О духовно-идеологических основах белорусского общества и государства
Влиятельность глобальных доктрин состоит в том, что все они в совокупности образуют универсально-общее пространство идей, ценностей, деятельных побуждений, принципов организации политико-экономической жизни, которое является питательной средой идеологий более локального уровня - конкретных обществ, стран, государств. В этом плане и деление идеологий на глобальные, локальные (внутригосударственные) и отдельные (социально-классовые, партийные и т.д.) является относительным, так как фиксирует преимущественно степень широты представительства и распространения доктрин, т.е. выделяет момент наглядно-измеряемый, количественный. Что же касается содержательного наполнения идеологий иного уровня (например, отдельных стран, государств), то основой их идеологических программ в той или иной форме выступают определенные положения глобальных идеологий, хотя и трансформированные под влиянием конкретных общественно-экономических и социальных условий существования, сложившихся исторических традиций страны, нации, государства. Так, нет некоего общеунифицированного воплощения принципов либерализма в социальной реальности разных государств. Наоборот, каждое из них отличается своеобразными формами организации политических и экономических отношений, при следовании, конечно, основополагающим началам идеологической доктрины. Также и практика воплощения идеи национальной государственности оказалась отмеченной в действительности чрезвычайно многими вариациями систем политического устройства жизни разных народов. Глобальные идеологии являются таковыми именно потому, что пронизывают собою все ступени общественно-политической жизни человечества, активно работая на разных уровнях - международном, государственном, национальном, социально-классовом. Тем самым начала глобальных идеологий являются и конкретными слагаемыми идеологий локальных и отдельных. Эти идеологии государственного и внутрисоциального масштаба в ходе своего оформления прошли сложный процесс отбора определенных общих постулатов и согласования их с конкретными интересами и условиями существования отдельного общества, страны, государства. Этот же путь выработки программы жизнедеятельности, духовно-идеологических основ своего существования предстоит пройти и государствам, лишь недавно заявившим о себе на международной арене. Учитывая общую политико-идеологическую и экономическую ситуацию в мире, историческое наследие, опыт, вынесенный из жизни последних десятилетий, а также современное переходное состояние стран Восточной Европы, следует подчеркнуть, что важнейшей безотлагательной потребностью и задачей этих стран является кардинальное обновление всех сфер социальной жизни. А это означает, что программа самоутверждения страны, идеология ее существования должна быть, во-первых, инновационной, нацеленной на принцип развития, а, во-вторых, гуманистической, ориентированной на потребности и интересы человека, и максимально одухотворенной нравственными нормами и целями. Представляется, что ведущими установками и компонентами процесса выработки духовно-идеологических начал нового государственного и общественного образования - Республики Беларусь должны стать, во-первых, общественно-политические ценности развитого гражданского сообщества, покоящегося на гуманистических основаниях, во-вторых, фундаментальные ценности социальной и культурной жизни белорусского народа (патриотизма, родины, семьи, традиций, языка) и, в-третьих, общечеловеческие нравственные нормы, рожденные в русле христианской традиции, а также принципы трудовой народной этики, укорененность которых так сильна в Беларуси. Оформление таких установок, которое будет происходить при мощном содержательно-структурирующем воздействии всех форм общественного сознания - общественно-политического, правового, нравственного и др., науки и культуры в целом, должно стать регулируемым процессом, задачей общенациональной важности и в итоге призвано воплотиться в развитую систему идей и ценностей нового общественного сознания. Важное значение в этом процессе приобретает необходимость обоснования и поиска характеристик такой эффективной государственности и такой жизнеспособной социально-экономической системы, которые в состоянии обеспечить синтез всех духовных и материальных факторов достижения благосостояния общества, его стабильности и возможностей развития. В этом и состоит предназначение той формы государственности, которая создается в Беларуси. Это и есть основа и цель ее идеологической программы. Особая роль государства в реализации инновационных задач обусловлена тем фактом, что в наших исторических условиях властные структуры традиционно и по существу относятся к числу наиболее устойчивых социальных образований, являясь одновременно и наиболее действенным средством влияния на общественные процессы. Переходный период требует сильной власти, причем власть эта должна покоиться на прочной правовой основе и на четкости, конкретной определенности политических и социально-экономических целей, которых она должна достичь. Годы, минувшие со дня провозглашения Республики Беларусь, не прошли даром. Особенно выразительно произошедшие изменения проявились в области общественного сознания, где совершается последовательный процесс освобождения от прежней идеологической зависимости, происходит выработка и утверждение самостоятельной точки зрения на происходящие в мире процессы. Несмотря на все трудности переходного периода, заложены фундаментальные основы общественно-политического развития страны. Принятие Конституции Республики Беларусь стало значительным достижением нашей политической, правовой и всей общественной мысли. Ее значение состоит в том, что были утверждены демократические принципы народовластия независимой страны, а также определены перспектива и основные направления нашего общественного развития. Речь идет в первую очередь о становлении социального правового государства, разветвленной системы демократических институтов в эффективных представительных и непосредственных формах, о создании условий для осуществления такой социальной организации, которая обеспечивает свободу проявления разных форм жизнедеятельности всех слоев и групп общества, а также отдельного индивида. Формулирование именно такой перспективы уже содержит в себе определенные принципы понимания сущности общественно-политической системы, государственности в том числе, которые должны быть утверждены в процессе напряженного социального творчества. Принципы эти имеют демократическое происхождение, а восприятие их свидетельствует о существенной эволюции взглядов на функцию государства. А трактовка сущности и назначения государства является одним из важнейших элементов любой идеологической доктрины. Построение социального правового государства и формирование демократического гражданского общества - это взаимосвязанные процессы, итогом осуществления которых в Беларуси должна стать новая форма государственности. Речь идет об изменениях в самой природе и сущности государства, о переходе от централизованной административной системы к такому государственному строю, стабильность которого обеспечивается путем всестороннего учета потребностей всех областей социального организма, их гармонического сочетания- Новая форма государственности представляется прежде всего действенным механизмом и эффективным средством всестороннего развития и объединения белорусского общества, организационной формой наиболее полной и целенаправленной реализации его важнейших социально-экономических и духовно-культурных интересов. Новый взгляд на сущность и назначение государства должен стать важнейшим составным элементом формирующейся идеологии общественного блага. Гуманистический характер провозглашенных конституционно-правовых ценностей - а именно то, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2 Конституции Республики Беларусь) - определяет одновременно природу и организационно-консолидирующую направленность идеологии, призванной способствовать всемерному утверждению этих ценностей в практике государственного строительства и во всей системе общественных отношений. В данном случае обрисовывается правовой, конституционно-законодательный, можно сказать - государственный аспект идеологии нашего общества. Конкретное содержательное наполнение и разработка этого аспекта идеологии находится в прямой зависимости от фундаментальных исследований и обоснований в области теории и истории государственности; особе значение в этом плане имеет раскрытие процесса формирования и реализации принципов правового государства в мировой практике, выявление сущности и начал его функционирования в различных социально-культурных условиях. Пока что наша правоведческая и политологическая литература на эту тему представляет собою достаточно противоречивый конгломерат суждений относительно природы правовой государственности и возможностей ее построения в специфических условиях новой независимой страны в Восточной Европе. Долгое время у нас доминировали взгляды на государство исключительно как средство и механизм принуждения и господства. В марксистской традиции государство выступало институтом подавления широких масс в классово-антагонистическом обществе, формой насильственного утверждения интересов эксплуататорских слоев. Также и социалистическая государственность обосновывается в марксизме-ленинизме первоначально именно как диктатура пролетариата, т.е. опять же в своей насильственно-принудительной функции. Достаточно прочная укорененность представлений о репрессивной сущности государства имеет свои глубокие основания. Собственно, идея именно такой государственности преобладала на протяжении многовековой человеческой истории, что было отражением и фиксацией ее реальных жестких регулятивных функций. Это особенно относится к древнеимперским вариантам государственного устройства, периоду средневековья, времени кровавых коллизий раннего феодализма, сопровождавших утверждение государственности феодально-сословного общества, да и к эпохе антифеодальных революций и установления национальной государственности, а также к тоталитарным и просто диктаторским режимам нашего времени. Противовесом такой жесткой репрессивной государственности достаточно рано выступила иная форма организации общественно-политической жизни - демократия, первый образец которой был воплощен в Древней Греции. Опыт ее существования в рабовладельческом обществе не оказался устойчивым и долговечным. Вместе с тем он стал свидетельством важной роли свободного индивида в обществе, социально-культурная среда которого, одухотворенная принципами античного гуманизма и античной нравственности, философией и наукой, впервые оказалась преисполненной богатством неизвестных ранее возможностей, открывшихся перед человеком. Демократия и законность, право как формы регуляции общественной жизни известны более двух тысяч лет. Однако только в новейшее время - в итоге разрушения феодализма, средневекового иерархического социального устройства, преодоления казалось бы извечного деления общества на аристократические «верхи» и нижние социальные слои, широкие народные массы и в результате постепенного утверждения принципа юридического равенства в общественной жизни - нормы демократии становятся идеально-сущностным обозначением нового периода человеческой истории. Как идеальное обозначение определенной формы организации общества и государства демократия наметила то направление развития, по которому следовали народы Западной Европы последние четыре столетия. Процессы эти присущи и европейскому востоку. Целостное понимание демократии слагается из комплекса элементов. Демократия означает прежде всего социальное и политико-юридическое раскрепощение широких масс и реальную возможность овладения государственной властью их представителями. Это власть народа в противовес привилегированной власти высшего социального слоя. Конкретное же осуществление этого принципа - а именно какой представитель демократической массы может прийти к власти и с какой идеологической программой - зависит уже от природы социального строя, политической культуры и общего духовного развития народа. Принцип народовластия в демократическом понимании неразрывно соединен с идеей приоритета прав и свобод человека, что и зафиксировано в конституциях многих стран мира, в том числе и в Конституции Республики Беларусь. Эти два основания общественной жизни являются определяющими и в отношении природы и функции государства, составляя тем самым и важнейшие слагаемые его внутренней духовно-идеологической сущности. Важнейшим критерием разграничения разных идеологических моделей государственности является характер отношения государства и остального, «большого», гражданского общества. Такая модель может строиться на абсолютизации идеи государственности и особого предназначения властных структур. Следствием этого становится доминирование в системе общественных установок ценностей власти и силы, что согласуется с исходной сущностью государственно-административного образования, покоящегося на силовом фундаменте - армии, полиции, органах безопасности как извечных и необходимых атрибутах государства. В этом случае отношения между государством и остальным обществом жестко и определенно смещаются в пользу властных структур. Превалирует тенденция подчинения и регламентации жизни всего гражданского сообщества, происходит отчуждение, присвоение и унификация многогранных общественных сил и возможностей, что отрицательно сказывается на способности общества к социально-культурному прогрессу. Ценность власти и силы составляет глубинную сущность такой государственности, покоящейся на принуждении. Однако поскольку подобные установки не согласуются с нравственно-гуманистическим критериями и представлениями, в идеологическом обосновании необходимости своего существования такие формы государственности прибегают к различным модификациям принципа общего блага, включая идею достижения «общества справедливости». Причем в этом случае идеология государства и идеология общества представляют собою явления весьма разнородные и лежащие как бы в разных плоскостях, хотя такая ситуация и не является наглядно-очевидной, ибо все видимое общественное пространство занято официальной государственной идеологией, находящейся в состоянии постоянной активности. Классическим образцом поглощения и единоличного представления государством всего общества является абсолютизм монархического типа, когда идеологическое обоснование безграничной власти варьируется в пределах потомственной генеалогии «высокого» происхождения, права наследования или божественного наместничества в мире. Модификациями абсолютистского типа им ни такие государственные конгломераты, как Священная Римская империя, Византия и др., идеология которых oбуславливалась потребностью оправдания экспансии и удержания захваченного. Если же приблизиться к современности, то формами подчинения общества могут служить тоталитарные государственные системы, независимо от того строится ли их идеология на гипертрофии национальной идеи, расовом превосходстве и утверждении права господства над другими народами, или на коммунистических проектах, или на религиозном фундаментализме. Причем все идеологии подобного типа сочетают эффект предельной насыщенности и постоянного присутствия с агрессивными экспансионистскими тенденциями. Иная идеологическая модель государственности исходит из принципа равновесия и соответствия между властью и остальным обществом. Вместо ситуации возвышения и господства над обществом, которое является лишь объектом приложения усилий власти, предлагается трактовка государства как формы и средства служения и осуществления коренных общественных, народных потребностей, как организации, подчиненной и подотчетной обществу, что достигается посредством ряда установленных законодательно-правовых процедур, позволяющих осуществлять постоянный контроль над властью и обеспечивать принцип ее сменяемости. Основной целью такой государственности является социальное согласие и развитие, приоритет прав человека и гуманистических ценностей. Она качественно отличается от иных форм власти, так как не имеет тенденции собственного доминирования, подчинения общества. Поскольку понятие демократического общества подразумевает многообразную систему гражданских институтов, свободное развитие различных форм жизнедеятельности, постольку государство выступает прежде всего гарантом функционирования такой системы. Первейшим идеологическим постулатом такого типа государственности является свобода человека, последовательное неприятие принципа господства и подчинения. Решительный перенос акцента в системе духовно-идеологических обоснований с привычных ценностей общего плана (власть, национальная общность и др.) на ценности индивидуально-личностные вел к коренным изменениями в самом существе идеологической доктрины, гуманизировал ее, максимально приближал к социально-жизненному интересу каждого человека. Введение принципа рядоположенности ценности общего плана - государства и ценностей индивидуально-личностных, а также утверждение тезиса о том, что служением, содействием человеку, его свободе и благу измеряется ценность самого государства, помимо значительного обогащения внутреннего содержания самой доктрины делало кардинальный шаг к естественному и органичному распространению ее влияния на все пространство общественной жизни. Тем самым создавались возможности превращения государственной идеологии в идеологию общественную, стирания в идеологической сфере граней между официальным и реально-жизненным. Необходимой предпосылкой становления такой общественной духовно-идеологической системы становится последовательная ориентация на провозглашенные ценности, подкрепленная всесторонним освещением вопросов их обеспечения в конкретной государственной и социальной практике. Это выводит проблему в сферу выработки соответствующих действенных форм и средств регуляции общественной жизни - права и законности, представительной власти, социально-ориентированной рыночной экономики, всеобщности нравственных норм. Можно сказать, таким образом, что степень органичности, укорененности идеологии в обществе и соответственно широта ее воздействия обусловлены такой ее внутренней содержательной структурой, которая оформляется в тесном взаимодействии с важнейшими духовно-культурными цивилизационными достижениями, прежде всего с правом, наукой, нравственностью, и которая достигает благодаря этому синтеза ценностей человека и государства, законности и нравственности, социальной и человеческой солидарности, свободы и ответственности, прав и обязанностей всех граждан. Внутренняя логика исторического формирования и обогащения самой идеологии как общественно значимого духовно-регулятивного явления заключается в тенденции выхода, преодоления состояния частичности, неполноты существования, когда она служит ширмой узкоэгоистическим интересам определенных слоев и групп, орудием манипуляции понятиями общего блага, интересов народа, и достижения степени наиболее полной адекватности важнейшим социальным потребностям общества - потребностям реально существующим и потенциальным. Тем самым идеология покидает сферы эфемерности, обретает возможности продуктивного включения в практику социальной жизни, способность активного организующего и направляющего воздействия на общественные процессы. Достигнув же стадии реального воплощения своих начал и принципов в действительности - в общественно-политической системе нового общества, она оказывается в состоянии выполнять также свою духовную функцию подготовки будущего. Инновационность идеологии - особое, исключительное ее свойство, рожденное современной эпохой и неведомое идеологическим доктринам прошлого. Существует особо тесная взаимосвязь и взаимоотраженность определенного типа государственной власти и исповедуемой ею идеологической системы. Эволюция идеологических доктрин внутригосударственного, внутри-общественного плана есть лишь отражение реального процесса становления и совершенствования форм государственности. Формы государственности, построенные на абсолютизации власти, — лишь определенный этап в ходе исторического формирования организационных общественных структур. Этап, свидетельствующий о таком уровне социально-культурного развития общества, когда жизнь его организуется на началах господства и подчинения, когда доминируют упрощенные, жесткие методы и средства достижения власти и ее использования. И естественно, что этот этап должен быть и будет преодолен в поступательном развитии тех стран, которые пока еще сохраняют наследие старой государственности. Закрепленная в Конституции Республики Беларусь ориентация на принципы социального правового государства есть одновременно юридическое, законодательное оформление такой идеологической модели государственности, которая покоится на гуманистических началах и нацелена на реальное достижение принципа общественного блага и социального развития. Вместе с тем, полновесное утверждение такой государственности неотрывно от создания развитой социальной инфраструктуры, не говоря уже о формировании иных слагаемых (экономических, политических, духовных) новой общественной системы. На этом пути перед молодыми развивающимися странами встает ряд достаточно сложных проблем. Наследие старой государственности, всеобъемлющей в своих общественных функциях, не может быть положено в основание социального правового устройства. Равно как оно не может формироваться на абстрактной и безликой регионально-экономической основе, без опоры на социально-культурный опыт и традиции устойчивой общности - белорусского народа. Переходный этап оказывается вместе с тем и начальной фазой движения к новой форме государственности. Проявившийся процесс демократизации власти открыл возможности ее достижения различными представителями широких общественных слоев и групп, однако реализация этих возможностей неизбежно испытывает влияние старых государствополатающих установок и представлений. Осуществление новых тенденций в области государственности сталкивается первоначально с проблемой овладения технологией, средствами достижения власти, а при выполнении этой цели - поиском способов ее удержания и закрепления. Это - этап субъективистский, который имеет тенденцию оформляться в принцип и проблему власти ее конкретного носителя. Соответственно, идея и принцип персонификации власти оказались достаточно актуальными для стран постсоветского пространства, широко обсуждались и есть в той или иной мере отражение конкретной политической практики. Следует отметить, что подобная логика уже освоена и проиграна историей. Так, демократизм буржуазных революций первоначально мог отливаться в форму абсолютистской государственности, как во Франции в конце XVIII-нач. XIX в. Этому в значительной мере способствовало то, что еще сохранялась, хотя и в деформированной форме, старая государственная система, а ее использование означало наследование присущего ей духа и способа действия. От новой эпохи в этой ситуации была впервые открывшаяся перед представителями широких демократических слоев, теми, кто обладал необходимым набором духовно-идеологических качеств и властных потенций, возможность овладения вершинами власти. Для носителей таких потенций главной ценностью и целью выступала власть сама по себе, власть как таковая, и неудивительно, что с точки зрения отдельного такого субъекта идеалом власти становилась власть абсолютная, непререкаемая - как в наполеонизме. И это соседствовало со стремлением отстаивать принцип вершинности и непогрешимости власти, который соединяется с ее высшим носителем, определенным субъектом. Это, конечно, вело к усилению напряженности и противоборства в политической жизни, к замыканию власти в самой себе. Такая форма власти коренилась в субъективизме и эгоистическом волюнтаризме, рожденными демократической эпохой. Вместе с тем субъективистский абсолютизм демократического толка оказывался формой утверждения ценности власти как таковой, что являлось необходимым предварением последующих фаз созидания демократической государственности. В дальнейшем открывалась возможность ее избавления от замкнутой самодостаточности, сосредоточенности на себе и превращения власти в инструмент всеобщего согласия, социального развития и прогресса - прогресса прежде всего в гуманистическом выражении, в направлении приоритета прав конкретного человека и защиты от многообразных посягательств на его суверенные интересы. Продолжительность или краткость периода субъективистской абсолютизации власти и переход к цивилизованным формам ее организации зависит от многих факторов. Особое значение имеют факторы социально-экономические, законодательно-правовые и духовно-культурные, которые и составляют фундамент нового общества и новой государственности. Формирующаяся идеология развивающегося государства, покоящаяся на прочных правовых, законодательно установленных и закрепленных в Конституции началах, может стать действенным фактором общественной жизни лишь при условии обогащения ее совокупным духовно-культурным опытом народа. Тенденция идеологической инновационности, нацеленность в будущее, на принцип социального развития, на общественно-политические преобразования в Беларуси должна найти реалистическую конкретизацию, выработать линии органического соответствия провозглашенных принципов гуманистической государственности особенностям исторического развития народа, строю его национального сознания и устоявшихся форм совместной жизни, обычаев и социально-нравственных ценностей, выработанных на протяжении более чем тысячелетней духовно-культурной и общественно-политической истории. Особое значение в плане идеологического наследования традиций прошлого имеет осознание нашей принадлежности к христианской цивилизационной общности и выработанным ею духовно-мировоззренческим ценностям. Принятие Беларусью христианства стало началом новой культурно-исторической эпохи. Именно на мировоззренческом фундаменте христианства возникла древняя белорусская культура, литература, философская и этическая мысль. Их сущность и направленность определялись идеями и устремлениями христианского гуманизма, влияние которого благодаря универсальности провозглашенных принципов далеко вышло за пределы средневековой эпохи и стало ценнейшим общечеловеческим достоянием. Именно предельный универсализм, лишенная всяких сословных и групповых искажений Бесчеловечность устремлений христианского гуманизма обусловили его необычайную духовную влиятельность. Его ядро составили принципы духовно-моральной самоценности человека и идея добра как предпосылка существования и единения общественного целого. Эти начала в своем непосредственном, а позднее и в секуляризированном виде образовали глубинную сущностную основу всего последующего культурно-цивилизационного развития народов, включенных в орбиту влияния христианского социально-нравственного жизнеучения. Этими началами глубоко пронизана и вся современная гуманистическая культура, они лежат в фундаменте многовековых сокровенных общественных устремлений к /мини, построенной на идеях добра и справедливости. Поэтому всякая современная идеологическая система, претендующая на широкую общественную влиятельность, не может существовать вне этих принципов; немаловажный же вопрос специфичности их трактовки и включения в содержательность доктрины требует социальной разработки. Необходимо также отметить, что содержательность христианского гуманизма - прежде всего в аспекте утверждения необходимости внутреннего совершенствования человека, его ответственности перед людьми и обществом, - в своем утверждении постепенно распространилась на проблемы социально-политической жизни. В итоге получила обоснование идея, что нравственность является внутренним источником и основой права. Такая идея вызвала к жизни плодотворное направление политико-правовой мысли Беларуси, выдающимися представителями которой были Ф. Скорина и Л. Сапега. Эти тенденции нашли свое воплощение в конкретной законодательной практике XVI в., создании знаменитых Статутов 1529, 1566,1588 гг. Так что Беларусь имеет достаточно прочную историческую традицию выработки правовых, законодательных норм. Современная опора на эту традицию способна содействовать успешному осуществлению преобразовательных идеологических и общественно-политических задач. Наследие эпохи национального просвещения и возрождения, демократического освободительного движения, становления и развития новой белорусской культуры XIX -нач. XX вв. также является мощным источником, способным питать современные идеологические представления. Это прежде всего относится к идеям свободы и социального равенства, пафосу духовного и социального раскрепощения трудящихся масс, утверждению созидательной мощи и величия трудового народа как самостоятельного субъекта общественно-исторической жизни. Сознательное наследование этического универсализма старой эпохи и конкретно-социальных гуманистических представлений нового времени не означает их механического перенесения в наши дни, а предполагает достижение новой формы всеобщности духовно-идеологических принципов на основе демократических достижений, общечеловеческих ценностей. Восстановление полноты исторических духовно-культурных связей является важным фактором формирования современного патриотического сознания - особым предметом внимания всякой идеологии. Идеология подлинно широкого общественного и государственного значения невозможна вне таких фундаментальных ценностей социальной жизни народа, как родина и семья. Осознание человеком их ценности - семьи как родины детства и страны-родины как места рождения, - возникающее первоначально как ощущение, а затем и как постепенное осознанное признание собственной неотрывности от них, понимание своей родовой сущности, принадлежности к определенному народу, — именно это делает человека гражданином своей страны, своего государства. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени присуща нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание единства наиболее важных общественных и государственных интересов. Причем духовно-идеологические функции этих ценностей, их консолидирующая эффективность способны возрастать в условиях расширения современных процессов личностного развития, которые могут принимать резко индивидуалистические и эгоистические формы. Противоположностью индивидуалистического разъединения людей как раз и является воспитание патриотических чувств и убеждений. Складывание основ демократического общества, провозглашение высшей ценностью свободы человека и гражданских свобод вообще способно осуществиться только в ходе выработки разнообразных форм и средств саморегуляции общественной жизни. Одной из таких важнейших регулятивных форм является нравственность. Демократическая организация общественной и государственной жизни (помимо надежного социального, экономического и политико-правового фундамента) невозможна вне наличия и доминирования в обществе определенного типа человека. Речь идет об индивидууме, развитой личности, которой глубоко присуща внутренняя потребность руководствоваться в жизни гражданскими и нравственными обязанностями. Существует настоятельная потребность широкого утверждения - как нормы - образа жизни, поведения и действия, покоящегося на осознании и органическом признании ответственности человека перед самим собой, перед другими людьми и перед государством. Такой тип человека еще должен стать устойчивым явлением общественной жизни. А это означает, что духовно-идеологическая система нового общества и государства должна содержать в своем составе как принцип суверенности человека, так и начала этики персональной ответственности. Причем, стимулирование общественной активности индивида, которая является постоянным источником социального прогресса, направление этой энергии в подлинно новаторское и создательное русло находится в прямой зависимости от утверждения в обществе нравственности как универсальной формы регуляции отношений между людьми. Именно универсализм, всеобщность нравственности ставит преграды существованию морали корпоративной, социально-групповой, партийной, морали грубо утилитарной, с двойным измерением, с разделением на своих и чужих. Утверждение равных и обязательных для всех норм нравственности неразрывно связано с процессами личностного развития, а также с закреплением в общественно-политической жизни принципа равенства, что соединено с механизмом утверждения формально-юридического равенства граждан, реализацией правового государства. Таким образом, утверждение в системе идеологических представлений ценности личности оказывается продуктивным лишь при наличии активно действующих нравственно-регулятивных начал. Причем, особую продуктивность обоснования тезис ценности индивидуальности получает тогда, когда это происходит в русле принципов трудовой этики. Следует подчеркнуть, что нравственное одухотворение труда относится к устойчивой традиции белорусской культуры нового времени, традиции, способной в современных условиях играть важную роль в выработке общественно-значимой ценностной ориентации индивида. Воспитание человека в духе принципов трудовой жизненной этики является одним из важнейших направлений идеологически-просветительской деятельности государства. Не пропаганда вульгарного потребительства, не проповедь богатства и меркантилизма, а утверждение ценности, необходимости и потребности в труде только и способно заложить основание здоровой идеологии и морали общества.
|