Основные этапы жизни и работы
| Цель, методы и средства воспитания
| Организация и содержание образования
|
Глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства).
Получил образование в Эрфуртском университете.
Был монахом авгус-тинского монастыря.
С 1512 г.являлся профессором теологии в Виттенбергском университете.
Работы
К христианскому дворянству немецкой нации;
К бургомистрам и членам городских советов всех городов Германии;
Проповеди о том, что детей надо посылать в школы.
Автор катехизиса, который в течение нескольких столетий был главной книгой для чтения в народной школе, и сборника песнопений.
| Образование — средство для того, чтобы стать «господами на земле».
Воспитание в целом — средство к тому, чтобы стать истинным христианином.
Самостоятельное чтение Библии (без посредника в лице представителей духовенства) и значит, обязательное владение грамотой — нравственное дело каждого верующего.
Родители и учителя должны уважать личностьребенка, быть терпимыми и чуткими.
Нельзя баловать детей.
Наказаниядолжны быть сведены к минимуму,но отказываться совсем от них нельзя.
Преподавание на родном языке.
Не заучивание наизусть, а запоминание понятого материала.
| Создание городских бесплатных начальных школ
для всех детей.
Выступал за открытие новых школ повышенного типа
для проповедников, юристов, медиков и перестройки работы университетов в духе своего учения.
Обучение должно быть равнымкак для мальчиков, так и для девочек. (Женщина должна обучаться, чтобы стать хорошей матерью, дать правильное образование своим детям.)
Осуществление религиозного воспитанияпутем чтения «Священного Писания» на родном языке.
Обязательными учебными предметамисчитал родной язык, историю, математику, пение.
Основой образованности считал знание древних языков.
Призывал заботиться о физическом развитии
детей.
Критически относился к изучению схоластической философии.
|
ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИ ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой).
Цель этой системы — создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных слоев в католическом духе.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Иезуитские коллегии
Семинарии
Академии
младшее отделение
классы:
грамматические (младший, средний,
старший)
гуманитарный
риторический (2 года)
содержание обучения:
«7 свободных искусств»
ГРАММАТИЧЕСКИЙ КЛАСС:
• грамматика
• риторика
•диалектика + богословие
ГУМАНИТАРНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КЛАСС:
• арифметика
• геометрия
• астрономия
• теория музыки +
«эрудиция»:
начала географии, истории, археологии, природоведения
старшее отделение
высш. типа: • 3 года — подготовка в объеме артистического (подготовительного) факультета университета
I
подготовка:
— теологов
— церковных юристов
— преподавателей (только
выпускники коллегий)
Образование учителей
2 года — совершенствова
ние полученных знаний и
навыков, спец. проверка в
ходе новициата
3 года — изучение филосо
фии
2 года — пед. практика под руководством опытных наставников, ведение пед. дневника
4 года — изучение теоло
гии, совершенствование в
светских науках
Примечание:начальным образованием иезуиты занимались только в условиях миссионерской деятельности в колониях.
Вся организация и деятельность учебных заведений регламентировалась Уставом 1599 г. Изменения внесены только в 1832 г. К началу XVIII в. насчитывалось около 8000 иезуитских учебных заведений, в том числе свыше 20 университетов.
Обучение в учебных заведениях иезуитов было очень престижно. Во многих странах и в конце XX в. — нач. XXI в. иезуиты оказывают влияние на систему образования, готовят преподавателей, преподают в университетах и католических школах.