Глобальные идеологии и их реальная влиятельность
Социализм как глобальная идеология существует в различных формах. Марксизм-ленинизм является лишь одной из разновидностей социалистической идеологии, оставившей столь властный след в жизни всех народов бывшего СССР. Марксизм-ленинизм негативно относится к другим социалистическим идеологиям - утопическому социализму, демократическому социализму. Утверждающий необходимость уничтожения эксплуататорских классов и революционного перехода от капитализма к социализму, фундаментом которого выступает общественная собственность на средства производства и землю, что, как полагается, позволяет посредством установления доминирующей роли государства в осуществлении всех форм социально-экономической жизни избежать «законов рынка», реализовать принцип равенства и социальной справедливости, обеспечить развитие коллективистских начал, марксизм-ленинизм представляет собою прямую противоположность другой величайшей глобальной идеологии, зародившейся и утвердившейся в наиболее индустриально-технологически развитых странах Западной Европы и Америки, — либерализму. Либерализм составляет духовно-идеологическую основу современных западных демократий, его идеи и принципы прочно пронизывают собою весь жизненный уклад и всю систему социальных отношений того мира, который привычно называют капиталистическим. Как всякая значимая идеология, либерализм имеет свои идейно-теоретические и философские основы, прошел длительный путь внутреннего становления, а также отличается многообразием форм проявления в различных странах мира. В нашей исследовательской литературе преобладало общее негативистское отношение к либерализму как идеологическому противнику, как буржуазно-апологетической доктрине, что не способствовало его объективному осмыслению, раскрытию его реальных социально-жизненных оснований и характера конкретного духовного воздействия на все стороны существования многих стран и сообществ, степени участия в формировании их общественно-политического и экономического уклада. До сих пор наши обществоведы стоят перед знаком большого вопроса во всем, что касается сути содержания и значения либерализма в жизни человечества, его влияния на глобальные общественно-политические процессы. У нас нет специальных крупных работ, посвященных анализу этого многообразного явления. Кстати, это относится также к раскрытию сущности других глобальных идеологий - национализма, расизма, империализма, а также ряда современных фундаменталистских течений, появившихся на религиозной почве, в частности мусульманской, которые также высказывают претензии на статус универсальных идеологий. Либерализм возник на интеллектуальной западноевропейской основе, созданной философами-просветителями XVII-XVIII вв. в процессе духовно-идеологической подготовки антифеодальных буржуазных революций. Первоначально либерализм был выражением критического отношения к политическим и религиозным установлениям старого абсолютистски-сословного режима. В ходе такой рационалистической критики феодального общества и государства совершалось постепенное утверждение - в форме обоснования естественных прав человека - свободы индивида в отношении к власти (Д. Локк), что закладывало принцип зависимости самой сути и структуры власти от естественного права человека, тех свобод, которыми он обладает от рождения. Все люди созданы равными и свободными; не государство, не правительство даруют гражданам свободы, а государство создается для защиты тех свобод, тех прав, которыми исходно наделен каждый человек. Причем, осуществление такого принципа свободы оказывается возможным лишь в определенных обстоятельствах, в рамках свободы политической, которая обусловливается торжеством законности, а не человеческим своеволием (Ш. Монтескье). Естественное право гарантирует всем людям важнейшие права, в том числе право на жизнь, свободу и стремление к счастью, на собственное имущество, на право пользования результатами своего труда. Для обеспечения этих прав люди заключают договор с государством, которое создает законы, сохраняющие общую безопасность во имя гражданского благополучия. Граждане обязаны подчиняться закону, ему же подчиняется и правительство; если же оно нарушает законы, то граждане имеют право сменить правительство. Важнейшим принципом формирующегося либерализма в процессе утверждения идеи естественного права человека становится обоснование права на собственность. Локк детально анализирует эту проблему, склоняясь к заключению, что только труд является подлинной основой права на собственность. Все то, что человек сделал сам, своим трудом и потом, принадлежит, подчеркивал Локк, ему одному. Отсюда следуют, разумеется, и прямые политические выводы относительно характера государства и власти, которые должны быть направлены на защиту и охрану собственности людей. Эти выработанные просветителями XVII-ХVII1 вв. идеи и принципы стали теоретическим источником французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и американского Билля о правах 1789 г., а также нашли отражение во многих конституциях мира, слагавшихся позже. К. Маркс подчеркивал роль североамериканцев и французов в выдвижении и обосновании прав человека. Впервые в общественно-политической жизни была провозглашена новая ценностная система, содержащая не какие-либо частные, а общечеловеческие нравственные и правовые установки, направленные на обеспечение свободы и утверждающие, что «цель каждого государственного союза доставляет обеспечение естественных и неотъемлемых нрав человека» (французская Декларация 1789 г.). Современное звучание этих документов сохраняется до сих пор. И это не случайно, потому что универсализм провозглашенных принципов есть общая далекая цель, предполагающая постоянный многотрудный путь движения к ней. А конкретным свидетельством их жизненности является тот факт, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. унаследовала дух, характер и идеи французской Декларации 1789 г. В XIX в. либерализм окончательно оформился как широкая идеологическая доктрина, и тогда же подвергся жесткой критике со стороны социалистов по ряду принципиальных положений, включающих принцип свободного предпринимательства в экономике, право на собственность, недоверие к государству как системе, способной противостоять человеку в осуществлении его прав и свобод. С тех нор либерализм значительно обогатил свой идейно-теоретический арсенал за счет новых социологических теорий постиндустриального и информационного общества и в современном бытовании представлен множеством проявлений, варьируемых в зависимости от исторических условий конкретной страны и ее традиций. Однако в целом для всех либеральных идеологических систем присуще, хотя и в различной степени, признание необходимости в экономической сфере свободных отношений, в политической жизни - обеспечение приоритета прав и свобод индивидуума, прежде всего его права на собственность, а роль государства при этом определяется, исходя из принципа его невмешательства в экономику, обрисовывается в рамках осуществления прав и свобод граждан и условий частного предпринимательства. Конечно, это только общая упрощенная схема, обозначающая лишь ведущие тенденции и установки либерализма, которые в реальности предстают в самых разнообразных комбинациях. Так, важнейшими формами либерализма считаются политический либерализм и либерализм экономический. Политический либерализм отмечен постоянной направленностью на ограничение власти государства и расширение и укрепление свобод и прав граждан. Многие представители либерализма не соединяют такую тенденцию с апологетикой индивидуализма, хотя и указывают на опасность взаимной изоляции индивидов, когда в условиях равенства увеличиваются их возможности рассчитывать только на себя; противовесом этому выдвигается создание различного рода объединений и ассоциаций, на что еще в минувшем веке указывал Токвиль. Политический либерализм очень рано проявился в Англии, первоначально как сопротивление королевской власти от «Магны карты» (1215 г.) до «Билля о Правах» (1689 г.). Именно эта страна отмечена наиболее давними либеральными традициями; весьма велик также вклад британских авторов - Д. Мильтона, Д. Локка, А. Смита, Д. Милля и др. в обоснование либеральной доктрины. Следует отметить, что в общественно-политической и правовой мысли Беларуси XVI-XVII вв. достаточно выразительно проявились либерально-демократические устремления, связанные с разработкой Ф. Скориной, С. Будным, А. Воланом, Л. Сапегой идеи естественного права. Так, согласно взгляду Л. Сапеги, выраженному в его предисловии в Статуту Великого княжества Литовского (1588 г.), в обществе должна господствовать законодательно-правовая система, способная гарантировать человеку защиту от посягательств с чьей бы то ни было стороны (государства, магнатов) на его безопасность, достоинство и имущество, что и составляет основные измерения свободы. Позднее, в XIX - нач. XX вв. в Беларуси в ходе развертывания антифеодального национально-освободительного движения получили значительное распространение либерально-демократические взгляды. Экономический либерализм предполагает свободное, без всякого вмешательства извне развитие промышленности и торговли. Однако, как это ни странно, именно в Англии, стране столь прочно укорененных либералистских представлений, появились и обоснования необходимости участия государства в экономической жизни. Да и конкретная внутренняя политика многих стран, исповедующих либеральную идеологию, отмечена большим или меньшим вмешательством правительства в сферу экономики посредством разного рода регламентации. И в этом ряду такие страны, как США, Франция и др. В то же время существуют страны, придерживающиеся принципов либерализма в экономике, однако влияние этой идеологии никак не распространяется на политическую жизнь, и, конечно, в этом случае можно говорить лишь о частичном воплощении либеральных начал. Относительно же возникающего противоречия между провозглашаемым свободным рынка и реальными попытками государственного вмешательства в него следует сказать, что в данном случае встает вопрос о границах такого вторжения и, следовательно, о том, что именно делает государство либеральным. Сторонниками либерализма дается такой ответ на этот вопрос. Поскольку частная инициатива является двигателем экономики, постольку всякие ограничения в этой сфере, будь то выбор профессии, создание предприятия или фирмы, несовместимы с принципом либерального государства. Таким образом, признавая возможность экономического вмешательства государства, либерализм исключает государственный монополизм в экономической области, полагая, что либеральным является такое государство, которое не препятствует инициативам и возможностям частного предпринимательства. Возникнув на идейно-теоретической основе, разработанной философами-просветителями XVII-XVIII вв., либерализм в процессе своего становления и развития превратился во влиятельнейшую идеологическую доктрину, принципы которой получили реальное воплощение в общественно-политическом и социально-экономическом укладе многих стран мира. Это привело к тому, что в самом обосновании либерализма появилась тенденция выйти за уровень его политической и экономической обрисовки и придать ему статус определенной жизненной философии. В утвержденности доктрины в действительности ее сторонники видят свидетельство подлинности либерализма, его соответствия существующим стремлениям к свободе и ответственности людей, которые опираются на собственные возможности и выражают позицию действия и активности. При этом либералы отвергают упреки в навязывании обществу «игры без правил», где побеждает сильнейший, настаивают на том, что их учение является совокупностью правил и дисциплин. Причем особо выделяется и подчеркивается то исключительное, преимущественное внимание, которое либерализм всегда уделял человеческой личности, осуществлению принципа ее свободы, предполагая, что усилия в этом направлении есть путь к осуществлению свободы всех. В ряду других глобальных идеологий либерализм и социализм занимают особое место, обусловленное прежде всего содержательным объемом своих доктрин. Будучи последовательными идеологическими антиподами, исповедуя противоположные ценности и установки, и либерализм, и социализм отличаются от иных идеологий широтой и тщательностью идейно-теоретической разработки своих доктрин, вниманием к фундаментальным реальностям социальной жизни, включая экономику, общественно-политическую систему, государственное устройство. Это придает и либерализму и социализму особую степень универсальности и самодостаточности. В сравнении с ними другие глобальные идеологии - национализм, империализм, расизм значительно менее содержательны и сводятся, по существу, к нескольким основным идеям. И в этом, возможно, кроется источник определенной связи каждой из таких идеологий с другими идеологиями, что как бы компенсирует ее некую внутреннюю недостаточность. Это, однако, не означает, что степень теоретической разработанности доктрины находится в какой-либо прямой связи с ее жизненностью и широтой влияния. Всякая идеология вмещает различные элементы, и кроме идейных, особое место и значение имеют в ней начала внерационалистические, эмоциональные, которые, собственно, и обусловливают ее влиятельность. Это хорошо видно на примере национализма, который из всех идеологических систем является, пожалуй, наиболее распространенным. Национализм относится к глобальным идеологиям не столько по признаку универсальности общего рецепта социальной жизни (как социализм и либерализм), вбирающего экономику и государственность, сколько по утверждению общего понимания устройства мирового целого по принципу самоценности его национальных слагаемых, по приоритету национального интереса. В данном случае заявляет о себе национальная пестрота мира, тенденция утверждения фундаментальности именно такого его проявления и существования. Несмотря на определенную содержательную узость национализма относительно других глобальных идеологий, его доктрина отмечена очень высокой степенью влиятельности. И проявляется это прежде всего на уровне отдельных стран, государств и регионов; а посредством осуществления определенной внешней политики выходит в международную сферу. Выступая в очень многоликом облике, национализм является весьма действенным фактором всей современной общественно-политической жизни и, несмотря на усиливающиеся в мировом сообществе интеграционные процессы, общая идеологическая ситуация отнюдь не свидетельствует о каком-либо ослаблении его позиций. Многообразные социальные институты и сама общественно-политическая жизнь разных стран пронизаны его принципами и установками, будь то ощущение своей принадлежности к определенной нации, отождествление себя с нею, вызывающее чувство взаимной солидарности и кристаллизацию общего национального интереса, или наличие национальной государственности, в которой люди рождаются, воспитываются в духе любви в своей стране, ее истории, национальным традициям, культуре и языку. Причем все это относится к исторически утвердившимся реальностям общественной жизни, которые продолжают существовать и развиваться. В этом отношении унаследованное нами от марксистской традиции сугубо негативное отношение к понятию и явлению национализма достаточно односторонно и не соответствует тем процессам, которые происходили и протекают в действительности. Марксисты считали нацию и ее культуру принадлежностью буржуазной эпохи и в своей практике строительства социализма в СССР исходили из тезиса о «слиянии» наций и культур, в соответствии с которым всякое проявление национального начала считалось препятствием на пути создания нового общества и утверждения социалистической идеологии. Но, как показала история, такая политика не оценивала объективно и не учитывала глубинную укорененность и живучесть национальных чувств, равно способных питать столь необходимый стране патриотизм, так и в сочетании с иными факторами -агрессивно-империалистическими или компенсаторными -порождать нетерпимо-наступательные шовинистические настроения и действия. Именно XX в. оказался отмеченным мощным взрывом национализма. Причем национализм не в последнюю очередь выявил свою причастность к развязыванию жесточайших войн нашего столетия. И здесь нередко встает вопрос о его связи с другими идеологиями, в частности с фашизмом. Конечно, гипертрофированное национальное чувство, пронизанное тенденцией исключительности и превосходства над другими нациями (а здесь, собственно, в национальную сферу уже вторгается расизм), может направляться к фашизму; так было, как отмечают историки, в Италии и Франции. И со своей стороны фашизм склонен использовать и собственных целях националистические настроения. Вместе с тем исследователи этих явлений разграничивают национализм и фашизм. Указывается, во-первых, что в своем существовании национализм независим от фашизма и имеет множество форм проявления. Во-вторых, подчеркивается, что национализм отличается идеей первенства блага нации, что способно порождать широкий спектр заинтересованности - как экономической и культурной, так и политической, в том числе и способной сочетаться с принципом социального прогресса, в то время как фашизм представляет собою однозначно-определенную жесткую доктрину власти и политического действия. (Дэбаш Ш., Пант'е Ж.-М. Уводз!ны у пал!тыку. Мн., 1996, с.101.). В наше время национализм проявил возможность и склонность соединяться и с другими идеологиями, в частности с социалистическими. Резкая критика марксизмом национализма как идеологического противника и конкурента не помешала достаточно широкому распространению после Второй мировой войны в странах Третьего мира своеобразного симбиоза марксистских идей и антиколониального национализма. Это весьма противоречивое, эклектическое сочетание разнородных идеологических начал было воспринято рядом развивающихся стран, получивших независимость и поставленных перед необходимостью решения проблемы модернизации. Причем в этих условиях национализм благодаря эмоциональной окрашенности ряда своих положений достиг особой степени влияния и проявляет большую жизнеспособность, чем его социалистический конкурент. Можно отметить также, что аналогичную тенденцию соединения марксизма с национализмом демонстрирует после распада СССР ряд политических движений в России. Существуют очень разные проявления национализма. Есть национализм жесткий и агрессивный, однако он способен представать и в мягкой духовно-культурной оболочке. В целом национализм выступает противоположностью интернационализму, поскольку в диалектике национального и общечеловеческого делает преимущественный акцент на моменте особенного. Однако степень такого противопоставления весьма различна в разных националистических доктринах и зависит от общего социально-культурного уровня развития народа, совокупный духовный опыт которого и рождает ту или иную идеологическую форму его собственного утверждения в сообществе других народов. Вполне возможна формула национального достоинства, сочетающаяся с уважением к другим нациям и народам. Очевидно также, что национализм представляет собою весьма значительное явление современной общественно-политической жизни, явление с глубокими историческими и мировоззренческими корнями, которое не вмещается в рамки однозначных определений и нуждается в серьезном многоплановом изучении. Сама идеология национализма родилась в процессе распада средневековых государственных образований, формирования наций и образования национальных государств в Новое и Новейшее время. Первое значимое проявление и формирование национальной идеи относится к эпохе Великой Французской революции. Именно тогда был четко выражен принцип суверенности нации как субъекта государственной жизни, которому только и принадлежит право устанавливать законы для граждан; человек же должен быть предан нации и наряду с правами имеет и определенные гражданские обязательства. Стремление утвердить эту связь человека и нации, указать на важность его обязанностей перед нею даже привело во Франции в 1795 г. к попытке наряду с Декларацией прав человека создать декларацию обязанностей граждан. Именно в период Французской революции утвердилось стремление действовать во имя блага нации, возникло убеждение, что люди одной истории, культуры и языка должны жить на своей родине и сами распоряжаться своей судьбой. Тем самым в основу национальной идеи закладывалось воззрение, согласно которому человечество состоит из своеобразных культурно-исторических общностей, каждая из которых уникальна и вносит свой неповторимый вклад в мировую культуру и цивилизацию. Отсюда и понимание особого значения связи человека с нацией, ее историей, культурой, традициями и обычаями, которые являются фундаментальной духовной средой, формирующей личность. Таким образом, самоопределение индивида происходит - в плане национальной идеи - посредством приобщения к опыту предков и предшественников, событиям национальной истории. Утверждение принципа национального единства, опирающееся на общность истории, культуры, языка, неотрывно от владения землей, тем территориальным пространством, на котором жили поколения предков. Это неизбежно ведет к очерчиванию того конкретного жизненного места, которое является для нации своим, кровным, которое принадлежит ей по праву истории, самого бытия и является своей землей, своей родиной. При этом потребность реализации принципов национального единства, солидарности и блага родины естественно вовлекается в политику, в стремление самим управлять своей страной, что ведет к идее национального суверенитета, воплощаясь в практику образования собственного государства. В период Французской революции французы в достаточной степени осознавали свою культурную и историческую общность, и их утверждение нации субъектом политической и исторической жизни, совершавшееся в процессе борьбы против абсолютистского режима, естественно вылилось в стремление распространить этот принцип культурной и языковой общности на все регионы своей страны, уничтожить все препятствия, мешающие этому объединению. Однако другие народы, например, немцы, итальянцы, греки, которые достаточно быстро восприняли национальную идею, были территориально раздроблены, не имели выработанного чувства общей истории и культуры, так что у них эта идея должна была пройти свой путь становления, чтобы стать фактором объединения Германии или Италии в одну нацию и государство. Как выражение духовно-культурных, социальных и политических потребностей народов, осознающих себя субъектом исторического действия, национализм проявил чрезвычайную гибкость и способность использовать различные элементы других доктрин, благодаря чему до сегодняшнего дня сохраняет свою влиятельность и способность к обновлению. Национализм прошел в своем становлении романтический период в конце XVIII - нач. XIX в., связанный с изучением языческого прошлого, этнических обычаев, языка; затем во время войны против Наполеона отмечен выдвижением на первый план идеи национального единства и политической независимости. Если до середины XIX в. paзвитие национальной идеи в большинстве европейских стран было связано с идеями либерализма, то во второй половине столетия картина меняется. Появляется новый вид национализма с сильными милитаристскими тенденциями, оказавший значительное воздействие на европейскую государственно-политическую жизнь. Особенно влиятельны были позиции милитаристского национализма и Германии времен Бисмарка; проявился он и у русских славянофилов. В противоположность такой наступательной идеологии сильного государства подчиненные народы выдвигали идею права на самоопределение и образование собственного государства. Этой тенденцией в различных проявлениях характеризуется также национально-освободительное движение народов Средней и Восточной Европы, в том числе и Беларуси. В целом сегодня из форм национализма отмечают: политический национализм как выражение тенденции создать собственное государство на основе осознания единства нации, ее истории, культуры, территории, интересов; культурный как проявление стремления к сохранению своей духовной неповторимости и определенности; языковой как защита важного фактора единства нации, укрепления и развития отношений между людьми, что связано с укреплением политического единства, и связь эта наглядно выявляется в проблеме государственного языка; экономический, который направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным и сельскохозяйственным производителям в международной экономической конкуренции и который чаще всего принимает форму протекционизма. Империализм как идеология появился намного ранее национализма, однако, после возникновения последнего обе доктрины обнаружили настойчивую склонность к взаимному соединению. Само понятие империализм имеет много значений, возникло от давнего римского термина империя как обозначения формы государственности, доминирующим признаком которой является расширение пределов власти. В истории существовало множество империй, которые по-разному классифицируются - от очевидно завоевательских до таких, где невидимо осуществляется экономическая экспансия. Сегодня под империализмом понимается, прежде всего, такая политика государства (или какой-то общности), которая направлена на политическое, экономическое и культурное подчинение других народов. Империализм как идеология основывается на идее господства (политического, военного, экономического, культурного) над иными народами, и определяющим признаком ее является агрессивно-экспансионистская, завоевательная тенденция. Исследователи отмечают, что именно в Великобритании к концу XIX в. в наиболее отчетливой форме сложилась империалистическая идеология как проявление завоевательного национализма, основой которой стал захват новых рынков, особенно колониальных. Это общая агрессивная тенденция империализма чаще всего маскируется различными аргументами, однако сущность доктрины и ее цель остаются неизменными - господство над другими нациями и народами, независимо от того, в какой форме оно проявляется - откровенно насильственной или предельно запрятанной в цивилизаторские одежды. Идеология империализма, основывающаяся на принципе господства и завоевания, склонна поддерживать определенную доктрину власти, опирающуюся ни воинственный национализм. Так, в пангерманизме конца XIX - нач. XX в. разрабатывалась идея, согласно которой только великое и сильное государство является пышным, а один из признаков его могущества - владение чужими территориями, колониями (Г. Трейчке). Позже эти идеи стали приближаться к расизму и сочетаться с геополитическими построениями, провозглашавшими особую миссию в мире белой расы, особенно германцев, Очевидно, что империализм находится в резком противоречии с нравственно-гуманистическими идеалами, провоцируя и утверждая тенденции неравенства, господства и подчинения в жизни мирового сообщества народов. Еще в большей степени этим идеалам противоположен расизм, бороться с которым считает своей обязанностью всякое цивилизованное демократическое государство. Идеология расизма возникла в Европе в XVIII в, на основе тезиса о иерархии культур, рас и цивилизаций, вершину лестницы которой занимают европейцы. Именно принцип неравенства рас, утверждение наличия рас и культур высших и низших и стремление обеспечить господство «высшей» расы над другими составляет ведущий постулат расизма -идеологии, тезисы которой не выдерживают никакой критики, не соответствуют данным науки - социологии, психологии, культурологии и прежде всего биологии, считающей, что различия между людьми одной расы являются большими, чем различия между расами, что свидетельствует о единстве человеческого рода. Тем не менее, расизм как идеология ненависти и агрессивной нетерпимости существует, и проявления его бывают самыми различными. Таковы в общих чертах глобальные доктрины, определяющие собою в совокупности современное идеологическое состояние мира. (Правда, эта характеристика может быть расширена за счет влиятельных фундаменталистских течений на почве ислама, получивших значительное распространение в мусульманских странах, однако степень их влияния все же не превосходит региональный уровень). Сила и влиятельность глобальных идеологий не относится к сугубо духовной, надматериальной сфере, а представляет собою в подлинном смысле этого слова конкретную реальность наличия в жизнедеятельности стран и регионов, в политике и экономике которых воплощены принципы и начала определенных идеологических доктрин. Поэтому реальный процесс взаимодействия и противоборства разных идеологий получает в действительности конкретное проявление в специфическом характере мирового политического и экономического взаимодействия, вне которого не может существовать ни одна страна, ни одно государство. Эта воплощенность определенных идеологических начал в политическом и экономическом могуществе разных государств и регионов есть важнейшая предпосылка влиятельности и возможности дальнейшего развития, а также распространения этих начал в мировом сообществе. Собственно говоря, такому критерию политико-экономической овеществленности своих постулатов соответствуют три глобальные идеологии - либерализм, социализм и национализм. При всех различиях именно эти идеологии определяют сегодня политический, социально-экономический, а в ряде измерений также культурный облик человечества. Именно эти идеологии, каждая по-своему, в весьма противоречивом взаимодействии внесли определяющий вклад в созидание многообразных политико-экономических и социально-культурных институтов современного мира. Вот эта созидательно-структурирующая роль и функция либерализма, национализма и социализма и должна быть объектом первостепенного внимания политиков-идеологов молодых утверждающихся государств, особенно тех, которые вышли из социализма и несут в себе его наследие. Определение духовно-идеологических основ существования и развития новых государств, в том числе Республики Беларусь, - как необходимый фактор политического самоутверждения - должно исходить из осознания ими того обстоятельства, что спектр выбора возможностей социального развития весьма ограничен, по существу очерчен указанными идеологиями созидательного плана, и может строиться только на четком понимании реальной экономической и общественно-политической эффективности, действенности положений той или иной доктрины, а также возможности их сочетаемости в выработке и осуществлении конкретной политики. И в этой связи нужно отметить следующее. Возможные попытки найти свой, совершенно особый путь, принципиально отличающийся от того, что уже выработало человечество, имеют все основания так и остаться чисто умозрительными построениями. Идеологии же агрессивные и воинственно-экспансионистские - империализм и расизм, деструктивные по своей природе и результатам действия, по существу не касающиеся фундаментальных устоев социальной жизни и озабоченные лишь идеей сильного авторитарного государства, являют собою негативный пример разрушительных побуждений, борьба с которыми также должна быть осознанным элементом политического и духовного самоутверждения молодых государств. Знание и внимательный учет современных идеологических реальностей - первейшая необходимость и предпосылка выработки конкретных духовно-идеологических основ внутренней и внешней политики новых развивающихся государств. Как говорил Конфуций, учиться и не думать - бесполезно, думать же, не учась, опасно.
|