Студопедия — Апокрифы. 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Апокрифы. 2 страница






Откровение Седраха. Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови. 1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо во многом согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретём мы любовь - она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если всё будет у нас, а спасительной любви не будет? (...)1 Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истинную веру обрётший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".2 2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: "Итак, Седрах, хочешь ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что ты хочешь узнать?". И сказал Седрах: "Как же это, господин мой?" И ответил ему голос: "Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо на небо".3 Седрах же сказал: "Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами к устам, но не могу подняться на небо". И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самое пламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества. 3. И говорит ему Господь: "Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах! В чём обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: "Хочу говорить с Богом устами к устам"?" Отвечает Ему Седрах: "Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, для кого создал Ты землю?" Говорит Господь: "Для человека". Седрах же: "А для кого создал Ты море? Для кого рассеял по земле всякое благо?" 1 Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть гомилии опущена. 2 Ин. 15:13. 3 В своём желании спора с Богом Седрах не оригинален (Иов 16:20-21). Однако воплотиться оно могло только в апокрифе. Ср. ещё 3 Езд. 5:35. Говорит Господь: "Для человека". Седрах же Ему: "Если Ты сделал так, зачем же погубил его?" Господь в ответ: "Человек - творение Моё, изделие рук Моих, и вразумляю Я его, как найду нужным". 4. Говорит Ему Седрах: "Мучение и огонь вразумление Твоё, горьки они, Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться.1 Зачем же Ты создал его, Господь мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его, если не хотел быть милостивым к нему?" Отвечает Господь: "Я сотворил первозданного Адама, и поместил его в райском саду на пажити Древа Жизни, и сказал ему: "Вкушай от всех плодов, лишь от Древа Жизни берегись вкушать, ибо как вкусишь от него, умрёшь смертью". Он же ослушался заповеди Моей и, прельщённый диаволом, вкусил от Древа".2 5. Говорит Ему Седрах: "Прельстился Адам, Владыко мой, нарушил волю Твою. Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам - и первый среди ангелов ослушался приказания Твоего, не повёрг Адама к Твоим стопам - и за это изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, не покусился на труд рук Твоих. 1 Ср. Мф. 26:24; Иов 3:11; 10:18-19; 3 Езд. 3:12; Откр. Ездры 1 и 3; Откр. Петра III. 2 Согласно Быт. 2:16-17; 3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать от древа познания добра и зла, однако дальше (Быт. 3:22) сказано, что Бог изгнал Адама и Еву из рая, опасаясь, что, познав добро и зло, они смогут также вкусить и от древа жизни и станут бессмертными. Ср. Откр. Ездры 3. Если возлюбил Ты человека, почему не убил диавола - художника неправды?1 Кто же в силах бороться с духом незримым? Подобен дыму подступает он к людским сердцам, уча их всякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет. Что же может поделать с ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание, избавь человека от мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда не милуешь грешников, где же сострадание Твоё, где милосердие Твоё, Господи?" 6. Говорит ему Господь: "Да будет известно тебе, что по воле Моей всё в мире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником неба и земли. Я всё подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Он же, приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником.2 Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, как сын этот, приняв имущество, оставил отца, ушёл от него, сделался чужд ему и стал служить врагу его - какой отец, увидев, что оставил его сын, не разгневается в сердце своём и, придя, не возьмёт имущества и не лишит сына славы его, ибо оставил тот отца своего?3 Каково же Мне, чудному и ревностному Богу, когда Я всё дал человеку, он же, приняв сие, сделался прелюбодеем и грешником?" 7. Говорит Седрах Ему: "Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебе желание его, ведомо и разумение наше - и Ты винишь его в его мучениях! Изгони человека - и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спаси его: жалок человек, потому и согрешил он против воли Твоей". 1 Ср. 3 Езд. 7:46-48. 2 Ср. Мк. 8:38. 3 Ср. Откр. Ездры 3. "К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену его сотворил и Солнце, и сказал: "Посмотрите друг на друга, какой свет исходит от вас! Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь"". Говорит Седрах: "Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Сам же сказал Ты: "Не воздай злом за зло,"1 - как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжёт, зачем же воздаёшь человеку? Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне, что упрям злонравный мул между четвероногими - нет второго такого. Но всякий раз, как мы хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов - так пошли их стать на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть они ухватят его за ногу, и не пойдёт он, куда заблагорассудится".2 8. Говорит ему Господь: "Если ухвачу его за ногу, скажет он: "Не даровал Ты мне благодати в мире". Я же дал человеку поступать по воле его, ибо возлюбил его.3 Потому и послал Я праведных ангелов Моих стоять на страже подле него денно и нощно". Говорит Седрах: "Знаю, Владыко, что среди всего имения Твоего возлюбил Ты прежде других человека, среди четвероногих - овцу, среди дерев - оливу, среди плодов - лозу, среди крылатых - пчелу, среди рек - Иордан, среди городов - Иерусалим.4 Но всё сие любит и человек, Владыко мой!" 1 Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21; Притч. 20:22. 2 Ср. Откр. Ездры 3. 3 Ср. 3 Езд. 8:56. 4 Ср. 3 Езд. 5:23-27. Говорит Бог Седраху: "Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь - помогу с радостью, пусть даже ты в чём и искушал Меня, твоего Создателя". Говорит Седрах: "Спрашивай". Говорит тогда Господь Бог: "С той поры, как сотворил Я всё, сколько людей родилось на свет, сколько умерло и сколько ещё умрёт, и сколько волос у них?1 Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворён был небосвод и земная твердь, сколько дерев взросло в мире, сколько их упало и сколько ещё упадёт, и сколько их ещё взрастёт, и сколько листьев у них? Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море, сколько волн поднялось, сколько отошло и сколько ещё поднимется, и сколько ветров будет дуть на берегу морском? Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века, сколько дождевых капель упало на землю и сколько ещё упадёт?" И сказал Седрах: "Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том. Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я с родом нашим на небесах". 9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: "Ступай, возьми душу возлюбленного Моего Седраха и помести её в Рай". Говорит Единородный Сын Божий Седраху: "Верни Мне залог, который вложил Отец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твоё с младенчества ".2 1 В ответ на обвинение Бог, давая понять разницу между Собой и человеком, начинает задавать вопросы, на которые смертный ответить не может. Ср. Иов 38-39; 3 Езд. 3:6-11; 5:36-37 и др. Иов 39:32: "Обличающий Бога пусть отвечает Ему". 2 Ср. 2 Пет. 1:13-14; Откр. Ездры 11. Говорит Седрах: "Не отдам Тебе душу мою". Говорит ему Бог: "Для чего тогда послан Я, для чего пришёл сюда - от тебя же слышу отговорки? Ибо велено Мне Отцом Моим, чтобы с почётом принял Я душу твою, а не хочешь - так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твою душу".1 10. И отвечал Седрах Богу: "Откуда думаешь Ты забрать душу мою, из какой части тела?"2 Отвечает ему Бог: "Разве не знаешь ты, что от средоточия лёгких твоих и сердца расходится она по всем членам? Через горло, гортань и уста поднимается она вверх, когда же приходит время ей оставить тело, сперва вздрагивает она и собирается вся в одном месте, уходя из кончиков пальцев и других членов, и тогда обязательно нужно, чтобы в миг сей была она отделена от тела и отторгнута от сердца". Услышав слова те и поняв, что очень далёк он был от мыслей о смерти, сказал Седрах Богу: "Дай мне, Господи, исцеление на короткий срок, чтобы восплакать, ибо слышал я, что в слезах - великая сила, и что в них - лучшее лекарство для ничтожного тела, творения рук Твоих". 11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: "Голова моя чудная, краса небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана, глаза - от Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык - трубе, мозг же твой - малое Творение; голова - податель движения для тела, великолепная и прекраснейшая, всеми любимая падёт сейчас на землю в бесславии! 1 Ср. Завещ. Авраама 7 и др. 2 Ср. Оттер. Ездры 11; Завещ. Авраама 20. Руки крепкие, искусные работники, трудом которых кормится тело! Руки ловкие, собирая отовсюду, украсили вы домы! Пальцы великолепные, в золото и серебро разубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты. И се, ныне сделаетесь вы чужими в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие, быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ноги вместе с Солнцем и Луною, днём и ночью, всё добывая - и еду, и питьё - в заботе, чтобы не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу лёгкие, лицо земли колеблющие, добром всяким домы уставляющие! Ноги, всё тело несущие, в храмы входящие, покаяние творящие, святых о помощи просящие - се, ныне замрёте без движения! Голова моя, руки и ноги, до сих пор оберегал я вас. Душа моя, зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное тело? И се, ныне повелевает тебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему. Тело же бедное пойдёт на суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы подобные, достающие до звёзд, голова - краса небесная, разубранная! Лицо, лоснящееся миром, глаза, льющие свет, голос - звук трубы, язык послушный, борода благовидная, волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба - всё тело дивноукрашенное, сочащееся сладким вином, светлое, славное - и се, ныне павшее на землю! Под землёю краса твоя сокроется!" 12. Говорит ему Христос: "Полно, Седрах! Доколе будешь ты стенать и плакать? Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить". Говорит Седрах: "Ещё раз скажу Тебе, Господи, пока я жив ещё и не умер, Ты же не оставь без ответа вопрос мой". "Говори, Седрах!" "Если восемьдесят лет, девяносто или сто проживёт человек, и проживёт их в грехе, а после вновь обратится и покается, за какое число дней отпустишь ему грехи его?" Говорит ему Бог: "Если обратится он, прожив сто или восемьдесят лет, покаявшись же - ещё три года, и сотворит плод праведности,1 Я, когда придёт к нему Смерть, не стану припоминать ему всех грехов его". 13. Говорит Ему Седрах: "Много сие - три года, Господь мой. Как бы не пришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего. Смилуйся, Господи, над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие - три года". Говорит ему Бог: "Если человек, прожив на свете больше ста лет, вспомнит о смерти своей и станет исповедывать Меня пред людьми, и Я увижу сие, отпущу, спустя год, все грехи его". Говорит опять Седрах: "Господи, вновь взываю я к милосердию Твоему ради творения Твоего! Много сие - год; как бы не пришла Смерть и не схватила его". Говорит ему Спаситель: "Прошу Я тебя об одном, Седрах, возлюбленный Мой: ни о чём больше не проси Меня. Если будет каяться грешник сорок дней, не припомню ему всех грехов, какие совершил он". 14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: "Услышь меня, могущественный архистратиг и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь над миром!" И, пав на лице своё, взывали они к Богу, говоря: "Господи, научи нас, как должно каяться и каким покаянием спасётся человек, и какими трудами?" 1 Ср. Мф. 3:8. Говорит Бог: "Покаянными речами, молитвами, службами, реками слёз, жаркими стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк Мой Давид и другие так же?1 Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не знающие Закона, делающие же по Закону - ибо если и некрещёные они, сошёл Дух Мой на них, и обращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками Моими в лоно Авраамово.2 Есть же и другие, крестившиеся крещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей - и се, отрекаются худшим отречением и не хотят покаяться. И Я жду со многим состраданием, многим милосердием и богатством, что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего их со словами: "Оправдаем ни в чём не согрешившего".3 Да и вообще, разве не знаешь ты, что написано: "И покаявшись, да не увидят вовек наказания"?4 Они же не услышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в Евангелиях и заставляют печалиться ангелов Моих,5 и уже на собраниях и на службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых Моих церквах - а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят речи заносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои". 1 Деян. 1:16: "Что в Писании предрёк Дух Святый устами Давида об Иуде". Ср. Ин. 13:18: Пс. 40:10; апокриф. Откр. Иоанна passim. Славу пророка Давид заслужил своими псалмами. Что же касается покаяния, то здесь, возможно, аллюзия на псалом 50, где Давид кается в величайшем грехе, за который его в конце его правления постигли многочисленные несчастья - в том, что он отнял жену Урии, а его самого отправил на смерть (2Цар. 12:9-10). 2 Ср. Цеян. 10:44-48 и др. 3 Возможно, имеются в виду слова Пилата о Христе - см, Мф. 27:24 и паралл. места. 4 Ср. Лк. 17:3-4. 5 1 Ср. Откр. Варуха 12 и далее. 15. Говорит Седрах Богу: "Господи, один Ты непогрешим и велик в милосердии Твоём, милующий грешников и печалящийся о них; но сказано Божеством Твоим: "Я пришёл не праведников призвать, а грешников к покаянию".1 И сказал Господь Седраху: "Или не знаешь, Седрах, о разбойнике, в одночасье спасённом покаянием?2 Или не знаешь, что апостол твой и благовестник3 так же спасён был? (...Для грешников же нет спасения,) ибо сердца их подобны треснувшему камню, сами же они следуют путями нечестия и погибнут вместе с антихристом". Говорит Седрах: "Господь Мой, ведь сказал Ты: "Божественный Дух Мой сошёл на племена, не знающие Закона, но делающие по Закону".4 Разбойник и апостол-евангелист и другие равны в том, что вошли в Царствие Твоё, Господи - так же и грешивших до последних дней допусти к Себе, ибо полна страданий жизнь и тяжела для покаяния". 1 Мф. 9:13. 2 Лк. 23:40-43. 3 Возможно, под апостолом-евангелистом (благовестником) имеется в виду апостол Пётр. Известно апокрифическое Евангелие от Петра. Пётр, трижды отрёкшись от Христа, был затем прощён (Ин. 21:15-17). 4 Ср. Деян. 2:14-21; Иоил. 2:28. 16. Говорит Господь Седраху: "Сотворил Я человека согласно трём установлениям. Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда же стал мужем, стерегу помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что он покается". Говорит Седрах: "Господи, Ты про всё сие знаешь и ведаешь. Об одном прошу: яви грешникам сострадание Твоё". Говорит ему Господь: "Седрах, возлюбленный мой, обещаю явить сострадание, уменьшив срок покаяния от сорока дней до двадцати. Всякий же, кто помянет имя твоё, да не увидит он места казней, но пребудет с праведниками в месте покоя и отдохновения. Если же кто перепишет слово сие дивное, да не вспомянется тому грех его во веки веков". И говорит Седрах: "Господи, а если который сотворит молитву рабу Твоему, то огради Ты его, Господи, от всякого зла". И говорит раб Божий Седрах: "Ныне же прими душу мою, Владыко!" И взял его Бог, и поместил его в Раю со всеми святыми. Слава Ему и держава во веки веков. Аминь. * * * Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы библейской Книги Иова и Третьей (Четвёртой) Книги Ездры, к которой особенно близок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи - оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегося праведника с Богом. Седрах - один из трёх отроков, о которых рассказывает Книга пророка Даниила (глава 3). Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893.

  Откровение Ездры. Глава 1. 1 <Слово и откровение Ездры, святого пророка возлюбленного Божия.> Случилось, в тридцатый год, в двадцать второй день месяца, был я в доме моём, и возопил я ко Всевышнему, говоря: "Господи, дай мне славу увидеть тайны Твои!" 2 Когда же настала ночь, явился ангел Божий архангел Михаил и говорит мне: "Теперь, пророк Ездра, жди семьдесят седмин". 3 И постился я, как он сказал мне. И явился Рафаил архистратиг, и дал мне жезл стираксовый. И постился я дважды шестьдесят седмин, и увидел я тайны Божии и ангелов Его, и сказал им: "Хочу, чтобы ответил Бог перед родом Христианским: что лучше для человека - не родиться или войти в мир?" Глава 2. 1 И вот был я взят на небо, и увидел на первом небе воинство ангелов великое, и отнесли они меня к месту казней. И услышал я голос, говорящий мне: "Помилуй нас, Ездра, избранник Божий!" 2 Тогда начал я говорить: "Горе грешникам, когда видят праведника, грядущего на ангелах, сами же они - в геенне огненной". 3 И сказал Ездра: "Смилостивься над созданиями Твоими, милосердный и многомилостивый! Меня 4 суди вместо душ грешников, ибо лучше одну душу наказать, чем весь мир привести к погибели". 5 И сказал Бог: "Праведным дам успокоение в Раю, ибо милостив Я". 6 И сказал Ездра: "Господи, для чего даруешь Ты праведным милость Твою? Как наёмник за плату отдаёт время своё, так праведник уже заслужил награду свою на небесах. Ты же смилостивься над грешниками, ибо ведаем, что милостив Ты". 7 И сказал Бог: "Не в Моей власти помиловать их". 8 И сказал Ездра: "Не могут вынести они гнева Твоего ". 9 И сказал Бог: "Пусть получают, что заслужили". 10 И сказал Бог: "Хочу, чтобы ты был подле меня, как Павел и Иоанн - ты, нерушимое и неотчуждаемое сокровище, клад девства, оплот всех людей". Глава 3. 1 И сказал Ездра: "Лучше для человека не родиться, лучше не жить; твари бессловесные счастливее против человека, ибо не имут они наказания. Нас же взял Ты и предал суду. Горе грешникам в грядущем веке, ибо бессрочен суд над ними и пламя неугасимо!" 2 Ещё говорил я Ему слова те, когда явились Михаил, Гавриил и все апостолы и сказали: "Радуйся, верный человек Божий!" 3 И сказал Ездра: "Встань, Господи, и пойдём со мной на суд". 4 И сказал Бог: "Се, даю Я тебе Завет Мой, Мой и твой, чтобы вы приняли Его". 5 И сказал Ездра: "Нет, но лицом к лицу давай судиться с Тобой!" 6 И сказал Бог: "Спроси Авраама, отца вашего, какой сын затевает тяжбу с отцом своим, и иди судиться с нами". 7 И сказал Ездра: "Жив Господь, вовек не перестану я судиться с Тобой за род Христианский. Где прежние милостивые деяния Твои, Господи? Где Твоё долготерпение?" 8 И сказал Бог: "Как сотворил ночь и день, так сотворил Я праведника и грешника, и надлежало жить, как живёт праведный". 9 И сказал пророк: "Первозданного Адама, первого кто сотворил?" 10 И сказал Бог: "Вот эти руки Мои нетленные: и поместил Я его в Рай, чтобы стерёг он пажить Древа Жизни. Он же, явив непослушание, вместо того совершил преступление". 11 И сказал пророк: "Что же не удержал его ангел? А не дал бы Ты ему Еву, верно, не соблазнил бы её змей. Ты же кого хочешь - спасаешь, кого хочешь - губишь". Глава 4. 1 И сказал пророк: "А теперь пойдём, Господь мой, на второй суд". 2 И сказал Бог: "Огонь посылаю Я на Содом и Гоморру!" 3 И сказал пророк: "Господи, достойно Ты нападаешь на нас!" 4 И сказал Бог: "Грехи ваши превосходят благость Мою". 5 И сказал пророк: "Вспомни Писание, Отец мой, измеривший Иерусалим и воздвигший его! Смилостивься, Господи, над грешниками, смилостивься над творением Твоим, пожалей созданных Тобой!" 6 Вспомнил Бог тут о делах его и говорит пророку: "Как могу Я смилостивиться над ними? Уксусом и желчью напоили они Меня, и даже тогда не покаялись". 7 И сказал пророк: "Яви Херувимов Твоих и отправимся вместе на суд, и покажи мне судный день, каков он". 8 И сказал Бог: "Прельстился ты, Ездра: ибо таков судный день, что и дождь не прольётся на землю. Суд же в тот день милостивый". 9 И сказал пророк: "Так не перестану я судиться с Тобой, если сам не увижу дня того последнего". 10 И сказал Бог: "Исчисли звёзды и песок морской, а как сможешь исчислить его, можешь и со Мной судиться". 11 И сказал пророк: "Господи, известно Тебе, что плоть на мне человеческая, как же могу я исчислить звёзды небесные и песок морской?" 12 И сказал Бог: "Пророк Мой избранный, ни один человек не узнает о дне том великом, ни о явлении, когда совершится суд над миром. Ради тебя, 13 пророк Мой, назвал Я тебе день, часа же не назвал тебе". Глава 5. 1 И сказал пророк: "Господи, скажи мне и число лет!" 2 И сказал Бог: "Если увижу, что умножилась добродетель мирская, явлю им долготерпение. А нет - простру длань Мою, уловлю вселенную за четыре стороны света, соберу всех сотворённых мной в долину Иосафатскую и уничтожу род человеческий, и впредь не будет мира". 3 И сказал пророк: "Кто же тогда будет славить десницу Твою?" 4 И сказал Бог: "Славят Меня ангелы Мои". 5 И сказал пророк: "Господи, если так задумал Ты, зачем создал человека? Ведь сказал Ты Аврааму, отцу нашему: "умножая умножу семя твоё как звёзды небесные, как песок на берегу морском". Где же обетование Твоё?" 6 И сказал Бог: "Прежде сотворю Я землетрясение, так что погибнут звери и люди. Когда же увидите вы, как брат предаст смерти брата, дети восстанут на родителей, а жена оставит собственного мужа, когда народы пойдут друг на друга войной - тогда вы поймёте, что конец близок. Тогда уже ни брат не будет знать жалости к брату, ни муж к жене, ни дети к родителям, ни близкие к близким, ни раб к хозяину, ибо сам враг придёт к людям из преисподней и даст им многие знамения. В чём Моя вина пред тобой, Ездра, зачем ты судишься со Мной?" Глава 6. 1 И сказал пророк: "Господи, не перестану я судиться с Тобой". 2 И сказал Бог: "Исчисли цветы земные; сможешь исчислить их, можешь и со Мной судиться". 3 И сказал пророк: "Не могу исчислить, ибо человеческая плоть на мне, но ни на миг не перестану я судиться с Тобой. Хочу, Господи, увидеть самые глубины преисподней". 4 И сказал Бог: "Сойди и смотри". 5 И дал Он мне Михаила, Гавриила и ещё ангелов числом тридцать четыре, и спустился я на восемьдесять пять ступеней, и увлекли ангелы меня вниз на пятьсот ступеней, и увидел я пылающий трон и старца, восседающего на нём, и безжалостен был суд над ним. И сказал я ангелам: "Кто этот человек и в чём прегрешение его?" 6 И они сказали мне: "Человек этот - Ирод, бывший некогда царём; велел же он убить младенцев младше двух лет". 7 И сказал я: "Горе душе его!" 8 И снова увлекли меня ангелы на тридцать ступеней вниз, и увидел я там языки пламени, среди них же множество грешников; и слышал я голос их, а очертаний тел не видел. И увлекли меня ещё многими ступенями ниже, которых я не мог сосчитать. И увидел я там мужей преклонных лет, и входили им в уши, вращаясь, коловороты огненные. И сказал я: "Кто эти люди и в чём прегрешение их?" 9 И сказали мне: "Люди эти - ослушники". Глава 7. 1 И вот снова увлекли ангелы меня ещё на пятьсот ступеней вниз, и увидел я там червя неусыпного и огонь, сжигающий грешников. 2 И увлекли они меня до самого дна погибели, и увидел я там двенадцать казней преисподней. И повлекли меня на юг, и увидел я там человека, подвешенного за глазницы, и ангелы бичевали его. И вопросил я: "Кто этот человек и в чём прегрешение его?" 3 И сказал мне Михаил архистратиг: "Человек этот совершил прелюбодеяние с матерью. Ничтожное своё желание исполнив, осуждён он быть так повешен". И повлекли меня на север, и увидел я там человека, охраняемого за железными засовами. И вопросил я: "Кто этот человек?" 4 И сказал он мне: "Тот, кто говорит: "Я - сын Божий, обративший камни в хлебы, а воду в вино"". 5 И сказал пророк: "Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу род людской, чтобы не верили ему". 6 И сказал Он мне: "Лицо его видом походит на пашню, правый глаз - словно звезда утренняя, другой - неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы его размером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. На лбу же его - надпись: "антихрист". До неба вознёсся он, до глубин ада падёт. То ребёнком предстанет он, то стариком". 7 И сказал пророк: "Господи, как же Ты отпустишь его, и будет он соблазнять род людской?" 8 И сказал Бог: "Слушай, пророк Мой: ребёнком предстанет он и стариком, но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после того зазвучит труба, и могилы отверзнутся, и мёртвые воскреснут нетленными. И тогда враг, заслышав угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю. Тогда и небо, и земля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод на восемьдесят локтей, а землю - на восемьсот". 9 И сказал пророк: "А небосвод-то в чём согрешил?" 10 И сказал Бог: "Ибо под небом - зло". 11 И сказал пророк: "Господи, а земля-то в чём согрешила?" 12 И сказал Бог: "Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной - вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней - противника рода человеческого". Глава 8. 1 И сказал пророк: "Смилостивься, Господи, над родом Христианским!" 2 И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы её. И сказали мне ангелы: "Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку". 3 И увидел я мрак ужасный и ночь без звёзд и без Луны. И не было там ни юноши, ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подле мужа. И восплакал я, и сказал: "Владыка Господи! Смилостивься над грешниками!" 4 И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесло меня снова на небеса. И увидел я там многие суды, и восплакал горько, и сказал: "Лучше для человека не выйти из чрева матери его!" 5 Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: "С тех пор, как пришёл ты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление". 6 И сказал пророк: "Блаженны оплакивающие прегрешения свои". Глава 9. 1 И сказал Бог: "Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семя хлебное в землю, так человек бросает семя своё в лоно жены. Сначала оно пребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нём нарастают волосы, в четвёртую - ногти, в пятую оно перестаёт питаться молоком, в шестую оно уже полностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятую открываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю". 2 И сказал пророк: "Господи, лучше для человека не родиться, горе роду человеческому, когда выйдешь Ты судить его!" 3 И сказал я Владыке: "Господи, зачем создал Ты человека и предал его суду?" 4 И возвестил Бог со всей важностью: "Вовек не смилостивлюсь Я над преступающими Завет Мой". 5 И сказал пророк: "Господи, где благость Твоя?" 6 И сказал Бог: "Всё устроил Я во благо человеку, человек же не блюдёт заповедей Моих". 7 И сказал пророк: "Господи, открой мне суды и рай!" Глава 10. 1 И повлекли меня ангелы на восток, и увидел я Древо Жизни. И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, и Матфея, и всех праведников, и всех патриархов. И увидел я там воздушную казнь, и дуновение ветров, и хранилища льда, и муки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали мне: "Этот человек передвинул границы". 2 И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: "Владыко Господи! Если так, какой же рождённый человек не согрешил?" 3 И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих и рыдающих, тяжкие муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, как истязают род человеческий. Тогда Бог говорит мне: "Знакомы тебе, Ездра, имена ангелов, что при конце мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Гавуфелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон". Глава 11. 1 И был тут голос мне: "Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, верни залог, данный тебе". 2 И сказал пророк: "Через какую часть тела душу вы мою хотите исторгнуть?" 3 И сказали ангелы: "Через уста хотим извлечь её". 4 И сказал пророк: "Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет она через них!" 5 И сказали ангелы: "Через ноздри твои исторгнем её". 6 И сказал пророк: "Ноздри мои обоняли славу Божию". 7 И сказали ангелы: "Через глаза твои хотим исторгнуть её". 8 И сказал пророк: "Глаза мои видели то, что за престолом Божиим". 9 И сказали ангелы: "Через темя твоё хотим исторгнуть её". 10 И сказал пророк: "Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душа моя этим путём". 11 И сказали ангелы: "Через кончики пальцев твоих хотим извлечь её". 12 И сказал пророк: "Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник". 13 И отошли ангелы ни с чем, говоря: "Господи, не можем мы взять душу его!" Глава 12. 1 Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: "Сойди, Сын Мой возлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного Моего Ездры". 2 Взяв же войско ангелов великое, говорит Господь пророку: "Верни Мне залог, который вложил Я в тебя - готов венец твой". 3 И сказал пророк: "Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогда станет судиться с Тобой, защищая род человеческий?" 4 И сказал Бог: "Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!" 5 И сказал пророк: "Всё равно не перестану я судиться с Тобой!" 6 И сказал Бог: "Верни данный тебе залог - готов венец твой, иди же и прими смерть, чтобы получить его". Глава 13. 1 Тогда начал пророк говорить со слезами: "Владыко, что пользы в том, что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле? О горе мне, горе, буду червями истреблён! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, обо мне, долгую тяжбу вёдшем и смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, ибо в чашу ада сошёл я!" 2 И сказал ему Бог: "Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя и бессмертен, крестную муку принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен. И Я же избранников Моих вознёс, Адама из ада обратно вызвал, с тем чтобы род человеческий 3 не прервался, так что нечего тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречь душа, отправится на небо, что же от земли - тело - отправится в землю, от которой и было взято". 4 И сказал пророк: "О горе мне, горе! Что мне делать, как поступить - не ведаю". Глава 14. 1 И стал тогда говорить блаженный Ездра: "Бог вечный, Строитель всего творения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящий Херувимами, в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознёсший, пищу всякой плоти дающий, Ты, которого всё боится, трепеща пред лицем силы Его, услышь меня, долгую тяжбу вёдшего, и дай всем, переписывающим книгу эту, всем, хранящим её, помнящим имя моё и вершащим память обо мне - дай им с небес Твоё благословение. 2 И благослови все дела каждого из них, как благословил Ты последние дни Иосифа, и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день. Всё же, не поверившие книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра". 3 И был ему голос, говорящий: "Ездра, возлюбленный Мой, всё, о чём попросил ты, воздам каждому". Глава 15. 1 И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно даёт подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске. 2 И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь. Этот христианский апокриф, надписанный именем ветхозаветного персонажа, во многом повторяет Третью (Четвёртую) Книгу Ездры. По времени создания он относится к раннему средневековью (не позднее IX в.) Был издан К. Тишендорфом на основе единственной рукописи XV в. Существует армянская версия. Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия