Вызовы будущего и идеология
Со дня объявления независимости Республики Беларусь прошло не так много времени. И прожитые в новых исторических условиях годы - лишь начало будущего пути развивающегося государства. Решая сегодня нелегкие проблемы переходного периода, порожденные временем кризиса и разрушения старой общественной системы, следует одновременно думать о перспективных социальных, политических и духовных целях. Ограниченность прошлым, нежелание выйти за его пределы, неумение открыть для себя неизвестные ранее импульсы к созидательной деятельности, почувствовать творческую силу новых жизненных ценностей, способных воплотиться во благо человека в будущем - удел старых обществ и государств, завершающих свое историческое существование. Беларусь находится в преддверии XXI в., на пороге новой реальности будущего, в которой предстоит дать адекватные ответы на насущные жизненные и нравственно-гуманистические надежды и запросы широких масс людей всех стран, найти решения современных глобальных проблем - промышленно-технологического роста и охраны окружающей среды, отношений между богатыми и бедными странами, эффективного использования и справедливого распределения мировых богатств и ресурсов, искоренения попыток решения возникающих конфликтов разрушительными военными средствами, подъема жизненного уровня развивающихся стран, обеспечения нового цивилизационного цикла в развитии культуры, науки и образования. В XXI в. предстоит решать проблемы исключительной сложности, и это потребует создания соответствующих сложных и эффективных организационно-управленческих систем, приведет к коренным трансформациям современных государственно-политических и общественных образований. Новое столетие будет эпохой науки и знаний, господства высоких технологий, инновационных экономик и социальных организаций, глобального информационного единства человечества, решительного утверждения моральных императивов в политике, качественного возрастания интеграционных процессов в экономике, культуре, политике. Говоря о том, как Беларусь должна встретить грядущее столетие, нельзя забывать, что ответственное, а не пассивно-потребительское принятие будущего и вхождение в него необходимо предполагает внутреннюю готовность и способность к ответу на труднейшие вызовы XXI в. Необходимо осознавать всю сложность предстоящих задач, находиться на таком уровне развития государственности, науки и культуры, который позволил бы обеспечить эффективное участие Беларуси как в разрешении собственных проблем, так и тех, которые будут общими для всех стран и народов XXI в. Наше место и роль в семье народов всего человечества в XXI в. зависят от нас самих, от нашей работы, нашей способности использовать достижения той цивилизации, к которой мы принадлежим по историческим и культурным корням, включая достижения своей национальной культуры. Лишь в итоге напряженного социально-культурного творчества можно войти в сообщество наиболее развитых стран мира. Сложнейшие задачи, стоящие перед нашей страной, касаются всех областей общественной жизни. Прежде всего - это укрепление и совершенствование государственно-политического строя, обеспечение коренного прорыва в создании эффективной экономики и надежной системы социальной защиты, что позволит достичь достойного качества жизни всех граждан нашей страны. Среди таких задач важнейшее место занимают проблемы культуры и духовности. Особая роль проблем культуры в осуществлении принципов государственной политики обусловлена тем важнейшим фактором, что в данном случае речь идет о духовном здоровье нации, интеллектуальном и моральном развитии народа, нравственном совершенствовании человека. В условиях сегодняшнего кризиса, разрушения прежних идеологических и моральных ценностей, наступления суррогатов «массовой культуры» с ее культом агрессивности и насилия духовное возрождение белорусского народа создаст надежную основу как для его созидательной социальной практики, так и для преодоления таких тяжелейших явлений современной жизни, как резкое понижение значения нравственных ценностей в жизни общества, агрессивное потребительство, преступность, наркомания и др. Общество представляет собой сложный, многосоставный и вместе с тем единый организм, различные сферы которого - социально-экономическая, общественно-политическая и духовно-культурная - неразрывно взаимосвязаны. Так, социальный опыт свидетельствует, что содержание и успешность осуществления предлагаемых социально-экономических решений обусловлены общим уровнем компетенции, состоянием общественного сознания и, в конечном счете, уровнем культуры. С еще большей очевидностью проявляется связь духовной культуры, ее принципов с насущными проблемами общественно-политической жизни. Прежде всего следует иметь в виду, что перемены в реальности подготавливаются переменами в сознании. А в более конкретном отношении нужно подчеркнуть следующее. Общественное развитие есть одновременно проявление и показатель развития духовно-культурного, общецивилизационного. Поэтому, все признаки и критерии развития общества, прежде всего такие, как экономический, политический, государственный, свидетельствуют об уровне духовно-культурных ценностей, накопленных сообществом. А потому и сам общественный прогресс возможен лишь на надежной духовной, гуманистической основе. Реализация принципов справедливого, демократического общественного и государственного устройства призвана опираться на прочный фундамент подлинно гуманистических ценностей духовной культуры - культуры своего народа и культуры других народов, культуры общечеловеческой. Современная эпоха предъявляет особые требования именно к духовному состоянию общества, к его интеллектуальным, научным, образовательным, социально-культурным и нравственным ресурсам и возможностям. Духовно-творческие и образовательно-профессиональные ценности, носителями которых выступают реальные люди, становятся сегодня высшим достоянием общества, его подлинным богатством. Современные социологи зафиксировали даже существенную трансформацию самого понятия «капитал», содержательное значение которого сместилось от прежнего материально-финансового наполнения в сторону духовных, интеллектуально-творческих характеристик. Такие ведущие тенденции в развитии мировой цивилизации призваны определять и приоритетные направления нашей государственной политики. И подлинная забота о нынешнем и будущем благосостоянии белорусского народа как раз и состоит в создании эффективных реальных предпосылок, которые способны обеспечить это будущее. В ряду этих предпосылок важнейшими являются развитие духовной культуры, высокий интеллектуальный уровень и нравственное здоровье общества, приоритет ценностей созидания и гуманизма в общественном сознании и социальной практике. Усилия по духовному возрождению нашего общества имеют двоякое значение. В объемной перспективе они призваны интеллектуально и нравственно подготовить молодые поколения к решению новых проблем, которые выдвинет XXI в. Одновременно духовное возрождение имеет и более близкие, реально-насущные задачи, определяемые конкретными условиями существования Беларуси как молодого государства в последнее десятилетие XX в. Провозглашение независимости и нелегкий путь государственного и внешнеполитического самоутверждения Беларуси, который она прошла в 90-ые годы прошлого столетия, со всей убедительностью подтверждают тот факт, что никакое государственное образование, в том числе и Республика Беларусь, не может существовать без духовно-идеологических основ, которые составляют фундамент его единства и внутренней целостности. Здесь встает немало достаточно сложных вопросов относительно самого явления и понятия идеологии, ее конкретного содержательного наполнения и функции, а также степени и эффективности использования этого понятия в реальной практике государственного строительства. Суть, однако, не в употреблении тех или иных терминов. Речь идет о коренном факторе жизни и деятельности государства и общества. Полновесность присутствия в мире всякого государства проявляется в его продуктивной индивидуальной, четко определенной и предсказуемой внутренней и внешней политике, базируется на совокупности принципов и идей, которые имеют единый источник и основание. Этим единым основанием, которое накладывает отпечаток неповторимой специфичности на все проявления жизнедеятельности народа и государства, и является то, что со значительной долей условности может быть названо идеологией. Наличие такого духовного основания является также необходимой предпосылкой внутреннего единства и сплоченности общества. Сегодня, когда многие народы бывшего Советского Союза переживают время тяжелых испытаний, активное содействие объединительным тенденциям белорусского общества, его сплочению, осознанию им своего духовного единства приобретает исключительно важное значение. Потому что без консолидации общества невозможно никакое целенаправленное социальное действие и творчество, в том числе и реализация насущных сегодняшних задач по реформированию экономики и общественной жизни и созданию прочных предпосылок дальнейшего пути белорусского народа и государства в XXI столетии. Признание важности духовно-идеологических оснований белорусского общества и государства не может останавливаться на формально-декларативных моментах. История становления самого понятия идеология и его использования в напряженной политической и классовой борьбе представителями различных социальных сил и позиций свидетельствует о значительном разбросе суждений в понимании объективности содержания идеологии и ее реальной роли в общественной жизни. Как выражение позиции определенного класса или социального слоя, группы идеология всегда стремилась представить некоторый частный интерес как интерес всего общества. Столь ярко выраженная тенденциозность обусловила и негативность оценки «чистой» идеологии как точки зрения и сознания частичного, ограниченного в угоду некоторому первичному материальному интересу. Вместе с тем, кроме идеологического выражения потребностей отдельных социальных слоев, групп существуют интересы общества, государства и народа в целом, и вопрос о духовно-идеологических основах их существования и развития имеет широкое, всеобщее значение. Если «частичная» идеология стремится подчинить своему влиянию общество в целом, то, естественно, в практике такого подчинения она очень избирательно подходит к формированию своих важнейших идей и принципов, производя тщательный отбор из наличного духовно-культурного и исторического материала, а также отличается наступательными и негативистскими формами утверждения. Идеология же, вдохновляемая принципом общего блага всего общества и государства, не может быть создана искусственно, путем рационалистического конструирования и предельно расширительного толкования идей и понятий, исходя из некоторой заданной цели или устремления. Подлинно общественная идеология возникает естественно, рождаясь из конкретной исторической ситуации, являются итогом духовно-культурного развития народа в данный период времени, отвечает его насущным потребностям - и именно благодаря этому способна давать людям силы и перспективу для плодотворной работы во имя будущего. Также формы и средства укрепления и расширения границ влияния идеологии общего, государственно-народного блага пролегают через создание определенной духовно-нравственной среды человеческого общежития, через школу, образование и последовательное интеллектуальное воспитание, в том числе и при помощи средств массовой информации, благодаря чему ценности человеческой солидарности, трудовой этики, общественного и личного благополучия, единства прав и обязанностей граждан становятся естественными принципами жизненного поведения. Настоятельную потребность в выработке именно таких надежных духовно-идеологических оснований жизнедеятельности испытывает всякое общество и государства, превыше всего ценящее внутреннюю стабильность, единство и социальное процветание своего народа. Особенно остро это осознается политическими и общественными деятелями молодых государства, в том числе и Республики Беларусь. Необходимость выработки единой национальной идеи или государственной идеологии неоднократно высказывалась нашими политиками и в нашей прессе. Были предприняты и определенные усилия в этом направлении, однако о некотором более или менее удовлетворительном итоге пока говорить не приходится. Сказались как теоретическая непроясненность вопросов природы и содержания самого понятия идеологии, особенностей и степени его применимости к современным условиям общественно-политической и государственной жизни, так и объективные социально-культурные и духовные факторы, связанные с состоянием и уровнем развития различных форм общественного сознания - политического, правового, научного, экономического, нравственного, патриотического, национального, исторического, обыденного, а также установками социальной психологии. Органично рождающаяся идеология впитывает наиболее существенные принципы и начала многообразных форм общественного сознания, социальные настроения и ожидания, синтезирует их на собственной основе, достигая предельной концентрации выражения важнейших для общества и государства идей и установок, а также высокой степени их духовно-психологического воздействия, активной внутренней действенности. Тем самым влиятельность идеологии оказывается ее внутренне выработанным органическим свойством, возникающим как итог соответствия духовному состоянию общества и выражения его реально осуществимых идеальных побуждений. Это также становится залогом успешности утверждения и расширения границ распространения такой духовно-идеологической формы; в данном случае встает лишь задача грамотного, неискаженного транслирования через систему образования и средства массовой информации. Неосуществленность предпринимавшихся попыток формулирования общей национальной идеи или положений и начал идеологии, называемой государственной, заключается не в последнюю очередь в недостаточно преодоленной зависимости от старых представлений об агитационно-пропагандистской роли в обществе идеологических установок. Сущность прежней общественной системы, основанной на абсолютизации роли государства в осуществлении всех форм жизнедеятельности общества, закономерно определяла особый характер и уровень духовного обоснования существующего строя, обоснования, поднятого на ступень государственной идеологии. Таким образом, само понятие государственной идеологии имеет конкретно обусловленный смысл и значение, является выражением природы и потребностей определенной общественно-политической и государственной системы. И использование его для выражения потребностей иной государственно-политической организации оказывается затруднительным. Такое затруднение не разрешается и в случае, когда вместо государственной идеологии говорится об идеологии государственности, что только несколько смягчает старую жесткую агитационную установку и фразеологию, но не меняет их сути. В условиях, когда провозглашена перспектива создания демократического социального правового государства и соответствующей инфраструктуры гражданского общества, когда коренным образом меняются отношения государства и общества, государства и человека, гармонизируются их взаимосвязи, совершается гуманизация самого института власти, понятие государственной идеологии не передает существа этих общественно-политических перемен. В современных условиях уместнее говорить о новых духовно-идеологических основаниях существования и развития белорусского общества и государства, понимая эти основания как органичный культурно-нравственный фундамент всей нашей социальной жизни и необходимую предпосылку общественного прогресса.
|