Нормальный темп
Четкость в произношении во многом зависит и от его темпа. Темп – это прежде всего скорость речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чем важнее содержание, тем сдержаннее должна быть речь. Конечно, здесь не имеются в виду нестандартные ситуации, вроде автомобильной аварии. Несомненно, что в этой ситуации каждый постарается побыстрее дать команду: «Позвоните в ГАИ!» или «Вызовите скорую помощь!» Выступающие публично чаще всего грешат торопливостью речи. Это может быть от робости, от излишнего возбуждения, от невнимания к нуждам слушателей (лишь бы поскорее отговорить, «отделаться»). Другая крайность – вялость речи, которая свойственна обычно леноватым, замкнутым в себя людям. Они долго раскачиваются, чтобы продолжить мысль, найти для этого нужные слова. Слушающие при этом теряют не только нить рассуждений, внимание к содержанию речи, но и терпение. В результате возникает апатия к происходящему вокруг. Быстрота речи снижается, она становится неуверенной, вымученной, когда говорящий не имеет четкого представления, о чем повествовать дальше. В темп речи входит и длительность звучания. Любое слово можно при произнесении растягивать и сжимать, как гармошку. Все зависит от того, какое значение (важное или второстепенное) придает ему говорящий, а также от чувств, которые вкладываются говорящим в это слово. Вот пример того, как могут различаться значения обычного слова но в зависимости от того, с какой длительностью оно произносится: «Я с вами поеду, но при одном условии» – «Я поеду с вами». – «Но-о?! И при каком условии?» В первом случае перед нами союз, произносимый с обычной долготой, во втором – междометие, произносимое растянуто. Следует обратить внимание, что речь идет о растянутости произношения, а не о громкости, силе. Если же выступающий подменяет длительность громкостью, силой, то его речь невольно становится резковато-монотонной. Это неприятно действует на слушателей, притупляет внимание к его словам. Более того, при слишком громкой речи присутствующим удобнее разговаривать на посторонние темы, так что их голоса в конечном счете даже могут перекрывать голос выступающего. Попробуйте произнести, выделенные слова первоначально только усилением голоса, а затем и некоторым растягиванием: «За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли значительные изменения», Вы почувствовали, что растягивание какого-либо слова, даже в незначительной степени по сравнению с другими словами в предложении, придает этому слову большую значимость. Это растягивание может способствовать и выражению определенных чувств, связанных с содержанием высказывания. Прочитайте приведенное ниже предложение вначале как простую информацию, а затем вкладывая в него чувство скорби, возмущения, протеста. При выражении указанных чувств вам лучше растянуть выделенные слова: «Чудовищное преступление убило самых беззащитных - молодую мать и ее маленького ребенка». Можно дать и такую рекомендацию. Если вы употребляете в речи слова, которые означают большой отрезок времени или размер чего-либо (многие столетия, чудовищное преступление, высочайшие горы), не произносите их так, слово речь идет о чем-то малозначительном. Мастера слова, очень тонко чувствующие язык, наиболее важные в тексте слова читают в несколько замедленном темпе, менее важные в смысловом отношении – в несколько убыстренном. Приведем примеры фраз, как бы их прочитал опытный декламатор (замедления в этих фразах выделены разрядкой, ускорения – курсивом): Для в а с, | закрывших Родину телами, Смотревших в смерть, | не опуская глаз Правдивыми, | горячими словами Учусь писать. | Хочу писать для вас, Г. Николаева
Наконец, к темпу речи относится пауза. Пауза для опытного оратора – прием, которым можно воспользоваться с разными целями. Она, несомненно, облегчает дыхание. Она дает время сообразить, о чем вести разговор дальше. Она позволяет слушателям «переварить» какую-либо мысль, высказанную до этого. Небольшая выдержка перед выводом, обобщением, кульминацией высказывания подчеркивает важность последующего сообщения. Паузы определяют ритм, речи. Попробуйте прочитать с нужными паузами следующее предложение: В семье Трусовых заводили дневники на каждого ребенка, на страницах которых взрослые вели как бы монологи-беседы с подрастающими, вездесущими Антошей и Надюшей. рассказывая с милыми подробностями о всех интересных моментах в их жизни, домашней и школьной. Если вы сделали паузы хотя бы после слов ребенка, монологи-беседы, Надюшей, жизни, то это может свидетельствовать о вашем умении пользоваться ими для членения предложения на определенные смысловые отрезки. Конечно, во многом следует учитывать знаки препинания. Они как бы сигнализируют об естественных остановках при выделении причастных, деепричастных и других обособленных оборотах, на границе простых предложений в составе сложного, между однородными членами предложения и т.д. Но в живой речи приходится делать паузы для ясности изложения или подчеркивания выразительности и в других случаях, не связанных с постановкой знаков препинания. Например: Пассажиры долго всматривались в очертания берега, много раз передавали друг другу бинокли, но ничего не у видели, Пауза сделанная после союза но, безусловно, передаст тревогу, растерянность, озабоченность говорящего. Когда мы читаем вслух художественное произведение или какой-либо другой текст, надо быть внимательным при разрыве самим автором того или иного предложения. Значит, автор хотел подчеркнуть значительность слов, которые следуют за разрывом, следовательно, их надо выделять интонационно. А на месте предшествующей точки нужно выдержать небольшую паузу. И вдруг дождь. | Окладной, осенний (С. Георгиевская). Приведем пример, когда от неправильного использования паузы смысл фразы изменяется до неузнаваемости: Он же / ребенок и Он / же ребенок. В последнем случае частица забеливается в произношении с существительным ребенок, в результате звучит жеребенок, К смысловому членению фразы никак не относятся и другие случаи, когда пауза в речи говорящего возникает непроизвольно, например, при невозможности выговорить сходу какое-либо незнакомое слово. На этот счет есть неплохой анекдот. Встретились на экзаменах два спортсмена, которые время проводят в основном на тренировках и соревнованиях. Один из них числится в университете студентом, а другой – старшим преподавателем. – Ну, – спросил экзаменатор, – какой вам достался билет? – Семнадцатый, – сказал студент – Вто..вто-ро-е на-ча-ло нер-во Как нечетко написано! Тер-во... тер-мо-ди-на-ми-ки – А-га, – сосредоточенно произнес экзаменатор – Второе начало тверд-до... тер-бо... Как вы сказали? – Тер-мо-ди-на-ми-ки, – прочел Студент. И такое бывает на экзаменах, и не только
|