Трансформация понятия идеологии
Идеология существует с глубокой древности и является одной из форм внутренней духовной регуляции жизни различных социальных общностей и государственных образований. В отличие от других регулятивно-организационных форм (таких, как нравственность, религия, право) идеология нацелена преимущественно на упорядочение отношении власти и остального общества, а также отношений различных классов и групп социального целого, имея в качестве важнейшей функции достижение общего единства и стабильности. На протяжении веков, наряду с возникновением, расцветом и упадком различных цивилизаций и государств, рождались, существовали, а затем становились достоянием истории различные формы идеологии. Однако само понятие для обозначения такого специфического явления социальной жизни как идеология возникло сравнительно недавно, в конце XVIII в., в среде поздних представителей французского просвещения. То обстоятельство, что в течение столь долгого времени идеологии существовали в неназванном и как бы неявном виде, свидетельствует лишь об объективности наличия и воздействия многих явлений и факторов общественной жизни, реальное постижение сущности которых совершается постепенно и всегда запоздало относительно факта их конкретного присутствия. В этом также проявилась общая тенденция развития духовной культуры европейской цивилизации. В раннюю пору формирования европейских народов наиболее общей, универсальной формой духовно-идеологической регуляции их социальной жизни являлась мифология, синкретически объединявшая элементы магии и позитивного знания, искусства и реальной практики. Позже, после принятия христианства многовековая эпоха средневековья также отмечена господством широких универсальных идеолого-мировоззренческих структур. Они основывались на христианском учении и выступали формой идеологического освящения и обоснования феодального общества. Такие универсальные идеологические и мировоззренческие формы органично и нерефлексивно воспринимались и принимались как извечная данность, целостная и неразделимая. И только в Новое время с утверждением идей Просвещения начинается иной период духовного развития. Широкие, универсальные идеолого-мировоззренческие структуры трансформируются, на заложенной ими основе происходит дифференциация и обособление специфических духовных образований, развитие многообразных самостоятельно-светских областей знаний. Исторически суверенные права обретают народы и личность. И если в средневековье господствовала универсальная, единая для всех форма постижения и оценки реальности, то в Новое время реализуются различные формы мировоззрения - политического, юридического, идеологического, научного, нравственного, эстетического, национального, личностного. Именно атмосфера открытия реального богатства проявлений общественной и духовной жизни и привела к четкой фиксации такого ее специфического порождения как идеология. Однако первоначально сам основатель этого понятия Дестют де Траси, а также его современники Константин Вольней, Пьер Кабанис вкладывали в него содержание, весьма далекое от нынешнего понимания этого термина. В идеологии они видели особую науку, которая выясняет причины и законы формирования идей и составляет основу иных наук, прежде всего таких, как политическая, нравственная, педагогическая. Дестют де Траси и его сторонники активно участвовали в политической жизни Франции конца XVIII - нач. XIX в., выражали идеи буржуазного либерализма. После установления Наполеоном императорского режима группа «идеологов» во главе с Дестют де Траси составила определенную оппозицию узурпаторской власти. Возникло достаточно отчетливое противостояние Наполеона и «идеологов». Придя к власти, Наполеон отказался от идей и лозунгов Великой Французской революции; идеи свободы и равенства подменялись принципом неравенства владения собственностью, что должно поддерживаться и освящаться религией. В начале XIX в., отмеченном рядом крупных неудач во внутренней и внешней политике, Наполеон обрушился с резкой критикой на «идеологов» как врагов общественных установлений и власти, виновных в несчастьях, которые постигли страну. «Идеологи» клеймились как представители оторванной от реальности туманной метафизики и абстрактной умозрительности, пытающиеся на такой зыбкой основе устанавливать начала общественной жизни и законодательства народов. Основное направление критики «идеологов» было нацелено на выявление ложности, неистинности их взглядов, их несоответствия реальному знанию и опыту истории. Этот конфликт Наполеона с «идеологами», получивший достаточно широкий общественный резонанс, сказался и на отношении к самим понятиям идеология и идеологи. Была заложена традиция негативной оценки идеологии как ложных, искажающих действительность представлений. В целом такое отношение к идеологии характерно для всего XIX в., в том числе и для основоположников марксистского учения. Применение Марксом и Энгельсом термина «идеология» первоначально включает традиционную для того времени трактовку ее содержания как умозрительных, отвлеченных от действительности идей, а затем соединяется с критикой форм «ложного сознания» и вводится в русло материалистического понимания истории, общественной жизни и духовных явлений как отражения конкретной социальной реальности, ее противоречий. При этом доминирует трактовка идеологии как явления классового, коренящегося в реальных противоречиях антагонистического общества. Тем самым, согласно марксистской точке зрения, сущность конкретных классовых интересов обусловливает и особенности их духовного выражения, характер той или иной идеологии. Понятие идеологии весьма широко использовалось основателями марксизма для обозначения определенного типа мышления, а также философских и общественно-политических течений, порождающих превратные представления о действительности. Идеологичность, неистинность «ложного сознания» полагалась итогом отрыва от социальной реальности, обусловленным такими особенностями мыслительного процесса, когда понятия о действительности не являются результатом ее объективного познания, а конструируются на основе чистого мышления идеолога или теоретических наработок предшественников. Такое выражение «ложного сознания» Маркс и Энгельс видели в философском идеализме. Достаточно часто понятие идеология применялось при характеристике философии Гегеля и младогегельянцев. Подчеркивалось, что философы-идеалисты выступают именно как идеологи, принимающие идею за основу всего существующего в мире, в итоге чего реальности навязываются умозрительные схемы, не имеющие с ней ничего общего. Критика идеологизма идеалистических философских течений имела для Маркса и Энгельса особое значение, потому что была необходимой предварительной ступенью для утверждения принципа обусловленности духовных явлений реальными социальными отношениями, материальной основой общества. Идеологичность (идеология, идеологизм, идеологическая иллюзия) становилась у Маркса и Энгельса достаточно устойчивой оценочной характеристикой превратного, ложного понимания сущности происходящих в обществе процессов. В более широком смысле для Маркса и Энгельса идеологией оказываются все формы буржуазного сознания. Политические, правовые, нравственные, религиозные и другие взгляды буржуазных идеологов являются, согласно основоположникам марксизма, типичными порождениями ложного сознания, мистифицирующего реальную картину существующих общественных отношений, классовых противоречий. Полагалось, что в основе подобной мистификации лежит стремление к закреплению существующего неравенства, к утверждению эгоистических классовых интересов, что обычно осуществляется посредством их представления как всеобщих, всенародных. Корни ложного сознания усматривались в противоречивой основе антагонистического общества, поэтому считалось, что с исчезновение и противоположных классов идеологии прекратят свое существование. Применение принципа историзма к изучению духовных явлений обусловило в марксизме стремление к анализу процесса возникновения и смены форм идеологий, различению идеологий прогрессивных и реакционных, раскрытию характера их внутренней трансформации. Сущность процесса становления буржуазной идеологии оценивалась как превращение из прогрессивной в реакционную. Показывались элементы и начала прогрессивной общественной роли и подлинного социального значения, которые несла буржуазная идеология в ранний период своего утверждения и развития, а также аргументировался тезис о том, что она утратила свои продуктивные функции, стала сугубо охранительной и превратилась в препятствие дальнейшего общественного развития. Тем самым утверждалась потребность преодоления ложной и реакционной буржуазной идеологии и создания новой, объективной теории общества и исторического процесса. Марксизм и возник в качестве такой идейной, общественно-политической и социально-классовой альтернативы идеологичному буржуазному сознанию. Свою теорию Маркс и Энгельс называли научным социализмом, пролетарским мировоззрением, теоретическим выражением пролетарского движения. В отношении своего учения основатели марксизма не употребляли понятия идеология, которое на протяжении всей их деятельности неизменно сохраняло негативный оценочный смысл, постоянно применяясь для обозначения ложных, неистинных форм сознания, взглядов и теорий. Однако объективно классический марксизм как общественная теория и выражение социально-преобразовательных задач и потребностей, связываемых с исторической миссией пролетариата и переходом от капитализма к социализму, нес в себе типические черты идеологического явления. И лишь привычное для XIX в. терминологическое противопоставление содержательных обозначений, резко разделяющих идеологию и научность, когда первое из них становилось синонимом ложности, умозрительности, субъективизма, а второе отождествлялось с истинностью, реальной обусловленностью, объективностью, препятствовало применению в марксистской среде понятия идеологии к собственному учению. (Вместе с тем, с позиции отстраненной это оказывалось возможным; так, Э. Бернштейн, оцениваемый марксистами как ревизионист, в конце XIX столетия квалифицировал марксизм как идеологизм и метафизику, ставшие историческим анахронизмом). В начале XX в. в марксистской теоретической традиции противопоставление идеологии и научности будет Преодолено, и идеология будет свободно определяться как научная, истинная или ненаучная, ложная. Марксизм будет определен В.И. Лениным как научная идеология (пролетарская идеология, а социализм как идеология классовой борьбы пролетариата), соответствующая всем требованиям объективности. При этом уже традиционно будет утверждаться коренная несовместимость марксистской социалистической идеологии и идеологии буржуазной. Позже, с образованием СССР, марксистско-ленинская идеология станет официальной государственной идеологией, безраздельно господствующей на протяжении десятилетий в общественном сознании и определяющей основу и характер неси внутренней и внешней политики и всей жизни страны. Классический марксизм, представленный именами К. Маркса и Ф. Энгельса, был возникшей в конкретно-исторических условиях середины XIX в. философской, социально-экономической и социологической теорией, хотя и с особыми претензиями на объективность, научность, исключительность. Причем с течением времени и особенно у его активных последователей эти претензии приобрели особую выразительность и последовательность проявления и утверждения. Подобные претензии на исключительность, особенно связанные с тенденцией абсолютизации определенного круга идей и взглядов, наделения их статусом незыблемой научности и истинности, являются характерным признаком именно идеологического сознания. Соотношение идеологии и научного знания представляет собою предмет особого рассмотрения. Идеологии, возникая и утверждаясь, используют данные и выводы науки, однако используют их по своему усмотрению, имея в виду собственные цели. Поэтому важно подчеркнуть, что как идеологическое сознание, так и наука занимают свое специфическое место в ряду других порождений духовной жизни, являются различными формами общественного сознания, выполняющими присущие каждой из них своеобразные функции в осуществлении жизнедеятельности социального организма. Поэтому применение определения «научная» относительно идеологии есть лишь стремление опереться на высокий авторитет науки в процессе утверждения некоторой доктрины, и стремление это по своему существу оказывается идеологическим. Весьма показательной в этом отношении представляется изложенная ранее трансформация терминологических определений марксизма (а позже марксизма-ленинизма) - первоначально как теории научного социализма, затем научной идеологии, а потом государственной социалистической идеологии как высшего порождения духовной жизни вообще. В принципе такая трансформация понятий фиксировала этапы процесса превращения определенной общественной теории в идеологию, а затем переход этой оформившейся идеологии в идеологию государственную, в духовное основание всей общественно-политической жизни в СССР. Расширение границ влияния и реальное утверждение социалистической идеологии в системе общественно-политических и социальных отношений, достижение ее абсолютного доминирования в обществе делало, по существу, излишним прежнее подчеркивание научности этой идеологии. Марксизм-ленинизм оказал громадное влияние на духовную жизнь и общественные процессы конца XIX и всего XX в., имел в полном смысле этого слова всемирно-историческое значение. Опыт существования СССР и других социалистических стран со всей очевидностью свидетельствовал о действенности влиятельнейшей идеологической доктрины, применявшейся в практике социалистического строительства и основывающейся на принципах и идеях, выдвинутых и развитых К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Такие важнейшие марксистские понятия и Принципы как социально-экономическая формация, классы и классовая борьба, пролетарская революция, диктатура пролетариата, пролетариат как гегемон, капитализм, социализм и коммунизм, буржуазная и социалистическая идеология и многие другие заняли прочное место в сознании и мировоззрении нескольких поколений людей. Присутствуют они в разных преображенных формах до сих пор и в нашем сознании. Распад социалистической системы стал одновременно свидетельством бесперспективности идеологической доктрины, скреплявшей прежний уклад существования многочисленных народов. Время кризиса с особой очевидностью выявило именно ее слабые стороны. Всемирно-мессианские замыслы и попытки их осуществления, предпринимавшиеся на протяжении десятилетий, потребовали от страны величайшего напряжения сил и громадных экономических средств, однако так и остались нереализованными, обнаружив свой утопизм. Жесткое подчинение человека высшим государственно-политическим целям препятствовало развитию многообразных форм социальной активности общества. Нетерпимость и борьба со всем, что противоречит господствующей идеологии, государственному патриотизму, культу вождя и коллективистской общности вела к консервации существующего, к бюрократической унификации всего, что выходит за границы искусственно принятой всеобщей средней нормы. В итоге безусловность подчинения власти и силе, унификация мышления и поведения, пренебрежение правом, свободой личности, нравственностью оказывались типическими характеристиками старой системы, которая стремилась утвердить полное преобладание государства над многообразными проявлениями общественной жизни. В этих условиях общее единство (как необходимая предпосылка существования любого социального образования) могло обеспечиваться лишь внешними в отношении общества средствами, носителем и проводником которых выступала партийно-государственная система, которая возвышалась над обществом и управляла им как посредством силы, власти государства, так и духовно, идеологически. Конечно, степень жесткости проявления и утверждения принципов государственной идеологии обусловливается природой самой государственной системы, а также может изменяться на различных этапах формирования этой системы. Социалистическая государственность прошла разные фазы своего становления - от диктатуры пролетариата, военного коммунизма до провозглашения принципов социалистического общенародного государства, и это, естественно, сказывалось на методах и средствах осуществления ведущих идеологических установок, их смягчении, хотя суть оставалась неизменной. Превращение марксистского учения в государственную идеологию, его «огосударствление» в ходе реализации идеи диктатуры пролетариата не могло не привести к разрыву слишком многих связей с действительно гуманистическими принципами и началами марксовской теории, прежде всего с обоснование необходимости справедливого общественного устройства и возможностей перехода к нему. Обусловленные конкретными историческими социально-экономическими и духовно-культурными обстоятельствами внутренние государствообразующие тенденции, связанные с абсолютизацией роли верхних властных, административно-управленческих структур, получили особое и преимущественное развитие. В итоге образовался высший партийно-бюрократический слой, обладающий всей полнотой власти, озабоченный укреплением собственного положения, однако неспособный чутко реагировать на реальные изменения в жизни, догматичный прежде всего в отношении к экономической сфере жизни общества. В результате конкретные материальные и духовные интересы людей оказались очень далекими от приоритетных целей государственной политики. Следует учитывать такое важное обстоятельство. Глобальное утверждение марксистско-ленинской идеологии в XX в. происходило на благодатной почве, подготовленной процессами демократизации различных обществ и государств Европы и Азии, Эти процессы привели к существенным изменениям как социальной структуры общества, так и его духовной, идеологической жизни. Активное включение во все сферы общественной жизнедеятельности социальных слоев, ранее находившихся на низших ступенях классово-сословной иерархии, совершалось одновременно с тенденцией унификации общественных связей и отношений, в том числе и общественного сознания. Типичным порождением XX в. становится оформление и господство массового, «усредненного» сознания, которое было пронизано изменчивыми утопическими ожиданиями, так присущими мировоззрению и психологии широких демократических слоев. Эти ожидания, сохранявшие древнюю мечту человечества о прошлом «золотом веке», исходном благополучии и бесконфликтном существовании как подлинной сути человеческой жизни, кристаллизовались в идею социальной справедливости, ее торжества в действительности. Социалистическая идеология была созвучна таким потребностям. Революционные преобразования в России начала XX в. неимоверно усилили возможности активного участия широких масс в социальной жизни. Приобщенные к строительству нового общества, они внесли в него состояние своего сознания и психологии; и это была самостоятельная величина и данность, которая наряду с идеей социальной справедливости вмещала в себе накопившийся на протяжении веков огромный заряд стихийного недовольства существующим, бунтарского и анархического протеста против несправедливой социальной реальности, готовности к ее уничтожению. В этих условиях социалистическая идеология, утверждавшаяся в качестве государственной, была вынуждена согласовываться с реальным уровнем сознания и культуры включившихся в социальную жизнедеятельность масс. Причем, такое согласование не расходилось с активно-наступательным духом и устремленностью идеологической доктрины, однако в целом вело к новым гуманистическим потерям. Это особенно выразительно проявилось в догматической абсолютизации классового момента в диалектике классового и общечеловеческого, что препятствовало продуктивному выявлению и развитию тех гуманистических начал, которые объективно содержались в идеологии и культуре социализма как наследовании классического марксизма. В итоге государственная социалистическая идеология, с самого начала строившаяся на столь связанной с разрушительными потенциями идее борьбы, так и не сумела выйти за пределы позиции постоянного противоборства, выработать впоследствии позитивную созидательную альтернативу этой идее и позиции, что было так необходимо для всестороннего общественного развития. Марксизм-ленинизм принадлежит к числу глобальных идеологий, является одной из влиятельных разновидностей социалистической идеологии. О размахе и глубине его воздействия на общественно-политические процессы в XX в. свидетельствовало образование СССР и мировой социалистической системы, включавшей ряд стран Европы и Азии, Марксистско-ленинская идеология стала явлением мирового порядка, обусловила глобальную историческую коллизию XX в. - противостояние двух общественно-политических систем, породила ситуацию и атмосферу их противоборства и холодной войны. Распад СССР и образование в восточноевропейском регионе независимых государств стал завершением исторического периода существования социалистической государственной системы, а вместе с тем и господства марксизма-ленинизма как государственной идеологии. Перед народами этих государств открылись новые исторические возможности, перспективы самостоятельного выбора пути общественно-политического, социально-экономического и национально-культурного развития. Продуктивность выбора молодыми государствами направления своего дальнейшего развития во многом зависит от того, насколько будет в процессе конкретной социальной практики переосмыслена сущность и значение той идеологии, которая сыграла такую важную роль в нашей прошлой жизни и которая еще продолжает в разных модификациях присутствовать в нашем общественном сознании сейчас. Такое переосмысление должно совершаться одновременно с выработкой новых духовно-идеологических основ и принципов государственного и социально-культурного существования и развития молодых утверждающихся стран. Плодотворность усилий в этом направлении в немалой степени зависит от освоения громадного опыта, накопленного человечеством, его отдельными регионами и странами именно в идеологическом выражении и обосновании своих интересов и потребностей, а также от учета многообразия и противоречивости общественно-политических и социально-культурных тенденций общего развития мирового сообщества. Это многообразие выражается прежде всего в наличии ряда глобальных, универсальных идеологий, определяющих современное состояние мира. К числу таких идеологий, кроме марксизма-ленинизма и иных форм социализма - утопического социализма, демократического социализма, относятся либерализм, национализм, расизм, империализм. Назначение, содержание и масштаб идеологии Сегодня понятие идеологии уже не соединено, как в XIX столетии, с негативными характеристиками и не обрисовывается посредством одностороннего противопоставления науке. Это понятие широко употребляется для обозначения специфического духовно-регулятивного явления, имеющего важное общественное значение, а также часто используется в метафорическом плане - как выражение смысла и направленности какого-нибудь рода или формы деятельности. Причем, следует отметить, что характерное для советской обществоведческой традиции отождествление марксистско-ленинской социалистической идеологии и науки выявило свою познавательную (а, в конечном счете, к практическую) несостоятельность, ибо вело к смешению содержания и функции различных форм общественного сознания, к нивелировке их действительной социальной роли. Утверждавшийся при этом принцип научной истинности единственной идеологии направлял все усилия на доказательство данного тезиса, тем самым резко ограничивая сферу интересов исследователей, искусственно создания духовно-теоретический вакуум. В итоге из поля зрения выпадало наличие (и необходимость изучения) потенциальной множественности различных идеологических по существу интересов общества (не обязательно противоречащих господствующей идеологии), не говоря уже об объективном выявлении содержания иных по духу влиятельных глобальных идеологий. Этот духовно-теоретический вакуум в понимании сущности идеологии, ее места и роли в жизни человечества, цивилизаций, государств, классов, социальных слоев, групп и, если угодно, человека достался нам в наследство от недавнего прошлого. Преодоление его и выработка нового содержательного материала в этой сфере возможны лишь в результате напряженной и длительной работы. Современная эпоха кризиса отмечена, к сожалению, повсеместным присутствием продуктов распада во всех областях социального целого, в том числе и в общественных науках. И преодоление их в теоретической сфере представляет не меньшую трудность, чем, например, в области экономики (причем, как первое, так и другое имеют определенную внутреннюю взаимосвязь). Со всей очевидностью это относится и к более или менее объективному пониманию такого явления общественной жизни как идеология, понимания, соответствующего конкретным социально-духовным и историческим реальностям. Еще большей, неимовернейшей сложности задача - формулирование духовно-идеологических основ и перспектив общественного и государственного строительства и развития, которые, конечно, не могут быть выработаны чисто умозрительным путем. Это возможно только в связи с конкретной общественной практикой, социальным творчеством. Как известно, К. Маркс, основатель классического социалистического учения, был весьма сдержан во всем, что касалось будущего общественного устройства, а основное внимание уделял раскрытию его возможных социальных и экономических предпосылок. Лишь в идеологии правых или левых экстремистских слоев или групп, идеологии частичной, ущербной, пронизанной нетерпением и агрессивностью, будущее с утопической легкостью конструируется при помощи одной или нескольких идей. В целом идеология является своеобразной формой общественного сознания, специфическим мировоззренческим порождением, которое существует в системе других объемных духовных явлений, наряду с правом, наукой, нравственностью, философией, искусством, религией. Она тесно взаимодействует с ними, не смешиваясь, однако, в выполнении своей специфической регулятивно-организующей и консолидирующей роли относительно того сообщества, социального образования, внутри которого она рождается, и потребности которого она выражает и отстаивает, выполняя тем самым функцию его самоутверждения и укрепления. Такое общее понятие идеологии в принципе оказывается вполне применимым ко всем субъектам и порождениям социальной жизни - от общества и государства, включая все их значимые элементы, и до отдельного человека, а также может использоваться для обозначения объяснительно-регулятивных духовных форм, претендующих на широту истолкования процессов надгосударственного и наднационального масштаба и тем самым высказывающих притязания на глобальное влияние на отдельные регионы мири, вплоть до всего человечества. Именно поэтому столь привычное, традиционное дам нас понимание идеологии как системы идей, принципов и ценностей, выражающих интересы определенных социальных слоев, групп, классов и общества в целом должно быть дополнено с учетом наличия доктрин, влияние которых далеко выходит за пределы отдельного общества и государства. В современных истолкованиях сущности идеологии содержится как знакомый нам смысл, хотя и несколько иначе, более абстрактно выраженный: например, видящий в идеологии «совокупность коллективных представлений, с помощью которых устанавливается иерархия ценностей» (Ж. Лапье), чем подчеркивается регулятивно-организующая функция идеологии, так и в выделении универсалистского момента, когда идеология определяется в качестве «глобальной историко-политической системы объяснения мира» (Р.Арон). Совершенно очевидно, что различия в определениях проистекают от того, какая именно форма (или тип) идеологии имелась в виду тем или иным исследователем. Поэтому выяснение самого существа данного явления неразрывно связано с охватом всего спектра его реального существования и форм выражения. Особое значение в этом плане имеет содержательная и функциональная классификация форм идеологии. Если исходить из наличия идеологий разного уровня и типа, то и содержательно они должны варьироваться в зависимости от характера их социально-культурной основы и объема возлагаемых на себя функций. Однако эти вариации не касаются внутреннего содержательного ядра идеологии как таковой. Типической характеристикой идеологии в отличие от других форм общественного сознания является достаточно большая пестрота ее внутреннего наполнения, которая может производить впечатление эклектизма и несовместимости различных элементов. Идеологии формируются за счет всего богатства культуры, науки, форм общественного сознания. И уже в зависимости от реальных возможностей и особенностей интеллектуальной и мировоззренческой позиции конкретных идеологов, усилиями которых та или иная доктрина обретает определенную завершенность и становится фактором общественной жизни, зависит и степень органичности объединения всех составляющих этой специфической духовной формы. В одном ряду оказываются идеи и факты, ценностные установки и произвольные догматические утверждения, утопические конструкции и стереотипы «здравого смысла», данные науки и представления обыденного сознания, обнаженность выражения материальных и политических интересов и стремление к cамoyтверждению. В этом отношении обнаруживаются резкие отличия идеологии как от науки, так и от других форм общественного сознания, которые отмечены большой степенью внутренней однородности и специфичности. Причем особым и специальным вопросом, связанным с конкретным бытованием идеологии и ее взаимодействием с другими духовными формами, является вопрос об отношении идеологии и науки об обществе. Отмеченный эклектизм и пестрота внутреннего содержания идеологии оказываются естественными для нее, формируют своеобразную подвижную многонаправленную духовную ткань, способную к чуткому реагированию на реальности социальной жизни, а также обусловливают столь важное свойство идеологии как конкретно-ситуационную отзывчивость, являясь предпосылкой действенности ее реального влияния. Такая разнородность внутренних элементов, столь отличающая идеологию от других форм общественного сознания, органично присуща ей, есть порождение и проявление специфической внутренней природы и социального назначения идеологии, которая нацелена на выражение реальных политических и экономических интересов и целей. Вот этот конкретный социальный утилитаризм и прагматизм идеологии и составляет ядро ее содержания и функции в общественной жизни. Именно особой приближенностью и особенной чуткостью к конкретным обстоятельствам социально-классовой и общественно-политической жизни идеология отличается от иных духовных явлений - права, науки, нравственности, философии, искусства, религии. Идеология занимает свою нишу в общественном сознании, и ее неправомерно смешивать с другими его формами. И существование идеологии столь же оправдано и необходимо для функционирования социального целого, как и наличие иных своеобразных духовных явлений. Сказанное не означает, конечно, безоговорочного оправдания всякой идеология; критерии гуманизма и социально-культурного прогресса должны, безусловно, присутствовать в оценке сущности и роли любой идеологии; в данном же случае речь идет лишь об определении содержательной сути идеологии как таковой и ее отграничении от иных близлежащих образований. Центральное место и значение занимает в идеологии понятие интерес. Имеется в виду прежде всего то, что идеология выражает и отстаивает интересы определенной группы, слоя, класса, государства, общества, содружества государств и т.д. Однако интересы как отдельного индивидуума, так и любого социального образования чрезвычайно широки и многообразны, и это многообразие получает свое осуществление в реальном богатстве общественных институтов. Специфика же идеологии и ее место в духовной жизни заключается в том, что она ориентирована на выражение коренных материальных интересов значимого социального субъекта, образования. К таким интересам относятся, прежде всего, интересы экономические и политические. Это - интересы власти, как право занимать доминирующую роль в некотором социальном слое, классе, так и в обществе, государстве, а также за пределами их. Это также неразрывно соединенные с властными интересами интересы финансово-экономические, достижение богатства, материального благополучия. Такая обнаженная властно-финансовая, политико-экономическая заинтересованность оказывается, по сути, нервом всякой идеологии. К сожалению, нет возможности предпринять исторический очерк, который показал бы эволюцию идеологий, наличие в жизни человечества самых разнообразных их порождений, как откровенно хищнических, жесткими средствами достигающих своих целей, так и впитавших ценности цивилизационного развития, стремящихся к гуманистическому осуществлению принципа блага. Государственная власть и финансово-экономическое могущество - важнейший объект и интерес всякой более-менее значимой идеологической доктрины. Эти цели могут варьироваться в границах идеологий различного масштаба и притязаний: приобретать максимальный универсализм, как и идеологиях глобальных; или сосредоточиваться в пределах отдельного государства на проблеме отношений власти и остального общества, а также отношений разных социальных слоев и групп в попытке обеспечения общего единства и стабильности (при этом особое значение имеет согласование материально-жизненных, экономических интересов субъектов социального целого); или концентрироваться в идеологиях частичных на специфических потребностях отдельных слоев и групп, в том числе и разных маргинальных ответвлений, озабоченных своим местом в общей социальной структуре и справедливым распределением общественного богатства. Притязания на власть политическую и экономическую, так часто затемняемые лозунгом общенародного благa, являются сущностной характеристикой всякой идеологии, а также всякого значимого ее носителя, политика-идеолога. Одновременно эти притязания составляют источник и причину скрытой в идеологии тенденции к самовыражению и самоутверждению некоторого социального образования, а вместе с нею и стремления к возвышению и расширению сфер своего влияния. Справедливая в отношении к идеологии в целом, эта характеристика вмещает в себе одновременно и обрисовку общей ценностно-психологической позиции ее выразителей и носителей - политиков, идеологов как особого социального типа общественной жизни. Из сказанного можно сделать вывод о чрезвычайной сложности общей идеологической картины мира, в которой присутствуют идеологии различного масштаба и уровня. Причем это не простое статично-одновременное присутствие, а многоуровневый и многозначный процесс столкновения, отторжения и взаимовлияния разнообразных систем идей и представлений. Каждая из них в равной степени претендует на исключительность. Вместе с тем каждая из них находится на определенной фазе своего внутреннего становления, чем по существу и определяется степень наличия в ней объективно ценного общественного содержания и значения. Это выражается прежде всего в ее общей ориентации относительно принципа социально-культурного развития, порождающей или установку консервативную или инновационную, а также выявляется в степени реального присутствия в ней гуманистической тенденции. Отмеченные пределы масштаба и притязаний идеологий могут служить основанием их классификации, разграничения различных их форм или типов. Исходя из этого, можно выделять идеологии глобальные, локальные и частичные. Характерным примером глобальной идеологии является обрисованный ранее в общих чертах марксизм-ленинизм. Упоминались и другие глобальные идеологии, о которых необходимо будет сказать подробнее. При всей глубине содержательного отличия их роднит тенденция к выработке некоторой общей для всего человечества универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, экономического и политического их устройства. И следует признать, что существующий ныне спектр глобальных идеологий отражает (конечно, в ограниченной, весьма относительной и приблизительной форме, причем степень этой относительной может быть выяснена лишь в сопоставлении существующих идеологических доктрин с многообразными данными и выводами науки об обществе и его историй) важнейшие измерения современного состояния мира и возможные тенденции его будущего развития. Идеологии локальные обычно формируются отдельными обществами и государствами, выражают потребности внутренней регуляции отношений между властью и остальным обществом, гармонизации связей между разными социальными слоями, стремясь осуществить принцип общего единства, общего блага народа и общества. Исторически формируясь на специфической национальной почве, идеологии общественно-государственного плана в процессе своего становления образуются под мощным давлением глобальных идеологий, которые представляют в каждый исторический момент конкретную данность мира, овеществленную в реальной экономической и по лиги ческой силе ближних и дальних стран и регионов. В этом процессе наблюдается как трансформация национальной почвы духовно-идеологического развития отдельного общества и государства под влиянием мировых идеологий, как и избирательность восприятия начал и элементов глобальных доктрин сквозь призму собственных традиций и исторического опыта. Идеологии частичные, отдельные образуют индивидуально-национальную панораму идеологической жизни отдельного общества и государства. В своем естественном проявлении они выражают всю пестроту интересов различных социальных слоев и групп. В данном случае можно говорить об идеологии классовой, корпоративной, групповой, партийной. Возможности их реального оформления зависят от уровня развития гражданской и информационной структуры общества и их относительной самостоятельности от государства. Конкретным проявлением наличия частичных идеологий является многопартийность. Отдельный и сложный вопрос - в какой мере идеология частичная способна в достаточно полном объеме воспринимать принцип общего блага и содействовать становлению идеологических основ того общества и государства, внутри которого она существует. Со своей же стороны идеология общего, народно-государственного блага, испытывая влияние мировых идеологий и складываясь под их воздействием, в то же время призвана вбирать в себя и начала идеологий частичных, выражающих конкретные интересы различных слагаемых социального целого. Однако подлинный синтез на общегосударственном, общенациональном уровне возможен лишь при наличии отчетливо выраженных (т.е. идеологически оформленных) интересов отдельных социальных слоев и групп. Причем, в сфере бытования отдельных идеологий возможны ситуации, когда, являясь по своему реальному общественному весу идеологией сугубо частичной, узкосоциальной или групповой, доктрина может заимствовать и использовать выработанную глобальную фразеологию, претендуя на общегосударственное и даже более широкое значение. Такие превращения, происходящие с идеологиями частичными, возможны и с идеологиями иного уровня. Стремление к неоправданному расширению своих притязаний может, конечно, свидетельствовать о достаточно ограниченном, узком внутреннем идейном составе такой идеологии, что компенсируется неумеренным раздуванием самоутверждающей потенции. Как бы то ни было, это с особой остротой ставит вопрос о степени реальной объективности содержания и подлинной общественной значимости идеологии вообще. Причем, применение в данном случае критерия объективности, истинности, критерия по своему существу научного, переводит проблему в уже знакомое нам русло соотношения идеологии и науки. Однако очевидно, что это разные формы общественного сознания, отличающиеся и содержательно, и той социальной ролью, они выполняют. Да и сама настойчивая постановка вопроса об объективности содержания духовной формы, на выражение конкретных материальных, политических и экономических интересов определенных групп, слоев, обществ, ставит под сомнение правомерность такой категоричности. Потому что в идеологии выражение некоторого круга интересов дается сквозь призму определенного оценочного отношения к коренным политико-экономическим обстоятельствам социальной жизни, и этот многообразный сплав представлений не есть сугубо рационалистически-познавательное образование, подверженное критериям научной достоверности и проверяемости. Когда речь идет о выражении определенной социальной позиции, то здесь вряд ли уместно определение «объективность»; ведь перед нами в данном случае выявление именно некоторого отдельного, частичного воззрения и взгляда, в полной мере точки зрения «субъективности». И действительная общественная значимость подобной отдельной точки зрения может быть, обнаружена лишь в процессе социальной практики. Это, однако, не означает, что отсутствуют специфические, базирующиеся на понимании своеобразия содержания и функции идеологии критерии, которые позволяют выносить определенные оценочные суждения относительно тех или иных идеологических построений, даже если они делают лишь начальные попытки утвердиться в духовной жизни общества. Так, если иметь в виду особенно интересующий нас уровень идеологии общественно-государственной ориентации, то степень ее значимости находится в прямой зависимости от ее содержательного наполнения, оттого, насколько она продуктивно взаимодействует с другими формами общественного сознания и социально-культурными институтами общества в целом, насколько она сближена с наукой, правом, нравственностью. Это - необходимые предпосылки органичности идеологии исторически сложившемуся конкретному образу и строю социальной жизни, возможности ее воплощения в общественных институтах, а также важнейшее условие незримого и естественного осуществления идеологией своей функции, не прибегая к постоянному агитационно-пропагандистскому напоминанию о себе. Чем выше социально-культурный уровень общества, тем в большей степени идеология сближается с наукой, правом, нравственностью. И наоборот, чем более идеология расходится с ними, пытается установить свой монополизм, тем с большей очевидностью выявляется ее утопическая и субъективистская сущность, неразборчивость в средствах утверждения, стремление возвыситься над обществом, подчинить его своему влиянию. Это - авторитарный тип идеологии, «идеологии» в полном пресловутом смысле этого слова, существование которой невозможно вне процесса постоянной агитации и информационного давления. В наиболее же рельефной форме сущностные характеристики определенной общественно-государственной идеологии проясняются в ходе конкретного анализа природы той или иной общественно-политической системы, с которой такая идеология соединена (будь то по принципу освящения и укрепления или оппонирования) неразрывными узами. Дело в том, что устойчивая связь такой формы идеологии и некоторого строя общественно-политической жизни является глубинной предпосылкой ее существования вообще. Прежде всего идеология по своей природе отмечена преимущественным вниманием к коренным политическим и экономическим устоям общества, стремится выработать и предложить некие принципы его организации. С иной стороны, рождаясь в исторически устоявшейся общественной среде, идеология выражает некое оценочной отношение к наличным социальным институтам, силам и движениям, формулирует свою позицию по важнейшим проблемам политической и экономической жизни. Поэтому характер отношения идеологии к той или иной системе общественно-политической организации, высказываемая в этом плане четкая предпочтительность с наибольшей очевидностью обнаруживает ее глубинную сущность.
|