Тайна Боговоплощения. Понятие о спасении. Искупительный подвиг Иисуса Христа
Первозданный Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу – путем духовно-нравственного совершенствования достичь обожения и привести к Богу видимый мир. Но в нем остались черты Божественного образа, и замысел Творца, задуманный при его творении, не изменился. Понимая духовную слабость человека и его неспособность своими силами избавиться от первородного греха и его последствий, Создатель Сам приходит на помощь падшему человеку: Он проходит тот путь, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это путь восхождения, то для Творца – путь смиренного снисхождения, самоуничтожения, вплоть до смерти, по которому Он, воплотившись, идет добровольно. В богословии для обозначения этого состояния Бога существует термин «кенозис» (от греч. kenosis – уничижение, истощение): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3, 16), Это результат личностной Божественной свободы, которая не умаляет и не искажает Его сущность. Согласно учению Церкви, предыстория Боговоплощения начинается с Предвечного Совета, на котором, в предвидении грехопадения, Второе Лицо Пресвятой Троицы изъявляет добровольное согласие на искупительную жертву ради спасения человека и всего мира. Впервые о Божественном плане спасения люди узнали еще в раю после преступления заповеди, когда услышали таинственные слова о «семени жены», Которое поразит прельстившего их дьявола. Дальнейшая история человечества представляет собой историю Божественного домостроительства, т.е. промысла Божия, ведущего весь тварный мир к спасению. И «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4, 4 – 5). «Полнота времени» – это исторический период, когда человечество оказалось готовым к принятию Спасителя. До этого Бог подготавливал людей к Его пришествию через пророчества, прообразы, избрание отдельного народа и попечение о нем. Все эти действия промысла Божьего – история Ветхого Завета – приготовительного, воспитательного периода, история отказов и согласий, от которых зависело время пришествия в мир Спасителя, ибо спасение приближается или отдаляется в зависимости от того, готов или не готов человек его принять. Ветхозаветный период завершился рождением Пресвятой Девы, духовная чистота Которой сделала Ее способной к принятию в Себя Бога Слова. В момент Благовещения, говорит Предание Церкви, весь падший мир замер в ожидании ответа Пречистой Девы, от которого зависела длительность пребывания мира в состоянии проклятия и смерти. Смиренное согласие Девы позволило совершиться Боговоплощению: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Все, чего Бог ждал от падшего человечества, осуществилось в Марии: личная свобода раскрыла человеческую природу для дела спасения. Бог Слово смог вступить в историю, не мощно в нее вторгаясь, ибо тогда человек остался бы лишь орудием, но через то согласие, которым многовековая Божественная педагогика была, наконец вознаграждена. «И Слово стало плотию и обитало с нами», – свидетельствует святой евангелист Иоанн (Ин. 1, 14). «Неизреченный, неведомый, невидимый, непостижимый» Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал Человеком в образе Богочеловека Иисуса Христа и «пожил среди людей» на земле. Проповедь Богочеловечества воплотившегося Сына Божия составляет содержание речей Самого Спасителя, сущность четырех Евангелий, содержание всего апостольского благовестия, всех апостольских посланий, основу христианства, основу учения Церкви.
|