СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Фихтенгольц, т.1, с.503, с.518 Минорский, стр.204 Корн, с.81, с518-521 Кудрявцев, т.1, с.255 Кудрявцев, т.2, с.232 Ильин и Позняк, т.2, с.123 Фихтенгольц, т.3, с.241 Корн, с.81, с.524
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 1. Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину - в XX веке. Причина этого - в новой культурной ситуации. Кризис старой европейской культуры- главный импульсом, вызвавшим к жизни новое гуманитарное знание - культурологию. Главным же импульсом возникновения отечественной культурологи в 90- е гг.ХХ века выступает общественный интерес к проблемам культуры. В широкое употребление термин «культурология» ввел американский ученый Л. Уайт (1900-1975). Культурология – комплексная социогуманитарная дисциплина, стремящаяся к созданию системы знаний о культуре как целостном явлении. Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, изучение межкультурной коммуникации, объяснения истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре. Культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, ценностей, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, технологий, идеологий и пр., т. е. небиологическую форму существования человека и смыслы; обладает собственной историей, производит знание, претендующее на всеобщность и объективность, что способствует более глубокому изучению социальных явлений. 2. Культурология– наука становящаяся на базисе - истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др.; предстает интегративной областью знания, может рассматриваться в качестве методологической основы для остальных наук, изучающих культурные явления, т.к. определяет общее значение феномена культуры. Статус культурологии в современной системе наук определяется использованием ее методов и выводов в других отраслях гуманитарного знания. 3. Предмет фундаментальной культурологии - исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов, три раздела: 1. Социальная культурология, исследующая социально-культурные процессы и явления; 2.Психология культуры изучает проблемы личности как творца и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурализации личности, генезис человеческой индивидуальности в пространстве культуры. 3. Культурная семантика исследует культурные явления и процессыкак средство коммуникации между и как систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и передается социально-значимая информация. В области исследований прикладной культурологии входят организация и технология культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Философия культуры выполняет методологическую функцию, обеспечивает выбор познавательных ориентиров культурологических исследований. Теория культуры - сущность, место и значение конкретных культурных явлений. История культуры - конкретно-исторические особенности культурного развития. Социология культуры - функционирование культуры в конкретной исторической ситуации. Культурная антропология - образ жизни и свойства различных культурных объектов. Существуют разные стратегии преподавания культурологии: 1пользуется историческим методо м - связного, последовательного повествования о развитии мировой художественной культуры, особое внимание -изучение генезиса, развития и угасания культурных явлений во времен; 2 - аналитическими п роцедурами- изучение культуры как некого целостного образования в связи с развитием и функционированием общества. 4. Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими социальными институтами. «Культура» от лат. cultura, «возделывание», «обрабатывание», В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень выделяют формы: элитарная, массовая, народная. Элитарная культура - в рамках привилегированных в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей, профессиональная, требующая специального усвоения норм, ценностей, правил, навыков, технологий. В отличие от народной культуры не анонимность, а личное авторство становится целью художественно-творческой, научной и пр. деятельности. Элитарная культура противоречива: поиск нового и установка на консервацию, сохранение уже известного. Народная культура - сфера непрофессиональной культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Массовая культур а - порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества, особые черты: стандартизация культурных текстов (представлений, образов, эталонов, технологий), усредненность (гомогенизация), унификация, тривиализация (trivialis - обычный, лишенный оигинальности), упрощение, нивелировка культурной информации, деиндивидуализация, мифологизация, эстетизация ужасного, страшного, патологического. Субкультура - разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Контркультура – особая субкультура, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. Материальная культура - труда и материального производства, культура быта, топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу и физическая культуры. Духовная культура – ключает познавательную, нравственную, художественную, правовую Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура. Общей методологической базой культурологии является философия. Философский метод -выявление сущности наиболее общих закономерностей функционирования культуры, с оциологический метод -определение взаимоотношений различных социальных слоев и групп в культуре, а ксиологический метод - внимание на ценностных отношениях людей, п сихологический метод - внимание на специфику восприятия, механизма закрепления и хранения в памяти общества или индивида культурных феноменов, их влияние на поведение человека, с истемно-структурный анализ - компоненты и отношения внутри системы культуры, с емиотический подхо д - явления культуры со стороны их знаково-символической природы, и нформационный метод - культурные явления - носители специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства. Функции культуры:1. Адаптивная: обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде. 2. Гносеологическая: содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике. 3. Информативная: является способом хранения и передачи социального опыта. 4. Коммуникативная: обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства). 5. Нормативная ( регулятивная): регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов. 6. Интегративная: способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т. п. 7. Социализирующая: осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т. д. 8. Гуманистическая: посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического. Социально-историческая школа (Шпенглер и Тойнби, а в России - Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев): культурно-исторические типы проходят стадии зарождения, расцвета и гибели, отрицается единый путь исторического развития человечества. Социологическая школа - определяющим фактором в развитии культуры является общество, его структура и социальные институты. Психоаналитическое направление (З. Фрейд, К.-Г. Юнг) - культура - элемент приспособления человека к окружающей среде. Юнг считал: «коллективное бессознательное» - отражение опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Эволюционистская концепция (Л. Уайт): исходный элемент культуры человечества - способность к символизации. Структурно-семиотическое (Э. Кассирер, Ю. Лотман): культура - знаковая система, созданная человеком 5.. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу. Главное условие типологизации - единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Критериями могут быть: · специфика социальной структуры или деление общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, маргинальная и т.д.); · уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры). · В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень: элитарную, народную и массовую. Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная культура включает популярную и фольклорную. Массовая культура имеет наименьшую художественную ценность и наибольшую аудиторию, но произведения быстро устаревают и выходят из моды. Религиозная (конфессиональная): языческая, буддийская, христианская, мусульманская, православная, протестантская, культура старообрядцев и т.п. Исторические типы культуры: первобытная, античная, средневековая, возрождения, нового времени, современная западная культура (отражает западноевропейскую культурную традицию) Локальная культура – культура конкретного исторически определенного общества (в т.ч. этнические и национальные культуры, или региональные культуры – существующие в определенном географическом ареале) Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; культура отдельных демографических слоев или групп, воплощающая отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных культурных норм. В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя фундаментальным принципам, господствующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития, называется хозяйственно-культурным типом
|