Тема. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЭКРАННОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Фотографическая природа экранного изображения. Экранные пространство и время. Эффект присутствия. Проблема специфики кино и телевидения как искусств и как масс-медиа. Синтетичность экранного образа. Характеристика различных подходов к специфике экранной культуры (Аристарко, Арнхейм, Базен, Балаш, Барт, Бодрийар, Годар, Кракауэр, Лотман, Маклюэн, Монтегю, Эйзенштейн и др.). Экранные и мультимедийные медиа-тексты в современную эпоху как новый глобальный язык человечества. Особенности экранных и мультимедийных технологий как симбиоза искусства, промышленности и массовой коммуникации. Значение знаний аудиовизуального языка для современного человека, роль экранной и мультимедийной культуры в процессе формирования, развития и социализации личности. ЛИТЕРАТУРА:
3 тема. СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: изобразительно-пространственный компонент. Изображение как материальный носитель экранного образа и форма его построения в пространстве. Кадр и кадрик. Кадр как первоэлемент экранного изображения. Кадр как "ячейка монтажа" (С.Эйзенштейн). Живописные традиции в экранном изображении. Предыстория киноленты и электронного изображения: наскальный рисунок, пиктографическое письмо, русский лубок, элементы повествовательной протяженности в живописи Древнего Египта, античных Греции и Рима, Византии, Древней Руси, художников нового времени: Леонардо да Винчи, А.Ватто, П.Брейгеля, Т.Жерико, О.Домье, К.Моне, Э.Дега, В.Серова, И.Репина, М.Добужинского, А.Дейнеки, С.Дали, И.Кабакова и др. Экранное пространство. Композиция кадра - "соразмещение частей" (С.Эйзенштейн). Композиция и цвет в системе выразительных средств экранных искусств. Колорит в живописи и проблема цвета в экранных искусствах и мультимедийных технологиях. Операторское мастерство. Специфика работы оператора в кино и на телевидении. Понятие компьютерного дизайна в мультимедиа. Съемка натуры, интерьера, работа оператора с режиссером и продюсером. Комбинированная съемка и ее назначение. Виды комбинированных съемок. Электронные гэги и компьютерные спецэффекты в мультимедийных производствах. Роль художника в создании экранного зрелища. Изобразительная экспликация фильма. Работа художника над экранным пространством, декорациями, гримом, костюмами, средой. Возможности мультимедийных технологий в изобразительном решении экранного произведения. ЛИТЕРАТУРА:
4 тема. СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: словесно-временной компонент. Экран и литература; общее и особенное. Литературное повествование как одна из форм развертывания экранного образа во времени. Литературный сценарий - основа экранного зрелища. Особенности киносценария как литературно- кинематографического произведения. Кинодраматургия - особый род литературы, предназначенный для воплощения на экране. Слияние в кинодраматургическом произведении элементов всех родов литературы - прозы, поэзии и драмы. Раскадровка литературного сценария режиссером. Понятие режиссерского сценария. Воплощение в режиссерском сценарии идейно-художественного замысла режиссера и путей его творческой реализации. Фабула сценария - состав событий, событийный ряд. Драматическая и ослабленная фабула в экранном произведении. Сюжет - осмысленная фабула. Сюжет как внутреннее содержание фабулы, как общий художественный образ сценария и фильма. Композиция как процесс перехода фабулы в сюжет. Композиция фильма - соразмещение его частей. Элементы композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, драматический узел, кульминация, развязка, пролог и эпилог. Понятие перипетии - поворота в действии. Коллизия, ситуация, драматическая интрига. Ритм действия и композиция. Смена ритмов как композиционное средство. Понятие драматического конфликта. Конфликт - отражение в сценарии житейских либо экзистенциальных противоречий. Конфликт внутренний и внешний. Экранизация как культурологическая проблема. ЛИТЕРАТУРА:
5 тема. СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: антропологический компонент. Человек в экранных искусствах. Антропоморфный характер звукопластического состава экранной и мультимедийной информации. Актер и типаж на экране. Общее и специфическое в творчестве театрального актера и актера на съемочной площадке кино и ТВ. Экранный образ, создаваемый актером или типажом. Генезис актерского искусства. Античный театр, японские театральные школы Но, Бонраку, Кабуки, "школьный театр" и крепостной театр России, психологический театр К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, театральные школы Мейерхольда и Таирова, театр очуждения Брехта, современный отечественный театр, американская "Акторс студио" Ли Страсберга и Элиа Казана и др. Творческое освоение экранными искусствами мировых театральных школ. Мизансцена в театре и в экранных искусствах. Мизансцена и "мизанкадр". Понятие характера в театре и экранных искусствах. Характер и тип. Характер и поступок. Внешняя характеристика и внутренняя устремленность актерского образа. Выражение общезначимого через индивидуальное, неповторимое в образе-характере. Характер и диалог. Характер и монолог. Внутренний монолог как средство раскрытия характера. Роль внешнего рисунка, жеста, мимики в создании образа человека на сцене и на экране. Раскрытие характера через предмет, деталь. Характер в экранных произведениях разных жанров. ЛИТЕРАТУРА:
6 тема: СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: звуко-музыкальный компонент. Экран и музыка. Понятие ритма в музыке и экранных искусствах. Музыкальное повествование как одна из форм развертывания экранного образа во времени. Музыкальный образ. Многообразие музыкальных жанров: опера (оперетта, музыкальная комедия), симфоническая музыка (симфония, увертюра, симфоническая поэма и др.), камерная музыка (соната, квартет, романс). Взаимодействие музыки и поэзии (песня, оратория, опера и др.). Зависимость музыки от способа исполнения: вокальная (голос, хор), инструментальная (оркестр), вокально-инструментальная (хор, соло, оркестр и пр.). Понятие лада, мелодии, гармонии и интонации. Гомофонная, полифоническая и гетерофонная музыкальные системы. Понятие полифонизма как закона построения драматургической основы различных видов искусства (музыка, литература, театр, экранные искусства). Музыкальная партитура экранного произведения. Внутрикадровая и закадровая музыка. Драматургические функции музыки в экранных и мультимедийных технологиях. Функциональная многозначность музыки в фильме: выражение авторского отношения через музыку, музыка как обобщающий фактор, характеристика атмосферы фильма, музыка как выразитель идеи произведения. Лейтмотив. Назначение музыкального лейтмотива в экранных произведениях. Включение лейтмотива в драматургию фильма. Звуковая среда экранного и мультимедийного произведения. Шумы естественные и искусственные. Драматургическая роль звуковой среды. Звуковой контрапункт. Звуковая метафора. Звуковой образ в фильме. ЛИТЕРАТУРА:
|