Девочки
• Обучение в возрастной группе отроков. Помощь отцам в мужских работах (с/х, земледелие, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т. к. с 7 лет мальчики переходили из женской половины в мужскую половину семьи. • С 14 лет становились полноправными членами семьи. • Мальчики получали военную подготовку. Осваивали дома женские работы. Пряли, ткали, лепили горшки. В VII в. Дружинников воспитывали с 12 лет, жили в спец. домах — гридницах. Это была единственная известная институализированная форма воспитания. С VI—IX вв. Ремесленное ученичество, т. к. общественное разделение труда привело к отделению ремесла от земледелия. В VII—VIII вв. Дети племенной знати отдавались до 7—8 лет на воспитание в другую семью, подчиненную или зависимую — аталычество. В VI—IX вв. Воспитание приобретало все более семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда. В X—XIII вв. Древнерусская педагогика зарождалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской,книжной. Особенностью пед. мысли домонгольского периода является понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом. Воспитательный религиозный идеал — надо воспитывать человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, способного к постижению прекрасного, стремящегося личным участием совершенствовать мир и людей. В этом идеале доминирует патриотическое начало. Родина — высшая этическая ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением человека к праведной жизни. Исключительное значение приобретают категории личной чести и славы родной Земли. Но патриотический характер воспитательного идеала не исключает сочувствия и доброжелательности к др. народам. Это ярко отражено в памятнике древнерусской культуры XII в. Слове о полку Игореве.
|