его духовной жизни, работы над собственной душой. В процессе развития личности наиболее существенным является направление формирования человеческого духа: будет он развиваться как дыхание Божественной жизни или как явление, противное Ему. В первом случае это желание человека следовать по пути своего предназначения, начертанного Богом при его творении, во втором – идти «своим путем», руководствуясь личным пониманием истины, в третьем – следование по пути, начертанному противником Бога. Проявления человеческого духа будут различными в зависимости от избранного пути:

– вера – либо в Бога, либо в себя, друзей, материальные ценности, здоровье и т.д., либо в противника Бога;

– любовь как сердечное отношение и стремление – либо к Богу, ближним и Отечеству, либо к окружающим материальным вещам и предметам, либо к телесным удовольствиям и безнравственным занятиям;

– совесть – либо острая реакция раскаяния за любой грех, либо жизнь по морали ближних (чтобы они не осудили), либо отсутствие раскаяния и даже получение удовольствия от безнравственных поступков;

– страх как боязнь потери важного, бесценного – либо опасения обидеть Бога непослушанием (страх Божий), либо опасение за жизнь, имущество и благополучие, либо отсутствие любого страха;

– страсть как душевный порыв к чему-либо, безотчетное влечение – либо к добрым и милосердным делам для ближних, спасению природы, творчеству во славу Божию, либо к творчеству для прославления себя к личному обогащению, либо к гордости, тщеславию, властолюбию, ненависти и т.д.

У людей могут быть самые разные комбинации проявлений состояния духа, но важнейшей задачей гармоничного воспитания личности в его христианском понимании является определение приоритетов вее развитии. Это прежде всего оздоровление и укрепление в человеке духа добра и любви как пути приобщения к образу Божественной жизни и реализации назначения человека, определенного Создателем при его творении, а затем развитие его душевных качеств и отношения к своему телу как храму души, а не объекту чувственных наслаждений.

Для этого Творец дал человеку возможность рассуждения как проявление его мыслительной деятельности, отсутствующей в животном мире. У Отцов Церкви именно ум человека выделяется как основное антропологическое понятие личности. По своей природе ум значительно отличается от всего, что есть в человеке, и дает ему возможность постигать смысл вещей, проникать в их сущность. Содержание человеческого духа, как нравственной силы, обусловливается умом, и, прежде всего, пониманием конечной, высшей цели жизни. Этой целью может быть Бог и вечная жизнь в Нем, но может – богатство, власть, слава, могут – различные наслаждения и интересы: телесные («их богчрево» Фил., 3, 19), эстетические (например, музыка, живопись), интеллектуальные (например философия, наука). Каков Бог, которому поклоняется человек, такова и его духовность. Именно через ум человек может сделать сознательный выбор пути развития своего духа, соприкасаться с Богом, молиться Ему и слышать умом «ответ» Бога.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 845. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия