Простой конспект
И. Кант о соотношении морали и права, задачах и устройстве государства. Он неизбежно обширнее и может выглядеть примерно так: Иммануил Кант (1724-1804) Кенигсбергский университет.
«Отношение к цели можно мыслить двояко: или, исходя из цели, найти максиму сообразно долгом поступком, или, наоборот, начиная с максимы, найти цель, которая есть в то же время долг. – Учение о праве идет по первому пути... Этика, однако, идет по противоположному пути... – Следовательно, в этике понятие долга должно вести к целям, а максимы в отношении целей, которые нам следует себе ставить, должны быть обоснованы согласно моральным основоположениям. Долг добродетели и правовой долг отличаются друг от друга тем, что для последнего морально возможно внешнее принуждение; первый же покоится только на свободном самопринуждении...» (с. 422-424)[1] 1. Этика (понятие свободной воли): 1.1. Понятие свободы – это чистое понятие разума, которое именно поэтому трансцендентно для теоретической философии, т.е. ему не может соответствовать ни один пример из возможного опыта; следовательно, оно не составляет предмет возможного для нас теоретического познания и имеет значение вовсе не как конститутивный, а только как регулятивный принцип, а именно как чисто негативный принцип спекулятивного разума...» 1.2. «Императивы (веления или запреты)» и «практический закон»(с. 242–248): 1) Императив: а) общее определение: · «это практическое правило, благодаря которому сам по себе случайный поступок делается необходимым...» Кроме того, императив отличается от практического закона тем, что «закон этот, правда, делает очевидным необходимость поступка, но не принимает во внимание, сам ли по себе внутренне необходимо присущ этот поступок действующему субъекту (скажем какому-нибудь святому существу) или он (как у человека) случаен; ведь там, где имеется первое, императиву нет места». · «это правило, представление о котором делается субъективно случайный поступок необходимым; стало быть, он представляет субъект как такой, который должен быть принужден (nezessitiert) к согласию с этим правилом». б) категорический (безусловный) – свойственен только разумным существам: · «это такой императив, который мыслит и делает поступок необходимым не опосредованно через представление о цели, к которой поступок может привести, а только через одно лишь представление о самом поступке (о его форме)»; · он гласит: «... поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона!.. – Каждая максима, которая не пригодна для этого, против морали»; · «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». в) Все другие императивы технические, и все они условны. 2) «Практический закон»...[2]. 1.3. Для того чтобы разобраться в существующих императивах и понять отличие императива от практического закона, необходимо знать и уметь оперировать такими понятиями: Максима, обязательность, дозволенный и недозволенный поступок, долг, действие, лица, моральная личность, всеобщность практического закона, недоказуемые и аподиктические законы; законосообразность и нравственность поступка; субъективный принцип (с. 243-248).4
а) наличие свободной воли; б) бескорыстие. 2. Учение о праве (с. 239–262). 2.1. Право: 1) (определение) совокупность условий, при которых произволение одного (лица) совместима с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы. 2) Понятие права относится к соответствующей этому праву обязательности, следовательно оно: · «во-первых, касается лишь внешних, и при том практических, отношений между лицами, поскольку их поступки как действия могут иметь (непосредственное или опосредованное) влияние друг на друга»; · «во-вторых, означает не отношение произволения к желанию (следовательно, к чистой потребности) другого (лица), как это имеет место в благодетельных или жесткосерденых поступках, а лишь отношение к произволению другого (лица)»; · «в-третьих, в этом взаимном отношении произволения не принимается во внимание даже материя этого произволения, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта...». 3) Всеобщий принцип права: «... Итак, всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произволения было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом;... разум говорит лишь, что он (правовой закон – Т.К.) в своей идее ограничен этим и может действием быть ограничен и другими [условиями]; разум выражает это как постулат, дальнейшее доказательство которого невозможно. – Если в намерение входит не обучить добродетели, а лишь показать, что право, то нельзя и даже не должно объяснять всеобщий правовой закон как мотив поступка» (с. 253). 4) Классификация права [3]: а) деление права на: · право в узком смысле этого слова (jus strictum); · право в более широком смысле (jus latum); - справедливость; - право крайней необходимости · гражданское право (forum soli). б) «Общее деление...»: · прав как систематических учений делится: - естественное право, покоящееся на одних только априорных принципах; - положительное (статутарное) право, вытекающее из воли законодателя; · прав как способности обязывать других: - прирожденное (таковое «только одно-единственное» – это свобода); - приобретенное; 2.2 Мораль (добродетель) и право — две части одного учения, в основе которых лежит категорический императив. 1) Два вида поведения: · моральным называется поведение, когда закон соблюдается в силу внутреннего убеждения лица, сознательно следующего категорическому императиву; · легальным называется поведение, когда закон соблюдается внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом (выгода, страх наказание и т.п.). 2) Мотив разграничивает сферы добродетели (морали) и законности: · добродетель – соблюдение правила по убеждению; · законность формальна, так как требует просто соблюдения правила; · если человек совершает хороший поступок по принуждению, то о добродетели не может быть никакой речи. 3. Учение о государстве (с. 342–363). 3.1. Происхождение государства. 3.2. Государство: 1) два определения; 2) цель государства. 3.3. Две классификации форм государства и способов управления. 3.4. Организация управления государством (разделение властей). 3.5. Основной закон в стране. 4. Отношение к революциям и к реформам. 4.1. Доводы против революции: моральные, юридические, практические. Но и доводы против интервенций и попыток насильственных реставраций. 4.2. Своевременные реформы — лучшее средство против революций. 4.3. Общее направление назревших реформ. 5. Вечный мир. [4] 5.1. Идея и условия вечного мира. 5.2. Предварительные и окончательные условия. 6. Историческая концепция. [5] 6.1. Прогресс человечества. 6.2. Конечные цели: 1) рациональное право, гражданское общество; 2) республиканское (правовое) государство, 3) всемирный союз республик, 4) вечный мир.
|