Справедливость и уважение к ближним
Основанием правильных нравственных отношений православных христиан к ближним служит истинная справедливая любовь. «Возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе», – учит Иисус Христос. Справедливые наши отношения к ближним в духе христианской любви выражаются в искренности и правдивости, честности и доверии, а также в благодарности к творящим добро. Правдивость и искренность или прямодушие, откровенность – это есть такое расположение души, по которому христианин не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но внешние свои действия и поступки с ближними старается согласовать с внутренними расположениями и чистосердечно, без всякого принуждения, открывает другим свои мысли и чувства. Изображая правдивого и искреннего человека, Псалмопевец говорит, что он (искренний человек) «глаголет истину в сердце своем» (Пс. 14: 2). И апостол Павел заповедывает христианам, отвергнувши скрытность, ложь и не прибегая к хитрости, говорить истину ближнему своему, потому что мы члены друг другу (2 Кор. 4: 2; Еф. 4: 25). Нельзя, конечно, сказать, что мы обязаны всем все говорить; истину, правду надо сообщать с мудростью: «время говорить и время молчать» (Еккл. 3: 7). Но должна быть отвергнута всякая ложь преднамеренная с намерением повредить ближнему, а также и ложь легкомысленная. Справедливость по отношению к ближним выражается еще в честности. Честность есть такое качество христианина, когда он не из корыстных побуждений и видов и не по практическому расчету, а принципиально – по любви к ближнему – не делает ему никакого зла и желает свято охранять права личные, общественные и имущественные ближнего, желая, чтобы и ближние так же относились к нему [См. свяш. М. Менстров. Цит. соч., 135 – 136. Ср. о справедливости в «Православной исповеди», ч. 3, вопр. 12.]. Христиански-справедливые, основанные на любви отношения выражаются также в уважении и доверии к ближним. Долг уважения к ближним требует и доверия к ним. Полное доверие можно иметь, конечно, к лицам близким и хорошо знакомым. Но общее доверие надо иметь ко всем более или менее порядочным людям. Доверие есть очень великая нравственная сила, она в состоянии производить очень благотворное действие на людей. Насколько недоверие оскорбляет человека, стесняет его свободу, принижает и ожесточает, настолько доверие возвышает его, оживляет его деятельность и побуждает оправдать доверие. Потому мы не должны лишать людей доверия даже в том случае, если много раз видели себя обманутыми. От недоверия развивается болезненная подозрительность и наклонность видеть в ближнем только плохое. «Если принимаем помысл подозрения на ближнего, – говорит преп. авва Дорофей, – и верим своему сердцу, то истребляем чрез это в себе любовь к ближнему» [Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения, изд. 10-е. Поучение 22, 205.]. С любовью к ближнему тесно связано уважение личности всякого человека. Уважение к ближним основывается как на общечеловеческом их достоинстве, так и на личном. Мы должны уважать ближних, так как каждый из них есть образ Божий, за каждого пролита кровь Иисуса Христа на кресте, и каждый призван к вечной жизни в единении с Богом. В этом смысле, с христианской позиции, состоит общечеловеческое достоинство каждого ближнего. Уважению противоположно неуважение или даже презрение к ближним. Христиане не должны презирать даже нравственно недостойного, порочного человека. Нужно только отвращаться от живущего в нем порока, но не от личности человека. Отвращение от личности тем более неуместно и непозволительно, что рядом с пороком есть в каждом человеке и что-то доброе. Иисус Христос не относился к людям и нравственно недостойным (например, фарисеям) презрительно. Он относился к последним с обличением, но, и обличая, Он имел к ним сострадание. Справедливая любовь к ближним имеет еще одно важное качество – благодарность и признательность к творящим нам добро (к родителям, воспитателям, наставникам, к людям, лично нам благотворящим, и вообще ко всем самоотверженным труженикам, работающим на благо родного Отечества). Христианство учит за зло воздавать добром и тем более за благодеяния платить благодарностью. Неблагодарность же указывается как тяжкий порок: она особенно будет свойственна людям последнего времени, когда во многих охладеет любовь (2 Тим. 3: 2; Мф. 24: 12). Благодарность есть признак высокой и благородной души. Неблагодарность же обличает в человеке узкосердечие, духовную вялость, нечувствительность и неразвитость, неотзывчивость и мелочность, неуважение, несправедливость, высокомерие, черствость души и эгоизм. В общем, неблагодарность свидетельствует о недостатке или даже отсутствии искренней любви к ближним и к Богу [Ср. преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, отв. 161, 165, 168, 205 и др.]. Поэтому в христианине с самой юности надо воспитывать эту весьма важную добродетель христианской души. К сохранению любви много содействуют также снисходительность и уступчивость другим. Недостаткам, немощам других мы должны снисходить тем более, что и в нас самих есть так много слабостей, которые неприятны другим. Потому апостол и убеждает: «носите бремена», т.е. снисходите к немощам «друг друга и таким образом исполняйте закон Христов» (Гал. 6: 2). Христианская снисходительность, проистекая из источника христианской любви, никогда не должна нарушать святости и нравственного закона, не должна препятствовать никакой высшей обязанности. Снисходительность должна быть благоразумной, чтобы из снисхождения не потворствовать плохим желаниям и наклонностям, не поступать против истины и добродетели. Не похвальны снисходительность и уступчивость, когда они бывают по человекоугодию, или по суетной боязливости, или даже с оскорблением совести, – с потворством страстям других.
|