Вышивка
Вышивка -это очень важный элемент одежды. Он был необходим на рубахе, так как защищал человека от посягательства навьих духов. Вышивкой окружались все отверстия в рубахе. Особенно важной была вышивка по вороту, так как через ворот был кратчайший путь к душе человека. На женской рубахе не менее важным был подол. При отсутствии на нём обережной вышивки злой дух мог лишить женщину плодовитости, или испортить нерождённого ещё ребёнка. Мир в целом представлялся нашим предкам наподобие древа с тремя ветвями. Правая и левая ветви это мир Яви (мир явный, явленный, в котором мы живём), и мир Нави (мир духов, куда попадают души после смерти). Между ними находится Правь, мировой закон, не допускающий проникновения из мира в мир. А ещё Правь – это обиталище богов. Теперь становиться понятным, зачем вышивка. Она символизирует Правь, ту границу, которую не могут переступить силы нави. Соответственно, вышивка несёт в себе символы богов, силы и благополучия. И обычно вышивка это не отдельно взятый символ, а некая комбинация каждая из которых имеет своё значение. Вообще предки наши были довольно практичными людьми. Красивого, но бессмысленного использования символики в предметах повседневного обихода найти невозможно: взять хотя бы ту же прялку - вся сплошь украшена солярными символами (а ведь пряли-то зимой когда солнца мало) вот и полотно выходило солнышком подпитанное оберегающее, или изображение на балках изб солнечных и громовых знаков опять же оберегающих дом от зла и молнии, гребни для волос, кухонная утварь, мебель (которая кстати встраивалась и рубилась одновременно с избой), детские люльки перечислять можно до бесконечности, все носило на себе значимую символику. Но вернёмся опять к вышивке. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки. Она выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный... Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров, лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь - иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалу, из которого сделаны нитки, - не надо в одном узоре использовать несколько видов материала. Кроме того, знайте: обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков - узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий. Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли) и женских ремёсел. Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел. Когда дети вырастали в вышивке появлялись изображения Богов, необходимые уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Традиционная символика в вышивке: Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными. ЦВЕТА 1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
|