Певица ничего не отвечает, но прячет скрипку обратно в футляр. Рыжая берёт у Малой куклу и начинает наряжать её, причёсывать, завязывать бантики.
РЫЖАЯ. Я всегда отставала в росте. Подружки вымахали, а я – ниже всех. И относились ко мне, как к самой маленькой – и девчонки, и мальчишки… Не брали играть. Забывали про меня – и всё. Когда на день рождения мне подарили очередную куклу, я долго плакала, а потом собрала всех кукол и бросила в огонь. И больше никогда не притрагивалась к игрушкам. Хотелось побыстрее стать взрослой… И собаку завела, большую-пребольшую дворнягу, чтобы замечать стали… Но замечали больше собаку, а надо мной посмеивались: когда собака бегала за кошками, я не могла её удержать… Все сверстницы уже с парнями, а я – со своей дворнягой… Стала сочинять про себя какие-то жуткие кровавые истории. Сообщала по секрету: в моём прошлом есть что-то, с чем я не могу жить. Несколько человек покончили собой из-за меня. И в мельчайших подробностях описывала, как каждый из них расставался с жизнью. Говорила, что не позволю полюбить себя ещё кому-нибудь, чтобы не стать причиной очередной смерти. Говорила, что буду жить с этим пятном, искупая грех страданиями. В другой раз сочинила, что убила человека. Он, якобы, изнасиловал мою лучшую подругу. Она, мол, пришла ко мне вся в слезах. Я не выдержала её горя, взяла нож, пошла и убила того человека. А тело дотащила до болота и утопила. Подруги выслушивали, вздыхали и убегали на свидание. А парни, те крутила пальцем у виска и уходили, не дослушав. Только один молча выслушал меня, улыбнулся и поцеловал в лоб. Я была так счастлива, так благодарна ему… Одним словом, я влюбилась в него… Стала ходить по пятам, передавать записки, подкладывать в сумку то яблоко, то булочку… В конце-концов, он не выдержал. При всех высыпал передо мной кучу засохших булок и сморщенных яблок, обозвал рыжей дурой и сказал, чтобы я оставила его в покое… Зачем я всё это говорю?… ЧУЖАЯ. Иногда надо выговориться. Легче становится.
Молчание. Падают капли. ГОМЕР (продолжая прежний разговор). Конечно, любой ребенок совершает глупости, которые иногда плачевно заканчиваются. Но однажды в нём просыпается стыд за содеянное. Это, наверное, и есть первый греховный поступок. Причём, стыдно делается как-то сразу и вдруг. Возможно, именно с этого момента и начинается человек. Не чувствующий стыда – ещё ребёнок, устыдившийся – взрослый. Мне кажется, если напрячься, каждый может вспомнить этот самый важный момент своей жизни: первое чувство стыда, первый поступок, за который стыдно… ЧУЖОЙ. Ты вспомнил? ГОМЕР. Кажется, да. ЧУЖОЙ. Расскажи. ГОМЕР. Всё так просто, банально, совсем не интересно… ЧУЖОЙ. И всё же…
Молчание. Падают капли. ГОМЕР. Не помню, сколько мне было лет… Наверное, очень немного: три – пять, не помню. Мы с друзьями поймали в своём дворе мальчишку с соседней улицы. Он был такой же маленький, как и мы… Нёс большую банку сметаны. Наверное, ему было очень тяжело нести эту банку, вот он и решил срезать угол и пройти через наш двор. Помню, как он стоял, прижатый к забору и с ужасом смотрел на нас. А мы все вместе заорали на него, чтобы ещё больше напугать. Он не заплакал, нет… Он выронил из рук банку со сметаной. Вокруг полетели белые брызги и осколки стекла. Мальчик стоял, заляпанный сметаной, а по штанам расплывалось большое мокрое пятно. Все хохотали, дразнили обписавшегося, а мне стало так больно за этого малыша, так стыдно за себя. Я пятился, пятился, пока не уткнулся спиной в какую-то стену, и стал реветь…
Наступает внезапная тишина, в которой не слышно капель. Некоторое время ничего не происходит. А потом раздаётся дикий визг. Младшие дети сбиваются в кучу там, где светлее, все вместе орут, показывая в темноту.
МАЛАЯ. Змея! Змея! ОЧКАРИК. Длинная…шипит…крутиться! МАЛОЙ. Убейте её! СУТУЛЫЙ. Сюда-то она как пробралась? СИПЛАЯ. Мальчишки, да сделайте же что-нибудь! ЛЫСЫЙ. Нормально! Мальчишки, сделайте что-нибудь! Сама сделай, ты же такая смелая! СИПЛАЯ. Ну, пожалуйста-а-а!!!
Белый уходит в темноту и выносит на палке змею. Все бросаются врассыпную. Змея шлёпается и начинает крутиться. Присмотревшись, Белый наклоняется и берёт змею в руки.
РЫЖАЯ. Белый, ты спятил? Брось её! Убей гада! БЕЛЫЙ. Она не ядовитая. МОЛЧУХА. Наверное, заблудилась. Нельзя её убивать. Надо отдать. Пусть заберут.
|