Студопедия — Апокрифы. 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Апокрифы. 4 страница






  Апокалипсис Моисея. I 1 Это история Адама и Евы после того, как они были изгнаны из Рая. И Адам познал свою жену 2 Еву и пошли они к восходу солнца и обитали там восемнадцать лет и два месяца. И 3 Ева родила двух сыновей; Адиофотоса, которого назвали - Каин и Амилабеса, которого назвали - Авель. II 1 И после этого, Адам и Ева были друг с другом и когда они спали, Ева сказала Адаму, своему господину: "Мой господин, Адам, слушай, 2 я видела во сне этой ночью кровь моего сына Амилабеса, которого называем Авелем, которая льётся в уста Каина, его брата и он пьёт её без жалости. Но Авель умолял оставить ему хоть каплю крови, и всё же Каин не послушал 3 его и выпил всё; и жизни не осталось в Авеле и душа вышла из уст его. И Адам сказал, "Давай встанем и пойдём 4 посмотрим, что с ними случилось. (Я боюсь), чтобы искуситель не напал на них где-нибудь". III 1 И они оба пошли и нашли Авеля убитого рукой его брата Каина. И Бог 2 сказал архангелу Михаилу: "Скажи Адаму: "Это не тайна, да и ты сам знаешь, что Каин твой сын – порождение гнева. Но не огорчайся, поскольку я дам тебе взамен другого сына; он покажет всё, что ты должен будешь сделать, но не говори ему ничего". И так же молвил архангел 3 Адаму. Эти слова коснулись его сердца и также сердца Евы, хотя она горевала по Авелю их сыну. IV 1 И после того, как Адам познал Еву свою жену, она родила Сифа. И Адам сказал Еве: "Смотри, мы родили 2 сына вместо Авеля, которого Каин убил, давай воздадим славу и жертву Богу". V 1 И Адам родил тридцать сыновей и тридцать дочерей и Адам жил девятьсот тридцать лет; и он заболел и вопил громким 2 гласом и сказал: "Все мои сыновья придите ко мне, что бы я мог видеть вас, прежде чем умру". 3 И собрались все, из трёх частей земли. И его сын Сиф, сказал ему: 4 "Отец Адам, что у тебя болит?" 5 И он говорит: "Мои дети, меня тяготит грех". И они говорят ему: "Какой грех?" VI 1 И Сиф ответил и сказал ему: "Возможно, отец, ты вспомнил, плод из рая который ты съел, и горюешь по нему?" "Если это так, скажи мне, (и) я пойду и 2 принесу плод из рая. Я посыплю пыль на свою голову и буду плакать и просить, что бы Бог выслушал меня и послал своего ангела (и принёс мне плод из рая), и я принесу его тебе и твоя боль прекратится" Адам говорит к ему: "Нет, мой сын Сиф, ведь 3 я имею (много) грехов и болею!". Сиф же говорит ему: "И как это сошло на тебя?" VII 1 И Адам сказал ему: "Когда Бог создал нас, меня и вашу мать, через которую я умираю, Он разрешил нам есть из каждого дерева, которое находится в раю, кроме одного, из которого сказал не есть ибо тогда мы умрём. И пришёл час для ангелов 2. которые охраняли твою мать, поклоняться Богу, и я был далёк от неё, и враг знал, что она была одна и дал ей, и она ела, из дерева которого ей сказали не есть. 3 Тогда она дала и мне, чтобы я съел. VIII 1 "И Бог разгневался на нас, и Бог вошёл в рай и призвал меня страшным гласом и сказал: "Адам, где ты? И почему прячешься ты от лица моего? Разве дом способен скрыться от своего строителя?" И он говорит мне: "Так как ты оставил мой завет, я отдам твоё тело семидесяти двум ударам; скорбь первого удара - боль глаз, второго удара – глухота, и так же все удары принесут свою скорбь и падут на тебя также". IX 1 И когда он сказал это своим сыновьям Адам застонал от ран и боли и сказал: "Что я наделал? Я очень страдаю". И Ева плакала и сказала: "Мой господин, 2 Адам, встань и передай мне половину своей скорби, и я вынесу это; поскольку это из-за меня, что сейчас происходит с тобой, из-за меня тебя мучает боль", но Адам 3 сказал Еве, "Встань и иди с моим сыном Сифом к раю, и посыпьте пылью ваши головы и плачьте и просите Бога помиловать меня и послать мне ангела из рая что бы Он дал мне елей из дерева жизни, и принесите его мне, и я помажу себя и боль покинет меня". X 1 Тогда Сиф и Ева пошли к раю, и Ева видела своего сына, и дикого зверя, нападающего на него, и Ева плакала и сказала: "О горе мне, когда я 2 прибуду в день Суда Божьего, и все те, кто грешил, проклянут меня говоря: "Ева не сдержала заповедь Бога". И она 3 молвила зверю: "Ты злой зверь, как ты не боишься бороться с образом Бога? Как случилось что твои уста открыты? Как случилось что зубы твои сделались сильными? Почему ты не подчиняешься нам? Ведь когда-то ты был создан Богом". Тогда зверь 4 взмолился и сказал: XI 1 "Это - не твоё дело, Ева, а твоя жадность и скорбь, это из-за тебя правление зверей воскресло. Как только 2 уста открылись, чтобы съесть из дерева, с которого Бог приказал не есть? Из-за этого я преобразился. Теперь ты не сможешь ответить 3, если я начну порицать тебя". XII 1 Тогда Сиф приказал зверю, "Умолкни, утихни, исчезни прочь от образа Бога до судного дня". Тогда говорит 2 зверь Сифу: "Смотри, я исчезаю прочь от образа Бога". И он пошёл в своё логовище. XIII 1 И Сиф пошёл с Евой к воротам рая, и они плакали там, и просили Бога прислать ангела и дать им елей милосердия. И Бог 2 послал архангела Михаила и он сказал Сифу: "Сиф, человек Божий, не утомляй себя молитвами и просьбами о елее с дерева милосердия, чтобы помазать твоего отца Адама. Это произойдёт не сейчас, а в конце времён. 3 Тогда восстанет плоть от Адама и до того большого дня, когда все люди станут безгрешными. И будут, восхищаться раем, и Бога будут иметь в сердце своём. И они больше не будут грешить перед лицом Его, для злого их сердца будут закрыты, и зло в их сердца не просочится и будут они делать добро и служить только Богу. Но ты возвращайся к отцу своему, потому, что 6 сроков его жизни уже прошли, и он будет жить три дня от сегодня и умрёт. И когда его душа отойдёт, ты должен созерцать это и быть с ним" XIV 1 Так молвил ангел и отступил от них. И Сиф и Ева прибыли в хижину, где лежал Адам. И Адам сказал Еве: "Ева, что 2 ты накликала на нас? Ты призвала на нас большой гнев, который есть смерть, [которая будет преследовать весь род человеческий]". И он сказал ей: "Созови всех 3 наших детей и детей наших детей и расскажи им о нашем согрешении". XV 1 Тогда Ева рассказала им: "Услышьте, мои дети и дети моих детей, и я расскажу вам 2 как злой искусил нас. Это случилось когда мы охраняли рай, каждый из нас охранял часть 3 отведённую нам Богом. И я охраняла свою западную и южную часть. Но дьявол пошёл в Адамову часть, где были самцы. [Ибо Бог разделил свои создания; всех самцов он отдал вашему отцу, а всех самок он отдал мне.] XVI 1 И дьявол пришёл к змею и молвил ему: "Встань и прибудь ко мне, и я скажу тебе как ты можешь получить взыск" И он встал и прибыл к нему. И дьявол говорит ему: 3 "Я слышал, что ты умнее других зверей, и я пришёл, чтобы дать тебе совет. Почему ты ешь из плевел Адама а не в раю? Давай дадим Богу повод изгнать Адама из рая, так как, 4 я был изгнан из-за Адама". Змей говорит к нему, "Я боюсь что Бог разгневается на 5 меня". Дьявол же говорит к нему: "Не бойся, только стань моим сосудом и я буду говорить слова через твои уста, чтобы обольстить его". XVII 1 И тотчас он повис у стены рая, и когда ангелы взошли 2 поклонится Богу, тогда Сатана явился в форме ангела и пел молитвы подобно ангелам. И я склонилась у стены и видела его, подобно ангелу. Но он говорит ко мне: "Это ты Ева?" И я сказала 3 ему: "Я". "Что ты делаешь в раю?" И я сказала ему: "Бог сказал нам охранять его и 4 кормится здесь". Дьявол ответил устами змеи: "У тебя хорошо получается, но ты не ешь 5 каждого растения". И я сказала: "Да, мы едим из всех, кроме одного единственного дерева, которое растёт посреди рая, и из которого Бог запретил нам есть, и сказал, что в день, когда мы съедим из этого дерева мы умрём". XVIII 1 Тогда змей говорит мне, "Слава великому Господу! Но я разочарован, поскольку ты в неведении. Встань и иди за мной и слушай меня и съешь из этого дерева и обретёшь ты ценный разум". 2, 3 Но я сказала ему: "Я боюсь, что Бог разгневается на меня, поскольку он нам запретил есть". И он сказал мне: "Не бойся, как только ты съешь его, ты станешь такой же как Бог, и ты познаешь добро и зло. 4 Но Бог чувствовал, что вы будете походить на Него, и завидуя вам сказал, что вы не должны есть из 5, 6 этого дерева. Но вкуси этого плода и ты познаешь большую славу". Всё же я боялась взять этот плода. И тогда он сказал мне: "Иди сюда, и я дам тебе его. Следуйте за мной". XIX 1 И я поверила ему, и пошла за ним, но недалеко пройдя, он повернулся и сказал мне: "Мне изменил 2 разум и я не дам тебе съесть плод, пока ты не поклянёшься, что дашь его также своему мужу". (И) я сказала "Чем я могу поклясться тебе? Всё что я знаю, это всё что я видела: клянусь троном 3 Владыки, и Херувимом и Деревом Жизни! Я дам съесть этот плод также моему мужу". И когда он получил клятву от меня, он пошёл и налил на плод яд своей греховности, которая была вожделением, корнем и началом каждого греха, и он согнул ветвь к земле, и я взяла плод и съела. XX 1 И в тот самый час мои глаза открылись и я сразу узнала, что была голой и не было 2 одежды (на мне), и я плакала и сказала ему: "Почему ты 3 это со мной сделал, почему лишил меня славы, и почему я не одета?". Но также я плакала о той клятве что я поклялась. Но он сполз с дерева и исчез. 4 И я нагая начала искать, в своей части рая, листьев для того чтобы скрыть свой позор, но не нашла ни один, поскольку, как только я съела, в моей части рая все листья опали из деревьев, кроме фигового дерева. 5 И я взяла листья из этого дерева и сделала для себя пояс. XXI 1 И я взмолилась в тот же час: "Адам, Адам, где же ты? Встань, приди ко мне и 2 я покажу тебе большую тайну". Но когда ваш отец прибыл, я молвила ему слова согрешения 3 [которые лишили нас большой славы]. Поскольку, когда он прибыл, я открыла свои уста, и дьявол говорил ими, и я начала увещевать его и сказала: "Прибудьте сюда, мой господин, Адам, послушай меня и съешь плода из дерева с которого Бог сказал нам не есть, и мы будем как 4 Бог". И ваш отец ответил мне и сказал: "Я боюсь что Бог разгневается на меня". И я сказала 5 ему: "Не бойся, поскольку, как только ты съешь, ты познаешь добро и зло". И быстро я убедила его, и он съел, и тот час его глаза открылись, и он познал свою наготу. 6 И ко мне он говорил: "O злая женщина! Что я сделал тебе, что ты лишила меня славы Бога?" XXII 1 И в тот же самый час, мы услышали как архангел Михаил возвещал своей трубой и призывал 2 ангелов и говорил: "Бог велит всем идти в Рай, чтобы увидеть суд над Адамом". 3 И когда Бог явился в Рай, и был он на колеснице с Херувимами и с ангелами, переходящими перед ним и поющими гимны похвалы, и тогда в обеих частях Рая в моей и в части вашего отца все растения 4 вспыхнули цветами. И трон Бога был установлен там, где Дерево Жизни стояло. XXIII 1 И Бог призывал Адама говоря: "Адам, где ты? Разве может дом скрываться от 2 его строителя?" Тогда ваш отец ответил: "Я прячусь не потому, что думаю, что нас не найдут, а потому, что я гол, и стыжусь появится пред глаза 3 (моего) Учителя". Бог ответил ему: "Кто тебе поведал что ты голый, если ты не нарушил моего 4 завета, который я просил не нарушать". Тогда Адам вспомнил слова, которые сказал ему Бог (говоря): "Я заставлю тебя держать завет предо Мной"; и он обратился ко мне и сказал: "Почему ты сделала это?" И я сказала: "Змей обольстил меня". XXIV 1 Бог сказал Адаму: "Поскольку ты нарушил мою заповедь и послушал свою жену, как проклятый будешь трудится на земле. И только трудом будешь зарабатывать себе на пищу: тернии и чертополох будут вонзаться в тебя, и в поте чела будешь есть хлеб свой. [И будут язвы разъедать тело твоё и болезнь будет точить и мучить тебя; И будешь ты сокрушён горем и сладости не вкусишь.] 3 Утомлённый будешь, но отдыхать не сможешь; жара будет томить тебя, холод будет терзать: в изобилии будешь жить, но не почувствуешь себя богатым; и жирным будет твоё тело, но не найдёшь своего конца. 4 Звери, которыми ты управлял, восстанут против тебя, поскольку ты не сдержал заповедь мою". XXV 1 И Бог обратился ко мне и сказал: "Так как ты послушалась змея, и была 2 глуха к моей заповеди, страдать тебе муками ада и невыносимой агонией; будешь в большой дрожи и страданиях рождать детей своих и потеряешь 3 жизнь от скорби и мучения. Но ты должна исповедоваться и сказать: "Господь Бог мой, спаси меня и 4 я не буду грешить". [Далее сказал Господь] "И по ваших делах судить буду вас и вражду посеет враг меж вами". XXVI 1 Далее Он обратился к змею [в большом гневе] и сказал: "Поскольку ты сделал это, и стал неблагодарным сосудом, и обольстил невинные сердца, проклинаю тебя среди всех зверей. 2 Будешь лишён еды, которую ты ел и должен будешь питаться пылью все дни 3 жизни своей: на груди и на животе будешь ползать и отнимутся руки и ноги. И не будет у тебя ни уха, ни крыла, ни другого члена, который помог тебе обольстить человека, и 4 через твою злобу выброшен будешь из рая; и помещу вражду между тобой и его (Адамовым) семенем: он будет ушибить твою голову, а ты жалить его пятку до судного дня". XXVII 1, 2 Так он сказал и велел ангелам выбросить нас из рая, и мы громко оплакивали, а ваш отец Адам умолял ангелов и сказал: "Дайте мне немного (времени), что бы я смог упросить Бога, может он проявит сострадание ко мне и пожалеет меня, поскольку только я 3 грешил". И они оставили его, и Адам кричал громко и плакал, говоря: "Простите меня, Боже, и моё согрешение". Тогда Бог говорит ангелам: "Почему вы прекратили вести Адама из рая? Почему вы не выбросили его? Разве я сделал неправильно? Или мой приговор 5 несправедлив?" Тогда ангелы поклонились Богу до земли и сказали: "Только ты можешь судить справедливым судом". XXVIII 1 Тогда Бог обратился Адаму и сказал: "Я не буду страдать когда тебя впредь не будет в раю". 2 И Адам ответил и сказал: "Дам мне возможность есть из Дерева Жизни, из которого я кормился до 3 изгнания из рая". Тогда Бог молвил Адаму: "Ты не должен брать плодов из рая, поскольку я приказал Херувимам с пламенными мечами чтобы они защищали (каждый путь) и чтобы охранять рай от тебя 4 чтобы ты не вкушал плодов из него; но если ты вновь не поддашься искушениям и выдержишь вражду, которую я навёл на тебя и искусителя, тогда войдёшь в рай когда умрёшь и снова Воскреснешь, я возьму тебя и там будешь вкушать плодов из Дерева Жизни". XXIX 1, 2 Так промолвил Бог и приказал, чтобы нас изгнали из рая. Но ваш отец Адам плакал пред ангелами и сопротивлялся до самого края рая и ангелы сказали ему: "Что же ты хочешь чтоб мы сделали, 3 Адам?" И ваш отец сказал им: "Взгляните на меня изгнанного. Я прошу вас, позволить мне взять с собой ароматные травы из рая, чтобы я мог вознести пожертвование Богу после того, как выйду из рая, что б он услышал меня". И ангелы приблизились к Богу и сказали: "JA'EL, Предвечный Царь, властелин, наш господин, что Вам стоит дать Адаму ладану сладкого аромата из рая и семян 5 для пищи". И Бог позволил Адаму, войти и взять сладкие специи и ароматные травы из рая 6 и семена для пищи. И ангелы позволили ему войти, и он взял четыре вида: шафрана, нарда, аира и корицы и другие семена для пищи: и, после этого он покинул 7 рай. И мы остались на земле одни. XXX 1 Теперь, мои дети, когда я рассказала вам как мы были обмануты, соблюдайте установленные заповеди и остерегайтесь нарушения их". XXXI 1 И когда Ева сказала это своим сыновьям, то Адам уже лежал и плохо ему было и умирать 2 собрался от болезни, которая обрушилась на него, она говорит к нему: "Как так получается, что 3 ты умираешь, а я живу и как долго я должна жить после твоей смерти? Скажите мне". И Адам говорит ей: "Видишь, не суждено тебе умереть до меня, но может мы оба вместе должны умереть? Тогда приляг в моём месте. Но когда я умру, помажь меня и не позволяй никакому человеку притрагиваться ко мне, до 4 ангела Божьего. Поскольку Бог не забыл меня и будет искать Своё создание; и теперь встань скорее, и молись Богу, пока я не испущу дух в руки того, кто дал его мне. Поскольку мы не знаем как должны встретить своего Создателя, будет ли Он разгневанный на нас, или будет милосердив и захочет пожалеть и принимать нас". XXXII 1, 2 И Ева встала и вышла наружу и упала на землю и начала говорить: "Я грешила, O Боже, я грешила, O Боже Всех, я грешила против тебя. Я грешила против избранных ангелов. Я грешила против Херувима. Я грешила против Твоего страшного и непоколебимого Трона. Я грешила пред Тобой". 3 Так просила Ева на коленях; (и) увидела ангела человеческого рода и он прибыл к ней, и поднял 4 её и сказал: "Встань, Ева, (от вашего раскаяния), и смотри на Адама, мужа своего и как вышла душа из его тела. Встань и созерцай его дух, который переносят наверх к Создателю". XXXIII 1 И Ева встала и вытерла слёзы своей рукой, и ангел сказал ей: "Поднимись 2 из земли". И она пристально глядела прямо в небо, и созерцала колесницу света, которую переносят четыре ярких орла, (и) это невозможно было видеть любому человеку, рождённому женщиной и выразить славу о них или 3 созерцают их лицо и лицо ангелов, сопровождающих колесницу, и когда они прибыли на место, где был ваш отец Адам, приостановилась колесница и вместе с ней Серафим. И я созерцала золотые кадила, между вашим отцом и колесницей, и все ангелы с кадилами и ладаном вошли и 5 пожертвовали ладан и дули на него, и дым ладана скрыл небесные тверди. И ангелы пали и поклонялись Богу, громко плача и говоря: "JA'EL, Святой, прости его, поскольку он Твой образ, и создание Твоих святых рук". XXXIV 1 И я Ева созерцала два больших и страшных чуда, стоя в присутствии Бога, и я плакала 2 от страха, и я кричала громко своему сыну Сифу и сказала: "Встань, Сиф, от тела твоего отца Адама и иди ко мне, и ты должен видеть это зрелище, которого не созерцали ещё глаза человека". XXXV 1 Тогда Сиф встал и подошёл к своей матери и говорит ей: "Что есть твоя скорбь? Почему рыдаешь ты?" (И) она говорит ему: "Взгляни 2 и увидишь пред глазами семь открытых небес, и увидишь как душа твоего отца и все святые ангелы молятся о его защите и говоря: "Простите ему, Отец Всех, поскольку он – Твой образ и твоё подобие". "Молись, моё дитя 3 Сиф, что бы ознаменовать это. И он однажды будет предан в руки Невидимого Отца, нашего Бога. Но кто эти двое 4 тёмных, что стоят в стороне и молятся о твоём отце Адаме?" XXXVI 1 И Сиф ответил своей матери, что это солнце и луна что спустились и молятся от имени его отца Адама. Ева говорит 2 ему: "И где их свет и почему они выбрали такое тёмное появление?" И 3 Сиф ответил ей: "Свет не оставил их, но они не могут сиять перед Светом Всевышнего Отца Света; поскольку на этом фоне их свет был бы скрыт от них". XXXVII 1 Тогда, в то время как Сиф рассказывал се своей матери, ангел вострубил и призвал всех ангелов (и они были) лежащий на их лицах, и они кричали громко в ужасном гласе и сказали: "Слава благословенному Богу и всем 2 его созданиям, поскольку Он пожалел Адама, создание рук Его", но когда 3 ангелы сказали эти слова, прибыл один Серафим с шестью крыльями и схватил Адама и унёс его в Ахирусианское озеро и трижды омыл его в присутствии Бога. XXXIX 1 И Бог говорит к нему: "Адам, что же ты сделал? Если бы ты твёрдо держал мою заповедь, не было бы теперь радости среди тех, кто подстрекал тебя к этому. Всё же, я говорю тебе, что я поверну их радость в печаль 2 и так же вашу печаль я поверну в радость, и я верну вас к прежней славе? И воссядешь ты на троне своего обманщика. И он будет брошен 3 в бездну и откуда будет видеть тебя сидящим выше за него, тогда он будет осуждён вместе с теми кто послушались его, и его будет ранить то что он узрит тебя сидящим на его благородном троне". XXXVII 4 И он оставался там три часа, и после этого Отец всех, восседавший на святом троне протягивал свою руку, и взял Адама и передал его архангелу Михаилу говоря: "Вознеси его в Рай к третьему Небу, и оставьте его там до дня страшного суда, когда я буду судить мир". Тогда Михаил взял Адама и отправил 6 его туда, куда велел ему Господь. XXXVIII 1 Но после всего этого, архангел спросил о захоронении останков. И Бог 2 приказал, чтобы все ангелы собрались в Его присутствии, во всём порядке, и чтоб у всех собранных ангелов были в руках кадила или трубы. И по сему 'Бог 3 святого причастия' прибыл, и четыре ветра принесли Его и херувима, и ангелы из неба сопровождали Его, и они прибыли на землю, где было тело Адама. И 4 они прибыли в рай, и все листья рая благоухали так, что все мужчины, рождённые Адама уснули от аромата, кроме одного Сифа, потому что он был рождён 'согласно назначению Бога'. Тогда тело Адама лежало в 5 раю на земле и Сиф оплакивал его. XL 1 Тогда Бог молвил архангелу(ам) Михаилу, (Гавриилу, Уриилу, и Рафаилу): "Идите 2 в Рай в третье небо, и сотките льняное покрывало и заверните в него тело Адама и принесите 'аромат елея' и разотрите по нему. И три больших ангела так и сделали и подготовили тело к похоронам. И Бог сказал: "Принесите также тело Авеля". 3 И они принесли другое льняное покрывало и также подготовили тело Авеля. Так как он не был погребён со дня, когда Каин его брат убил его; однако грешник Каин прилагал большие усилия чтобы похоронить (досл. скрыть) (его), но не смог, поскольку земля не хотела принимать тело Авеля, коробилась земля и глас вышел из земного покрова говоря "Да не 5 войдёт в землю тело твоего брата, до того времени, пока не вернётся в землю тот, кто был взят из неё первым". Тогда, ангелы взяли Авеля и поместили его под камень где был захоронен его отец Адам. И 6 оба были захоронены, согласно заповеди Бога, и в месте, где Бог нашёл пыль для сотворения Адама, и в этом месте были вырыты две могилы. И Бог послал семь ангелов в Рай и велел им 7 принести много ароматных благоуханий и полить ими землю, и они взяли два тела и поместили их в место, которое они должны были вырыть и построить. XLI 1 И Бог позвал и сказал: "Адам, Адам" И тело ответило из земли и сказало: "Вот - я, Боже". И Бог говорил ему: "Я сказал 2 (что) ты земля и в землю возвратишься. И снова Я обещаю тебе Воскрешенье; я воскрешу каждого человека из твоего семени". XLII 1 После этих слов, Бог сделал печать и запечатал могилу, чтобы никто ничего не смог бы сделать ему в течение шести дней, пока его ребро не возвратиться к нему. Тогда Бог и его ангелы возвратились на небо. 2 Также и Ева, когда шесть дней прошли, 3 она заснула. Но тогда, когда она плакала горько о падении Адама в сон, поскольку она не знала, где он был похоронен. Поскольку, когда Бог прибыл в рай, чтобы похоронить Адама, она спала, и её сыновья также, кроме Сифа, пока Он не подготовил Адама к похоронам; и никакой человек не знал на земле, кроме её сына Сифа. И Ева молилась (в 4 час её смерти), чтобы и она была захоронена вместе с её мужем, Адамом. И после того, как она закончила молитву, она говорит: "Владыка, 5 Господи, Боже праведный, не отделяй меня, рабу твою от тела Адама, поскольку от его частицы создана я. Но сочти меня 6 достойной, даже меня не достойную и грешную, вступать в его скинию, поскольку я была с ним в раю нераздельно друг от друга; и также в нашем грехе, мы были 7 искушены и грешили против заповеди твоей, но не были разделены. Даже теперь не 8 разделяй нас", и после того, как она помолилась, она пристально посмотрела на небеса и застонала громко и сказала: "Боже Всемогущий, возьми мою душу", и тот час отдала душу Богу. XLIII 1 И Михаил прибыл и учил Сифа, как подготовить Еву к похоронам. И тогда прибыли, три ангела и они захоронили её тело там, где тело Адама было и Авеля. И после того Михаил 2 сказал Сифу говоря: "Так хороните каждого человека, что умрёт, до дня Воскресения". И после этого он 3 сказал: "Носите траур шесть дней, а в седьмой день отдохните и радуйтесь на этом, потому что в тот самый день, Бог возрадовался и мы ангелы (также) возрадуемся с праведной душой, которая отошла от земли". И так сказав 4 ангел, вознёсся на небо, прославляя Бога и говоря: "Аллилуйя". [Святой, святой, святой - Бог, в славе своей 5 Бог - Отец, для Него воспеваю славу, честь и богослужение, с вечным животворящим духом теперь, вовеки и навсегда. Аминь.] [Святой, святой, святой - Бог Хлебов святого причастия. Которого есть слава и сила навсегда и вовеки Аминь.] [Тогда архангел Иоиль прославлял Бога; говоря, "Святой, Святой, Святой Бог, небо и земля полны его славы].

 
  Агада о Соломоне. XV. Мудрость Соломона. В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночном и сказал: "Проси, что дать тебе". - Даруй рабу твоему сердце разумное- отвечал Соломон. Притча раби Симеона бен Халафты: У царя был советник, которого царь отличал особым благоволением. - Проси, что дать тебе- сказал ему однажды царь. Подумал советник царский: "Попрошу серебра и золота, царь даст мне; драгоценных камней и жемчуга - он и в этом не откажет. Попрошу я лучше царевну в невесты: вместе с нею придёт и всё остальное". Так и Соломон: "Попрошу я лучше, решил он, разума у Господа, а с разумом я и всего достигну". Господь и сказал Соломону: - За то, что ты просил разума и не просил себе жизни долгой, богатства, победы над врагами, Я сделаю по слову твоему, и то, чего ты не просил, Я дам тебе. XVI. Мудрее всех людей. "Он был мудрее всех людей". Над всеми царями был страх его. Народы и племена становились его данниками, враги и ненавистники - друзьями его. Богат и могуч, владелец бесчисленных угодий, серебра и золота в количествах несметных - он притчи разъяснял, давал постигать сокровенное, поведывал тайны глубины беспредельной. Имя его гремело среди властелинов, среди мудрых - подвиги его. Цари приходили на лицо его глядеть, слова мудрости жадно слушать из уст его. К нему, праведному и чистому, ведающему таинства небесные, посылали вельможи в слуги и служанки сыновей и дочерей своих. Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, чтобы быть закланными для стола Соломонова. Ему был дан великий ключ ко всем вратам мудрости и разума сердечного. Он разумел язык птиц, и животных, и зверей полевых. Олени и газели были его скороходами, львы и барсы - оруженосцами его. XVII. Человек о двух головах. Однажды предстал пред Соломоном царь дьяволов Асмодей и сказал: - Тот ли ты, о котором написано, что он всех людей мудрее? - Да- отвечал Соломон- так обещано мне Господом. - А не желаешь ли, продолжал Асмодей- я покажу тебе нечто, чего ты сроду не видал. - Покажи. Простёр Асмодей руку свою к стране "Тевель" - и пред Соломоном появился человек о двух головах с двумя парами глаз. Дрожь прошла по телу Соломона, и, не в силах преодолеть тревожное чувство, он проговорил: - Отведите его в комнату ко мне. Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады1, и говорит: - Как полагаешь ты, есть под нами люди? - Душою твоей, государь, клянусь - утверждать не могу; слыхал только от Ахитофеля, что где-то там, под нами, люди живут. - А что бы ты сказал, если бы я показал тебе такого человека? - Но возможно ли это? Глубина земли нашей - пятьсот лет пути, да между нашей землёй и той землёй тоже пятьсот лет пути. Послал Соломон, и привели того человека. Увидя его, пал Беная на лицо своё и произнёс: - Благословен Господь, Царь вселенной, давший мне дожить и просуществовать, сохранив меня до сего времени! - Какого ты рода и племени? - спросил Соломон, обращаясь к двуглавому человеку. - Из рода Адама я, из потомков Каиновых- отвечал двуглавый человек. - Где обитаете вы? - В стране "Тевель". - Есть у вас солнце и луна. - Есть. - С которой стороны всходит солнце у вас и на которой заходит оно? - Восходит с запада и заходит на востоке. - Чем занимаетесь вы? - Пашем, жнём и стада пасём. - Молитесь вы? - Да. - О чём гласит молитва ваша? - Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё премудро содеяно Тобою. - Если желаешь, сказал Соломон- мы возвратим тебя в страну твою. - Окажите милость, возвратите меня туда. Призвал Соломон Асмодея и сказал: - Ступай и отведи его обратно. - Нет, ответил Асмодей- во веки уже я не могу отвести его обратно. Видя, что ему уже не вернуться в прежнее место своё, двуглавый человек взял себе жену и остался жить на земле. Жена родила ему семерых сыновей; шестеро уродились в мать, вида обыкновенного, седьмой же уродился в отца - о двух головах и двух парах глаз. Человек из страны "Тевель" занялся землепашеством и сделался одним из богатейших людей на свете. Прошли годы. Человек тот умер, оставив имение детям своим. Между наследниками возник спор. Шестеро из них говорили: - Нас всех семеро братьев, и наследство должно быть разделено на семь частей. Седьмой же, тот, что о двух головах, говорил: - Нет, восьмеро нас, и я имею право на две доли в наследстве. Пришли все к Соломону и сказали: - Государь, царь наш! Нас всех семеро, а брат наш, который о двух головах, говорит, что нас восьмеро и что наследство после нашего отца должно быть разделено на восемь долей, из коих две доли он требует для себя. Созвал Соломон членов Синедриона и спросил: - Как вы рассудите дело это? Не мог Синедрион дать ответа. - Завтра поутру придите вторично- сказал Соломон тяжущимся. Когда настала полночь, пришёл Соломон в храм и воззвал к Господу: - Владыка мира! Открывшись мне в Гаваоне, Ты сказал: проси, что дать тебе. Не просил я ни серебра, ни золота, только мудрости просил я, чтобы судить людей правдиво. Отвечал Господь: - Утром просвещу мудростью тебя. Наутро собрал Соломон всех членов Синедриона и сказал: "Введите двуглавого человека". Его ввели. - Вот, сказал Соломон- сделаем испытание: если у этого человека одна его голова воспринимает и чувствует то, что происходит с другой его головой, тогда он должен быть сочтён за одного человека, если нет, то, следовательно, это - два отдельных человека. Принесите горячей воды- повелел Соломон. Когда вода была принесена, Соломон велел вылить её на одну голову того человека. - Государь! Государь! - завопили обе головы.- Мы умираем! Мы умираем! При виде этого исполнились все изумлением перед Соломоном. XVIII. Спор между человеком и змеёй. Шёл полем человек, неся кувшин с молоком. Встретилась ему змея, стонавшая от мучительной жажды. - О чём стонешь ты? - спросил человек. - Изнемогаю от жажды, отвечала змея- а у тебя что это в кувшине? - Молоко. - Дай мне испить молока, и я укажу тебе место, где клад зарыт. Дал человек змее молока напиться. - Укажи же мне клад, о котором ты обещала- сказал человек. - Следуй за мною, ответила змея, и, приведя его к одному большому камню, сказала: вот, под этим камнем лежит клад. Сдвинул человек камень, разрыл землю и, достав клад, направился к дому своему. Что же сделала змея? Всползла и обвилась у него вокруг шеи. - Что это ты делаешь? - закричал человек. - Умертвить тебя хочу, отвечала змея- за то, что ты сокровище моё забрал. - Идём на суд к Соломону- предложил человек. - Идём, сказала змея, но осталась по-прежнему обвитою вокруг шеи у него. Обратился человек с мольбою к Соломону. - Чего желаешь ты? - спросил Соломон змею. - Умертвить его. Отвечал Соломон: - Прежде всего, сойди с шеи его долой: не подобает, чтобы ты распоряжалась им более, нежели я, в то время, когда вы судиться ко мне пришли. Сползла змея на пол. - Теперь, сказал Соломон змее- говори, я слушаю. - Я требую, начала змея, чтобы мне дано было умертвить его, в исполнение сказанного Господом: "Ты будешь жалить его в пяту". - А о тебе, сказал Соломон человеку, Господом заповедано: "он будет поражать змею в голову". В одно мгновение человек размозжил змее голову. Отсюда поговорка: "И лучшей из змей голову размозжи". XIX. Который из трех? Шли дорогой три странника. Наступил канун субботы. Сговорились странники и спрятали бывшие при них деньги в одном месте. В полночь один из них встал и, взяв деньги, запрятал их в другое место. В исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали обвинять Друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону. Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники снова явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами: - Слышал я о вас, что вы люди просвещённые, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь. В стране этого царя росли в соседстве отрок и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал отрок девушке: "Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женою прежде, чем я не дам на то своего согласия". Девушка поклялась. Через некоторое время её обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху: "Я не могу сделаться твоей женою до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это". Придя к первому жениху, она сказала: "Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женою того, с кем меня повенчали". "Так как ты осталась верна клятве своей, ответил тот- я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна". А молодому мужу, который был тут же, он сказал: "Радуйся в мире доле своей". На обратном пути на них напали разбойники. Между разбойниками был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины. "Позволь мне, взмолилась она к разбойнику- рассказать тебе об одном случае в моей жизни". И она рассказала историю первого своего сватовства и то, как поступили оба жениха её. "Подумай же, прибавила она в заключение- тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня, тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе всё серебро и золото, только освободи меня с мужем моим". Выслушав рассказ её, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он, уже стоящий на краю могилы, намеревался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил полностью все ограбленные у неё деньги и драгоценности, до последней мелочи. - Царь, прибавил Соломон- в стране которого случай этот произошёл, спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело. - Государь, ответил один из странников- по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве. Второй сказал: - Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до неё прежде, чем первый жених не освободил её от клятвы. - Это что! - воскликнул третий из странников.- Более всего я удивляюсь разбойнику: подумайте только, мало того что он пленницы не тронул, деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!.. И сказал царь Соломон: - Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не видел даже, а только слышит о них; как же он способен был поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках? Заключённый по повелению Соломона, в темницу человек этот действительно сознался и указал место, где спрятал украденные деньги. XX. Соломон и мудрость египетская. "И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян". В чем состояла мудрость египтян? Когда Соломон решил приступить к построению храма, он послал к фараону Нехо с просьбой прислать, за известную плату, искусных мастеров для этой постройки. Что сделал фараон? Призвал астрологов и сказал им так: - Наблюдайте по звёздам и укажите мне тех из зодчих, которым предопределено умереть в этом году, их-то я и пошлю к Соломону. Когда люди, посланные фараоном, явились к Соломону, "мудрейший из людей" узрел через Духа Святого, что людям этим назначено умереть в том же году. Дал им Соломон каждому по савану и отправил их обратно с письмом, в котором он писал фараону: "У тебя, по-видимому, недостаёт саванов для погребения покойников. Получай людей своих обратно вместе с саванами". XXI. Храм и дом Соломонов. Был у Соломона чудесный червь, носивший название "Шамир". Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С помощью "Шамира" обтёсывался строевой камень для храма и дома Соломонова и производилось гранение драгоценных камней для кошена. Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твёрдые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завёрнутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями. "Шамир" был принесён к Соломону орлом из рая, где этот червь хранился с вечера шестого дня творения. "И сделал он в храме окна с откосами". Такие откосы делаются обыкновенно от наружной стороны стены к внутренней её стороне, чтобы дать свету извне широко разливаться по внутренности здания. Окна же в храм имели откос в обратном направлении, ибо из храма этого исходил Божественный свет, озарявший весь мир. "Построил также Соломон дом Дубравы Ливанской". По преданию от раби Ошайи, в храме были посажены Соломоном деревья, сделанные из чистого золота, подобие деревьев, приносящих нежнейшие плоды. Золотые деревья своевременно давали плоды, которые при дуновении ветра спадали, - как сказано: "шумели подобно лесу Ливанскому". Плоды эти поступали на иждивение духовенства. Когда же в храм Господень вторглись иноплеменные, деревья те лишены были чудесной производительности своей - "поблёк цвет на Ливане". Но возвратится это в грядущем: "Возликует степь безводная; Расцветёт, как лилия, пустыня, И Ливана слава дастся ей". За всё время, пока строился храм, никто из участвовавших в работе не умер и не болел и не поломано было ни одного заступа, ни одного топора и никакого другого орудия. XXII. Престол Соломонов. "И сделал царь большой престол из слоновой кости". Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зелёных и красных тонов. Устройства престол был такого: Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягнёнок. На третьей - леопард и козлёнок. На четвёртой - медведь и олень. На пятой - орёл и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. Над верхним закруглением - светильник со всеми принадлежностями его: светильнями, щипцами, пепельницами, чашечками и чеканными цветами. С правой стороны его семь стеблей с именами семи патриархов рода человеческого: Адама, Ноя, Сима первородного, Авраама, Исаака и Иакова и Иова с ними. И с левой стороны семь стеблей, а на них имена семи праведников вселенских: Левия, Каафа, Амрама, Моисея, Аарона, Елдада и Медада и Хура с ними. На верху светильника утверждено было золотое елеехранилище, откуда брался елей для храмовых лампад, а под ним - большая чаша с елеем для возжигания этого же светильника; на чаше начертано было: "Элий", на двух стеблях от неё - имена сыновей Элия: "Офни" и "Финеас", а на сточных трубках внутри стеблей: "Надав" и "Авигу". По бокам престола были две кафедры - для первосвященника и для наместника его, и семьдесят кафедр перед троном - для семидесяти старейшин, судей Синедриона. В уровень с висками восседающего - фигуры двух наяд. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы и на них павлины из слоновой кости. Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона. Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его. В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей, львы и орлы укрепляли балдахин над царём, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным. Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колёса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рёв медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону... Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. "Из-за нас- говорили они, мир весь рухнет!" - и невольно начинали одну чистую правду показывать. Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезён в Египет. В ту минуту, когда фараон. ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Отсюда и название его Нехо2. Из Египта престол был увезён нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы повёрг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезён в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезён Александром Македонским, взят оттуда Енифоном, причём, во время перевозки его на судне, повреждена была одна из ножек, и ни одному мастеру в мире починить её не удалось. XXIII. Царица Савская. Однажды, "когда развеселилось сердце Соломона от вина", созвал он царей ближайших стран, восточных и западных. Звуками арф, кимвалов, бубнов и гуслей капеллы Давидовой оглашался чертог царский. Желая предстать перед теми царями во всём величии и могуществе своём, Соломон повелел и птицам небесным, и зверям полевым, и пресмыкающимся, и бесам, и оборотням, и дьяволицам явиться и хоровод устроить перед ним. Писцы царские по именам и названиям вызывали их, и все, как земные существа, так и духи, тотчас же и без всякого принуждения, появлялись перед Соломоном. Среди пернатых не оказалось одной птицы, петуха Бар3. Разгневанный её ослушанием, Соломон повелел разыскать эту птицу и подвергнуть её строжайшему наказанию. Приведённый к Соломону, петух Бар рассказал следующее: - Государь, царь мира! Выслушай меня и соблаговоли вникнуть в то, что я поведаю тебе. Уже три месяца, как я задался одной мыслью, настолько овладевшей всем существом моим, что я ни до еды, ни до питья не дотрагивался во всё это время: облечу, решил я, весь мир, погляжу, есть ли на свете страна или царство, непокорные власти твоей, государь. После долгих наблюдений я нашёл такое место - это Град Китор,в земле Восточной. Прах этой земли ценнее золота; серебра же, что мусора, на улице валяется. Деревья, там растущие, посажены ещё в первые дни творения и орошение получают от вод эдемских. Дружин множество имеется в той стране, и воины носят венцы на головах, но войну вести не обучены и даже стрелять из лука не умеют. И ещё я видел там: царствует в стране той женщина, а зовут её царица Савская. И вот, если царю угодно, опояшу я, как воин, чресла свои, пойду в Град Китор, в землю Савскую, властелинов их в кандалы закую, правителей в оковы железные и приведу их к властелину, царю моему. Понравилось дело это Соломону. Написали писцы царские грамоту и к крыльям петуха Бара привязали её. Поднялся в высь небесную, полетел петух Бар, и полетели за ним птицы стаями к Граду Китору, в землю Савскую. Вышла утром на поклонение солнцу царица Савская и видит - закрыли птицы солнце, затмили его. Разодрала она одежды свои, стоит изумлённая, поражённая. Подлетел к ней петух Бар, и увидала она - письмо к крыльям его привязано. Сняла царица письмо и читать начала. А в письме вот что написано: "От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим. Ведомо тебе, что Всесвятой-Благословенный царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придёте вы по доброй воле с приветом ко мне, я приму тебя, царица, с почётом превыше всех царей, пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете, и не придёте, и не поклонитесь мне, я пошлю на вас царей с легионами и колесницами. А спросите вы: что за цари, легионы и колесницы у Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти - звери полевые, колесницы - птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы - легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас, и птицы небесные склюют мясо с костей ваших". Прочитав написанное в послании, разодрала остатки одежд своих царица Савская, созвала старейшин и сановников своих и сказала: - Знаете ли вы, с чем прислал царь Соломон ко мне? - Не знаем мы царя Соломона и царской власти его не признаём! - заявили старейшины и вельможи. Но царица не понадеялась на них и не послушалась слов их, а призвала всех кораблевожатых, повелела нагрузить корабли деревом кипарисовым, жемчугом и камнями самоцветными и послала царю Соломону шесть тысяч отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные. И послала через них письмо к царю Соломону. "От Града-Китора- писала она, до земли Израильской семь лет пути. И вот, желание моё и просьба моя - позволь мне через три года прибыть к тебе". По прошествии трёх лет прибыла царица Савская к царю Соломону. Узнав о прибытии её, послал к ней Соломон Бенаю, сына Иегоиады. Человек этот был прекрасен, как утренняя заря, как звезда в плеяде среди сонмищ звёздных, как лилия у потоков водных. Увидя его, сошла с колесницы царица Савская. - Царица! - сказал Беная.- Для чего ты с колесницы сошла? - Не ты ли царь Соломон? - вопросила царица. - Нет- отвечал Беная, не царь Соломон я, но один из слуг его. Обратила лицо своё царица Савская к вельможам своим и такую притчу изрекла: "Льва не видавшие - На логовище львиное взгляните. Царя Соломона незревшие - Придите взглянуть на красоту того, Кто слугою при нём состоит". Повёл Беная царицу Савскую к Соломону. Соломон же, для встречи её, выбрал павильон, весь из стекла построенный. Показалось царице, что царь не стеклом, а водою окружён, и безотчётным движением подняла она края одежд, до колен своих обнажив ноги свои. Увидел Соломон, что ноги у неё волосами обросли, и сказал он: - Красота твоя - красота женская, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво оно, у женщины изъяном почитается. А царица так Соломону сказала: - Загадаю я тебе три загадки. Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный: "Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, поит водою. Что это?" - Сурьмило4 - ответил Соломон. "Из земли исходит, землёю питается, льётся, как вода, а разливает свет. Что это?" - Нефть. "Буря ходит по верхушкам его, и стонет, и вопит горестно, и, как тростник, сгибает их; почёт для мёртвых, позор для живых, радость для воробьёв, горе для рыб. Что это?" - Лён5. Предстали перед Соломоном отроки и девушки - все одинакового облика и роста и одетые одинаково. - Отличи- сказала царица,- кто отрок, кто девушка. Велел Соломон принести орехи и поджаренные зёрна и стал угощать их. И вот, отроки, не стесняясь, поднимали края одежд и всыпали в них предложенное угощение; девушки же застенчиво клали орешки в чадры свои. - Вот- сказал Соломон, те - мужчины, а эти - женщины. Тогда сказала царица Савская: - Не доверяла я слухам, но теперь, когда сама вижу, убедилась я, что и наполовину не знала, сколь велика мудрость твоя. Блаженны подданные твои и блаженны рабы твои! Привёл Соломон царицу в покои чертога своего. Подарила Соломону царица Савская дары из золота и лучшего серебра. А Соломон, в благодарность ей, дал царице Савской всё, чего желала она. XXIV. Дочь фараона. Ночью того дня, когда окончено было построение храма, состоялась женитьба Соломона на дочери фараоновой, Бифии. Таким образом, совпали два празднества: торжество освящения храма и венчальный пир Соломона. И венчальное пиршество дочери фараоновой превзошло, по блеску и роскоши, первое празднество храма Господнего. Возымел тогда же Господь намерение разрушить Иерусалим, как гласит Писание: "На гнев и на досаду Мне существует город этот с того дня, как построили его". По преданию от раби Хонии - разных восемьдесят плясок проплясала Бифия в ту ночь перед Соломоном. По другому преданию - тысячу инструментов музыкальных привезла она и в то время, когда музыканты играли на них на пиршестве в ту ночь, она говорила, поясняя Соломону: - Вот этот гимн исполняется у нас в честь такого-то божества, а этот - в честь такого-то. И что ещё сделала она? Над ложем Соломона поставила балдахин, осыпанный с внутренней стороны драгоценными камнями, сверкавшими в ночной тени подобно звёздам и планетам. Каждый раз, когда Соломон, проснувшись, собирался вставать, он принимал блеск каменьев за сияние звёздное, и так проспал он до четвёртого часа после восхода солнца. По преданию от раби Леви - в тот день тамид был совершён лишь в четыре часа после восхода солнечного, ключи же от храма находились у Соломона и хранились под изголовьем у него. Глубоко огорчён был народ невозможностью приступить своевременно к торжеству освящения храма, но будить царя никто не решался. Пошли к Вирсавии, матери Соломоновой, и рассказали ей. Пришла Вирсавия, разбудила Соломона и примерно наказала его; сняла сандалии с ноги своей и сыпля удары, приговаривала: "А что, чадо моё? А каково, плод чрева моего?!" "Соломон породнился с фараоном, царём египетским, и взял за себя дочь фараона". В тот час, когда Соломон взял за себя дочь фараона, сошёл архангел Гавриил и опустил тростину в море; на том месте образовалась мель, на которой впоследствии основан был Рим. XXV. Шамир. "И когда строился дом, то строился из цельных, обтёсанных камней; ни молота, ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его". Знал Соломон, что место нахождения червя "Шамир" известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нём. Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда возвращался на землю для изучения земной мудрости, после чего приходил к своему колодцу и, убедившись предварительно, что печать цела, отодвигал камень, напивался воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил. Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады, дал ему цепь и перстень, на которых Шем-Гамфораш начертан был, и дал ему руно овечье да мехи с вином и послал его к Асмодею. Пришёл Беная к пещере Асмодеевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов. Покончив с этим, взобрался на дерево и стал ждать прихода Асмодея. Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит: вместо воды - вино. - Ну, нет- сказал Асмодей, "Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот, кто увлекается ими". Отошёл и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей, выпил-таки всё вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошёл Беная с дерева и связал его цепью. Проснулся Асмодей и бушевать начал. - Укротись! - сказал Беная.- Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над тобою! Взял его и повёл. Поравнялись с пальмой; почесался об неё Асмодей и повалил её; проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей. Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему выбраться на дорогу. Попался им потом шатающийся без пути пьяный - и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече со свадебным поездом, шумным и весёлым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии башмачнику заказывал, приговаривая: "такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет хватало!" - расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот колдования свои производил, и тут расхохотался Асмодей. Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив тростину перед Соломоном, сказал: - Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь покорил и этим не довольствуешься, ещё меня поработить захотел! - Я от тебя ничего не домогаюсь- отвечал Соломон, кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого "Шамир". - "Шамир"- отвечал Асмодей, находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар. - А что делает с "Шамиром" петух Бар? - Придя в необитаемую скалистую местность, положит "Шамира" на утёс, утёс раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные, на том месте и возникнет поселение. Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он "Шамира" и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он "Шамира"; подобрали червя и унесли. Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошёл и удавился. Спрашивал Беная Асмодея: - Почему, когда тебе встретился сбившийся с дороги слепой, ты помог ему выбраться на дорогу? - Об этом слепом оповещено в небесах, что он праведник истый и что тот, кто доставит ему хотя краткое облегчение, стяжает душе своей жизнь вечную. - А пьяного зачем ты на дорогу вывел? - О нём оповещено было в небесах, что это нечестивец неисправимый, и я доставил ему минутное удовольствие в земной жизни, дабы окончательно лишить его и малейшей доли в жизни вечной. - Почему ты при встрече со свадебным поездом заплакал? - Потому, что жениху тому предназначено умереть, не прожив и тридцати дней после свадьбы, а жене его - тринадцать лет ждать, доколе подрастёт малолетний деверь её. - Почему ты рассмеялся, слыша, как человек тот, заказывая себе сандалии, требовал, что-бы их хватило ему на семь лет? - Самому ему семи лет не прожить, а он сандалиями на семь лет запасается! - Почему над колдуном рассмеялся ты? - На том месте, где колдун сидел тогда, клад богатейший зарыт. А он ворожит себе и о кладе, что под ним находится, и не подозревает!.. XXVI. Из царей в нищие. Соломон удержал при себе Асмодея до окончания всех работ по постройке храма. Однажды, когда они оставались одни, спросил Соломон Асмодея: - Скажи, чем вы сильнее нас, людей? На это Асмодей ответил: - Освободи меня от цепей да передай мне перстень свой, и тогда я сумею показать тебе, чем мы сильнее людей. Снял с него Соломон цепи и дал ему свой перстень. Наступил Асмодей на Соломона и поглотил его. Упёрся потом одним крылом в землю, другим в небо и, извергнув Соломона, размахнулся и закинул его за четыреста парса. Вспоминая об этой минуте, Соломон сказал в "Екклезиасте": - Что пользы человеку при всех трудах его под солнцем? И это было моею долею от всех трудов моих! Ничего, кроме посоха, не осталось у меня. "Я царём был над Израилем", а ныне - я царь только над посохом моим... Пошёл Соломон у чужих порогов подаяния просить. - Я- говорил он, проповедник, был царём над Израилем в Иерусалиме. - Царь Соломон, отвечали ему, восседает на троне своём в Иерусалиме, а ты юрод-ствуешь. И били его тростинами, а поесть давали миску крупника. И Соломон говорил: - Вот доля моя от всех трудов моих!6 Когда Соломон предстал перед Синедрионом, мудрые старцы говорили в недоумении: - Обыкновенным юродивым однопредметное помешательство не свойственно. Что же представляет из себя этот человек? Опросили Бенаю: - Призывал ли тебя царь? - Нет- ответил Беная. Посылали к жёнам Соломоновым: - Что с царём? Приходил он к вам? - Как же, приходил- получился ответ. Вторично послали туда же: - Осмотритека ноги у него. - Он всё время обуви не снимал7 - ответили жёны Соломоновы. Тут всё и обнаружилось... Приняли тогда Соломона и возвратили ему перстень и цепь с начертанием Шем-Гамфораша. Асмодей, видя это, улетучился. XXVII. Порция зелени. Во время странствий Соломона в облике нищенском, подошёл к нему некий человек и почтительно просить его начал - зайти гостем в дом его: - Государь мой, царь! Соблаговоли зайти и призреть на меня сегодня. Привёл тот человек Соломона в дом свой, пригласил в верхнюю горницу и велел подать на стол тельца жареного и множество других яств. За обедом хозяин стал напоминать Соломону о разных делах его, как царя Израильского: "Помнишь, мол, то-то и то-то, совершённое тобою, когда ты ещё царём был?" Застонал Соломон, зарыдал горестно при воспоминаниях этих; плакал всё время обеда и с плачем ушёл из дома того. Назавтра подошёл к Соломону другой человек и также просить его стал: - Государь мой, царь! Окажи мне честь - призри на меня сегодня. - Не затем ли ты зовёшь меня- отвечал Соломон, чтоб поступить со мною так, как поступил тот, приятель твой? - Государь- отвечал этот, я человек бедный; если ты окажешь мне честь зайти ко мне, я могу предложить тебе лишь немного зелени, всё, что имеется у меня. Если ты на это согласен, то зайди в жилище моё. Когда они пришли, хозяин омыл у гостя лицо, руки и ноги и подал на стол свой обед, состоявший из небольшой порции зелени. Пока Соломон ел, хозяин говорил ему слова утешения. - Государь! - говорил он. Господь поклялся отцу твоему, что не прекратится царствование потомков его. И так обычно у Господа: наказует - и милует. И верю я, что Пресвятой Благословенный ещё возвратит тебя в царство твоё. Возвратившись к власти царской, Соломон, вспоминая о рассказанном, записал для притчей своих: "Лучше угощение из зелени- бедняком предложенное мне, нежели откормленный бык, которым угощал меня богач для того только, чтобы напомнить мне о горестном положении моём". Примечания: 1. Один из военачальников Давидовых. 2. Nache – искалеченный, хромоногий. 3. Сказочная птица, букв. Лесной петух. 4. Трубка сурьмила делалась из тростника, ручка-насос – из металла. Само вещество для подкрашивания бровей и окрашивания глазного яблока представляло минералогический выплав; попадая в глаз, вызывало усиленное действие слезоточников. 5. "Почёт для мёртвых" - саван, "позор для живых" - верёвка для виселицы, "радость для воробьёв", клюющих льняные зёрна, "горе для рыб" - сети. 6. Здесь пропущен промежуточный момент, фактическая сущность которого подсказывается последующим содержанием легенды. Отсутствие Соломона не было замечено ни в Синедрионе, ни в доме царском, так как Асмодей принял его образ. 7. Чтобы не обнаружить козлиных копыт своих. По других источниках у Асмодея, вместо ног, петушиные лапки.


Апокриф пророка Иеремии.

Это Хроники пророка Иеремии. В мире Божьем. Аминь.

Слово Господа было к Иеремии сыну Хелхии, говоря: "Скажи этому народу: Доколе вы будете грешить, прибавляя грех на грех, беззаконие на беззаконие? Разве Мой взор не видит те (дела), которые вы творите?" - сказал Господь. "Разве Мой слух не слышит тех (слов), которые вы говорите.друг другу?" - сказал Бог Вседержитель. "Вы говорите: "Мы постились, (а) Бог не услышал нас и "Мы молились, (а) Он не обратил на нас внимания. Разве вы постились для Меня?"- сказал Бог Вседержитель. "Разве вы простираете ваши руки ко Мне?" - сказал Бог. "Но вы постились для Ваала и опечалили Меня, говоря: "Где Бог Авраама? или "Кто Бог Израиля?. Но Ваал и Астарта - вот боги, которым вы служите и которые ведут вас по вашей дороге.

Вы забыли все блага, которые Я дал вам в земле Египта. Я поразил египтян десятью злыми язвами, пока не увёл вас от них и от ярма рабства. Я лелеял вас, как добрая кормилица лелеет своих детей. Я не позволил злу постигнуть вас на дорогах, которыми вы шли. Я прославил вас более всех народов. Я назвал вас "Мой народ", "Мой перворождённый". Я вывел вас из средины гор, которые полны змей и скорпионов. Сорок лет Я вёл вас в пустыне. Я не дал вашим одеждам обветшать. Ваши сандалии не протёрлись. За эти сорок лет волос вашей головы не удлинился. Пищу ангелов Я дал вам, и вы её ели, и Силы небесные Я заставил окружить вас и вести вас. Я послал столп светлый1, и он двигался перед вами днём, а столп огненный ночью. Я вёл вас Моей рукой мощной. Я осенял вас Моей десницей. Я вывел вас из Красного моря. Я повелел воде, и она встала как стена. Я послал с неба сорок легионов ангелов. Я окружил вас (ими), как войском солдат, которые окружают своего царя. Я заставил их взять вас за руку, Я провёл вас меж водными стенами. Я заставил их связать лошадей и колесницы фараона и утопить их в Красном море. Я заставил воды покрыть их. Я заставил фараона утонуть вместе со всеми его начальниками. Преисподняя - его местопребывание. Вас же Я взял в землю, для которой вы не трудились, землю, переполненную млеком и мёдом. Я поселил вас в ней и заставил все народы бояться вас. И вот вы забыли Моё имя и сказали:
"Нет у нас бога, кроме Ваала и Астарты". Вы воздали Мне злом за все блага, которые Я дал вам, пренебрежением вместо славы. Вы давали дары Ваалу и ваших малых детей Астарте. Каждый притеснял своего ближнего, потому что нет царя праведного над вами.

- Теперь же, если вы будете продолжать всё это,сказал Бог Вседержитель - вот Я ниспошлю Мой гнев и Мою ярость, подобно натиску ливня неотвратимого. Ваши юноши будут убиты мечом, старики умрут от голода и жажды, дочери будут захвачены, города будут сожжены огнём и станут пустыней. Я был2 терпелив к вам, чтобы вы непременно возвратились ко Мне, и вы не захотели. И вот Я отверну Моё лицо от вас. Ибо во время, когда вы повинуетесь Мне и блюдёте Мои заповеди, вы взываете ко мне: "Господи!", и тотчас Я слышу вас. Если вы говорите: "Отче наш!", тотчас Я отвечаю вам: "Вот Я, о мои дети!". В дни, когда вы повинуетесь Мне и блюдёте Мои заповеди, роса небесная нисходит к вам в своё время. В дни, когда вы повинуетесь Мне, все народы боятся вас, один из вас обращает в бегство тысячу, а двое - тьму. В дни, когда вы повинуетесь Мне и блюдёте Мои заповеди, я заставляю ангела Завета идти с вами, причём пути, которыми вы идёте, благословили вас. С тех пор же, как вы преступили Мои заповеди, солнцу и луне ненавистно вставать над вами, смотря на нечестия, которые вы творите, и на все ваши идолопоклонства".

Ответил Иеремия пред Господом: "Прости мне, мой Господь, Владыка, в руках Которого дыхание моей жизни, ибо Ты знаешь, о мой Господь, что с тех пор, как я вышел из утробы моей матери, я следовал Тебе, когда Ты посылал меня к Седекии царю. Если я заговорю с ним во имя Твоё, он причинит великое зло мне, как и много раз, ибо он не хочет, чтобы я говорил с ним во имя Твоё". Сказал Господь Иеремии: "Встань и иди к нему. Я посылаю тебя". Встал Иеремия и пошёл, ища царя Седекию. Он нашёл его у врат Вениамина сидящим, причём пророк Ваала пророчествовал ему ложно. Случилось же, когда царь Седекия увидел Иеремию пророка, он поднялся тотчас со своего трона, встал и приветствовал его. Сказал он: "(О) провидец3, есть ли слово Господне в твоих устах?". Сказал пророк ему: "Все слова, которые Господь сказал мне, я скажу тебе". Сказал царь ему: "Говори их". Тогда Иеремия сказал все слова, которые Господь сказал ему. Он сказал их царю Седекии.

Когда царь услышал слова, которые Господь сказал ему через Иеремию, он весьма разгневался. Он сказал Анании: "Скажи всё это жрецам Ваала, верно ли то, что этот человек безумный сказал мне". Анания же, лжепророк, возложил на голову свою рога железные. Он сказал царю: "Вот что Господь говорит тебе: "Ты пронзишь своих врагов рогами железными, как эти, и никто не сможет сражаться с тобой, и следы царя халдеев не достигнут этого места, и слово Господне не было к Иеремии". Когда царь услышал это из уст Анании лжепророка, он сказал: "Схватите Иеремию, и заберите его, и бросьте в яму грязи. Оставьте его там и дайте ему хлеб и воду печальные4, пока я не узнаю, достигло ли слово Господне Ие





Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия