Функции. Алгоритм решения задачи реализуется путем вызовов функций
Алгоритм решения задачи реализуется путем вызовов функций. Одна из функций считается главной и имеет фиксированное имя, эта функция вызывается ОС при запуске программы, а из нее могут вызываться другие функции. При работе в MS-DOS главная функция имеет имя main. Описание функции имеет общий синтаксис внешнего определения и отличается от описания переменного синтаксисом декларатора-инициализатора, который содержит идентификатор (имя) функции и список параметров в круглых скобках. Тип функции - тип значения, возвращаемого функцией. Функция может возвращать значение любого типа, кроме массива и функции, но допускается возвращать указатель на массив и указатель на функцию. Если функция не возвращает никакого значения, ее тип обозначается ключевым словом void. В списке параметров указываются типы и имена параметров, передаваемых в функцию при ее вызове. Если функция не требует передачи ей аргументов, список параметров может быть пустым. Для Си++ рекомендуется в качестве пустого списка параметров указывать ключевое слово void. Полное описание функции содержит также тело функции, представляющее собой составной оператор. Составной оператор - это последовательность описаний внутренних данных и операторов, заключенная в фигурные скобки. В C++ описание функций не может быть вложенным, в теле функции нельзя объявить другую функцию. Например, функция, возвращающая среднее арифметическое трех вещественных данных, может быть описана так: double srd (double x, double у, double z) { double s; s = x + у + z; return s /3; } Для вызова такой функции при условии, что предварительно объявлены переменные р, a, b и с, можно записать оператор: р = srd(a, b, с); Функция должна быть описана до того, как встретится ее первый вызов. Это не всегда возможно, например, когда две функции вызывают друг друга. Если программа состоит из нескольких файлов, полное описание функции должно присутствовать только в одном файле, но вызовы этой функции возможны из разных файлов программы. Чтобы разрешить подобные противоречия, предусмотрены две формы описания: полнаяформа, называемая также определением функции, и сокращенная, называемая описанием прототипа функции. Прототип функции содержит только заголовок функции и задает имя функции, тип возвращаемого значения и типы параметров. По этой информации при компиляции программного файла проверяется правильность записи вызова функции и использования возвращаемого значения. В C++ требуется, чтобы вызову любой функции предшествовало в том же файле либо полное определение функции, либо описание ее прототипа. Дополнительные возможности описания функций в C++: 1) При описании прототипа функции можно не указывать имена параметров, достаточно указать их типы. 2) Для части параметров функции можно задавать значение по Умолчанию, что позволяет вызывать функцию с меньшим числом аргументов, что предусмотрено описанием функции. Значение по Умолчанию указывается только для последних параметров в списке. Например, функция srdописана так: double srd (double x, double y, double z=0) { double s; s = x + у + z; return s / 3; } К такой функции можно обращаться с двумя и с тремя аргументами. 3) Функция может иметь переменное число параметров, для части параметров могут быть неизвестны их типы. Неизвестная часть списка параметров обозначается многоточием. Например, функция с прототипом int varfuncparam (int n,...); имеет один обязательный параметр типа int и неопределенное число параметров неизвестных типов. Правильная интерпретация такого списка параметров в теле функции требует от программиста дополнительных усилий. При вызове функции аргументы передаются в функцию по значениям, т.е для каждого аргумента в памяти создается его копия, которая и используется при вычислении функции. Любые изменения значений аргументов в теле функции теряются при выходе из нее. Если аргумент является массивом, в функцию передается указатель на начальный элемент этого массива; присваивания элементам массива в теле функции изменяют соответствующие значения в массиве аргумента. Сигнатура функции - определяется типом возвращаемого значения и типами параметров, в C++ связывается с объявлением функции. Это позволяет назначать одинаковые имена функциям, имеющим аналогичное назначение, но использующим параметры разных типов. Например, наряду с функцией srd для вещественных аргументов, в той же программе может присутствовать функция double srd (int x, int у, int z = 0) { int s; s = x + у + z; return s / 3; } Функция, в теле которой отсутствуют операторы цикла и переключатели, может быть объявлена с дополнительным описателем inline. В точке вызова такой функции при компиляции вставляется тело функции с соответствующей заменой параметров на аргументы вызова. В результате экономится время на передачу параметров, переход на подпрограмму и организацию возврата в вызывающую программу. Функции с описателем inline называют встроенными; они реализуются как открытые подпрограммы. Типичный пример такой функции - определение наибольшего (наименьшего) из двух чисел: inline int max (int x1, int x2) { return xl > x2? xl: x2 } Стандартный прототип функции main имеет вид: int main (int argc, char *argv[ ], char *envp[ ]) В конкретной программе можно объявлять функцию main без возвращаемого значения (возвращающую тип void) с использованием только двух первых параметров или вообще без параметров. Параметры argc и argv служат для передачи в программу аргументов в виде массива строк: argc - число элементов этого массива; argv - массив указателей на элементы массива. Первый элемент массива, на который указывает argv[0], содержит имя программы (имя ехе-файла программы), остальные элементы - аргументы из командной строки DOS; envp - доступ к элементам текущей среды DOS.
|