Исторические изображения
Эти изображения представляют собой отражение событий Ветхого и Нового Завета, а также изображения Спасителя, Богородицы и Апостолов. Из Ветхого Завета иллюстрировались преимущественно те события, которые или имели прямое отношение к Новому Завету, или являлись прообразами новозаветных событий и символами христианских идей. Очень часто изображался Ной в ковчеге, встречающий голубя, возвращающегося после потопа с веткой в клюве. Из истории пророка Ионы обычно изображалось три момента: – корабельщики бросают Иону в пасть фантастического морского чудовища, подплывающего к кораблю; – чудовище извергает пророка на берег; – Иона лежит на берегу под деревом. Излюбленность этого сюжета объясняется сопоставлением его с трехдневными событиями смерти, погребения и воскресения Спасителя. Тот же смысл имели изображения Даниила во рву со львами и трех отроков в печи огненной. Очень часты изображения Моисея, снимающего сандалии, чтобы приблизиться к горящей купине, или изображение извержения Моисеем своим жезлом воды из скалы в пустыне. Так же часто в катакомбах изображали Адама и Еву в момент грехопадения, Каина и Авеля, Самсона, Давида, Илию, вознесшегося на небо, Сусанну в виде овечки между двумя волками. Из новозаветных композиций чаще всего встречаются поклонение волхвов, Крещение Господне, Тайная вечеря, чудеса Христовы. Особенно излюбленной была картина, изображающая воскрешение Лазаря. Она почти всегда повторяется в одних и тех же формах: Христос в виде юноши, касается жезлом лежащей в гробнице спеленатой мумии. Иногда гробница имеет вид пещеры, иногда форму римского колумбария – небольшого, стоящего на возвышенности здания, к которому ведет лестница и фасад которого украшен двумя колоннами, поддерживающими фронтон. В изображении Христа почти до конца IV в: господствует тип молодого римлянина без бороды, чаще с короткими волосами, в плаще, с жезлом или свитком в правой руке. Лишь в IV в. начинает формироваться тип Спасителя, принятый в византийском искусстве: лицо становится строгим и выразительным, появляются слегка раздвоенная бородка и длинные, ниспадающие на плечи волосы. Богоматерь первоначально изображалась в виде римской женщины, очень часто с молитвенно понятыми вверх руками. Иногда Ее изображали сидящей, с покрытой головой, в обычном костюме римлянки и обнаженным Младенцем на руках. Рядом с ними – молодой человек (возможно, Иосиф) со свитком в руке, одетый в мантию и указывающий правой рукой на Богоматерь. Изображения апостолов появляются тогда же, когда и Христа, и Богоматери. Первоначально их представляли символически в виде агнцев или в виде юношей, причем их атрибутом становится свернутый свиток. С IV в., когда отношение к христианству в римском обществе стало меняться, начинается строительство христианских храмов. Символика раннехристианского искусства оказала сильное влияние на их мозаичное украшение, а также на развитие иконографии. Раннехристианские символические изображения стали связующим звеном церковного искусства первых веков со священными изображениями нашего времени. Именно символические изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописи будет осознано как образ и первообраз (архетип).
|