Глоссарий. Агнец (агнц) (слав. «ягненок») – 1) образное, пророческое наименование Христа как жертвы, принесенной за грехи мира; 2) в византийском обряде
Агнец (агнц) (слав. «ягненок») – 1) образное, пророческое наименование Христа как жертвы, принесенной за грехи мира; 2) в византийском обряде, четвероугольная частица хлеба, приготовляемая при проскомидии; во время евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово. Главным жертвенным животным у израильтян был агнец, считавшийся самым чистым животным. Согласно Священному Писанию, Господь заповедовал приносить на жертвенник «двух агнцев однолетних (без порока) каждый день постоянно (в жертву всегдашнюю); одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером» (Исх. 29: 38 – 39). В Новом Завете Иоанн Предтеча встречает этим именем Иисуса Христа: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29). В первом Послании Петра говорится: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет.1: 18 – 19). Алтарь (от лат. «возвышенный жертвенник») – 1) восточная часть храма, где находится престол; 2) сам престол, на котором совершается Евхаристия. Апсида (греч. «свод, арка») – полукруглый (иногда многогранный или прямоугольный) выступ в восточной части православного храма, где располагается алтарь. Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания (обычно с окнами), служащая основанием для купола. Ковчег Завета – святыня израильского народа, в которой хранились каменные скрижали с заповедями, полученными великим пророком Моисеем на горе Синай. Манна – питание, согласно Библии, чудесным образом посылаемое сынам израилевым в пустыне, имело вид белых шариков, вкусом похожих на лепёшку с мёдом, таяло на солнце, могло быть измолото, его нельзя было собрать и заготовить впрок, так как оно загнивало. Мафорий – верхняя женская одежда на Востоке. Длинное покрывало, которое закрывало голову и плечи женщины. Притвор – западная часть храма, обычно отделенная от средней части храма; соответсвует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить не только иудеи, но и язычники. Проскомидия – первая часть Божественной Литургии, когда священник приготовляет хлеб и вино для таинства Евхаристии. Просфора – (греч. «приношение») – используемый в Церквах византийского обряда небольшой квасной хлеб, состоящий из двух частей, лежащих одна поверх другой, верхняя часть имеет печать с символическим изображением (Крест, Христос, Пресвятая Богородица). Неф (от лат. «корабль») – часть христианского храма, предназначенная для моления прихожан и которая с глубокой древности уподоблялась кораблю спасения. Святые Дары – хлеб и вино после пресуществления во время Евхаристии. По вере православных и католиков, под видом хлеба и вина в таинстве Евхаристии присутствует Сам Христос, Живой Бог и Человек: «Сие есть Тело Мое, < …> …сия есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф.26: 26 – 29; Мк.14: 22 – 25; Лк. 22: 19 – 20). Скиния – прообраз христианского храма, переносной храм, сооруженный израильтянами по указанию Божиему, полученному через пророка Моисея. Согласно Библии, слава Господня в виде облака сходила на скинию и наполняла ее; когда облако поднималось, это был знак для складывания скинии и передвижения народа на новое место, к земле обетованной. Когда по образу скинии был построен Иерусалимский, уже постоянный храм, царь Соломон распорядился перенести туда древнюю скинию. В отличие от православного храма, вход в скинию располагался на востоке. Скрижали (от слав. «скрига» или «скра» – «камень») Завета – две каменные доски, на которых были высечены заповеди, данные Богом через великого пророка Моисея. Хоры (греч. «место») – в храме обычно возвышенное место для хора Царские врата – главный вход в алтарь; через них выносится Потир со Святыми Дарами для причащения, то есть Сам Царь Славы – Христос (отсюда название). Литература
|