Любовь – основной закон и созидатель человеческой жизни
Божественная любовь – основная причина, по которой Бог создал мир и спасает мир, ибо Сам Он есть Любовь (1 Ин. 4: 16). Эту пламенеющую и ревнующую любовь Христос Спаситель, принеся на землю, провозгласил основным законом и созидателем человеческой жизни (Лк. 10: 27). Призывом к этой любви до самоотречения, к любви даже к врагам и ненавистникам (Ин. 15: 13; Мф. 5: 44) пронизано все евангельское благовестие. Показав эту любовь в Своем богочеловеческом подвиге жизни и крестной смерти, Христос запечатлел в сердцах людей ту истину, что только та человеческая жизнь достойна Бога и человека, где она озаряется самоотвержением христианской любви, готовой быть всем для всех, все терпеть, покрывать, снисходить, не делать зла (1 Кор. 13: 7; Еф. 4: 2; Рим. 12: 14) [Проф. прот. А. Ветелев. Гомилетика (курс академических лекций в МДА), стр. 127 – 128.]. Все Евангелие призывает христиан к деятельной любви к Богу и к ближним. Деятельная любовь к Богу выражается, проявляется и осуществляется в человеколюбии, в жизненном, реальном служении благу людей. В ближних христианин любит Бога и в Боге – ближних. Такая любовь является основным началом как личного самосовершенствования, личного спасения людей, так и их общественных отношений. В христианстве идут нераздельно, в полной согласованности и взаимосвязи требования от христиан как личного спасения, так и самоотверженного служения другим. Кто созидает первое, тот творит и второе. По словам св. Иоанна Златоуста, «искать полезного для всех – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства» [Св. Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 25, гл. 3.]. По определению Климента Александрийского, христианская любовь есть «постоянная, разумная, дружественная и предупредительная готовность содействовать пользе других людей» [Строматы, 2, 9.]. «Личное спасение и общественное служение – это не две различных линии, уходящие в разные стороны и увлекающие христиан к взаимному непониманию, самозамкнутости и отчуждению, а единый путь для многогранной человеческой души в ее устремлении себя спасти», и другим послужить, и ко Христу привести [Прот. М. Чельцов. Христианское миросозерцание, ч. 2. Петроград, 1917, гл. 5, стр. 140 – 145.]. Истинный христианин, по словам Иисуса Христа, подобен закваске. Она, будучи и в малой дозе положена, сквашивает все тесто. Но сквашивает только тогда, когда в себе самой содержит все свойства закваски (дрожжей); иначе и большой своей массой она не произведет никакого действия. Поэтому прежде, чем сквашивать все тесто, необходимо приготовить надлежащую закваску. Так, христианину прежде всего необходимо себя самого воспитать в истинного человека, душу свою, говоря словами Евангелия, спасти и потом уже воздействовать на мир, сквашивать все тело общечеловеческого благополучия. Совершается же все это через любовь, любовью. Таким образом, христианство, с одной стороны, требует личного совершенствования от каждого человека на началах любви к Богу и ближним, и, с другой стороны, призывает его к общественному служению на тех же началах самоотверженной любви, зовет всех людей к преобразованию мира и устроению его на началах правды Божией, любви Христовой. Личное совершенствование есть начало, исходный пункт и в то же время непременнейшее условие самоотверженного служения и труда на общую пользу [Прот. М. Чельцов. Цит. соч., 141 – 143.].
|