Символика раннего христианства
Первые христиане, как и ветхозаветные иудеи, относились к изобразительному искусству с предубеждением, так как считали его тем видом человеческой деятельности, которая в наибольшей степени подвержена влиянию язычества и идолопоклонства. Однако с проникновением в Грецию и Рим, в которых искусство всегда играло огромную роль, христианство оказалось в среде, проникнутой античным духом, и оно наполнило старые, античные формы новым, чуждым античности, содержанием. В таком положении христианское искусство существовало в первые века, в период гонений, до того, когда христианство стало официальной государственной религией и когда возникло искусство уже торжествующей Церкви. Первые христиане собирались для совместных богослужений и трапез в местах, скрытых от посторонних взглядов, в частности в катакомбах – обширных подземных помещениях для погребения умерших. Изредка у входа в подземелье строили небольшое здание, служившее гробницей наиболее уважаемого члена общины, а также часовней. Это здание первоначально не отличалось от обычных построек. Известно множество катакомб в окрестностях Рима и во всей Италии, Испании, Франции, Палестине, Сирии, Египте, странах Северной Африки, на острове Кипр и т.д. Римские катакомбы, забытые в течение долгих веков, были случайно открыты в конце XVI в. Оказалось, что в них сохранилось в целостности внутреннее устройство, много предметов обихода и покрывавшая стены живопись. Как правило, стены и потолки христианских усыпальниц разделялись обрамлениями на части, имеющие геометрические формы – креста, круга, креста, вписанного в круг, круга, разделенного радиусами и вписанного в прямоугольник, и т. д. Содержание катакомбной живописи либо было чисто декоративным в современном ему римском духе, либо носило символический характер, воплощавший в образах христианские понятия и догматы. Катакомбная иконография была не выражением внутренних духовных созерцаний, а вынужденной тайнописью и шифром. Позднее стали появляться исторические сцены из Ветхого и Нового Завета. На Востоке, где зародилось христианство, религиозное и философское мышление всегда было связано с символизмом и иносказанием. На Западе символы также находили широкое применение в искусстве. Это влияло на творчество первых христиан, которые скрывали под покровом символов основы своего вероучения, так как вынуждены были сами скрываться от преследований и незаслуженных обвинений непосвященных. Катакомбные изображения испытывали сильное влияние античности. Действующие персонажи различных сцен часто изображались одетыми в тунику, обычно безбородыми. Иногда ветхозаветные и евангельские лица представлялись под видом кудрявых обнаженных детей, гениев и амуров. Эти крылатые и бескрылые фигуры изображались в сценах жатвы и собирания винограда, с морскими чудовищами, рыбами и птицами. В росписях первых двух веков гамма красок довольно богата, но уже с III в. античные традиции можно проследить лишь в исполнении одежд и драпировок, а также в отделке мелкого орнамента, тогда как изображение самих фигур теряет античные черты. Росписи исполнялись, как правило, в технике фрески, фоном для которых всегда был белый или слегка желтоватый цвет. Контур фигур намечался острием по свежей штукатурке или легким абрисом кисти. Большинство орнаментов и фигур писалось тремя красками – желтой, красной и зеленой на белом фоне. Искусство фресковой росписи достигло в катакомбах высокого совершенства. Декоративные мотивы, обильно украшающие стены и своды катакомб, могли быть чисто самостоятельными или служить рамкой для фигуры или сцены. Они носили, как правило, чисто античный характер: арабески, гирлянды листьев и цветов, иной растительный орнамент, геометрические фигуры. Христианские священные изображения, возникшие очень рано, исследователи по содержанию часто делят на три группы: символические, аллегорические и исторические.
|