Место и роль России в мировой культуре
Востоко-Запад (Н.Бердяев). Сила православно-государственного элемента. Принятие православия позволило отделиться от вариантов культуры, связанных с иудаизмом, исламом, буддизмом, независимость от папы Римского, отделило Русь и от западной, и от восточной цивилизации. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание. Ход российской истории на многие столетия вперед драматически определила национально-государственная идеология, сформулированная в конце XV века: «Москва – Третий Рим». Все силы тратились на завоевание, охрану и освоение громадных территорий и на обеспечение экономического прогресса, на культурное развитие народа их уже не оставалось. На почве этой идеологии развивается мессианское сознание - представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. До Петра I – культурная изоляция от Европы, пренебрежение к западному умничанью, приверженность традиции. С петровского времени – открытость российской культуры, способность впитывать и развивать достижения других культур. Разрыв между этнической и национальной культурой, «народом» и «просвещённым обществом». Традиционные установки русской культуры: коллективизм, духовность и бескорыстие, фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости всей жизни граждан от нее; экстремизм, гиперболизм; русский патриотизм. Ценности и нормы культуры ( знания, ценности и нормы как явления культуры)
В основе культуры лежит внегенетическая информация, которую человек осваивает после рождения и которая формирует его знания о себе и окружающем мире. Появление знаний, и их закрепление и развитие определены системой ценностей и закрепляется в культурных нормах, через которые реализуется поведение. Так осуществляется переход духовной культуры в социальную. ЦЕННОСТИ - одобряемые, общепринятые большинством людей жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям и поступкам на благо человека и людей. Способность оценивать объекты, то есть устанавливать их ценность, связана с образованием в уме человека ценностных представлений. Это представления о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворять человеческие потребности. В формировании ценностных представлений большую роль играет воображение. С его помощью люди создают мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечали бы их потребностям. Такие образцы называются идеалами. Они служат эталонами ценности. Ценность реально существующих материальных и духовных благ оценивается в сравнении с ними. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.Ценность (ценностный смысл) — это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности (а если же объект представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность — «антиценность»). Ценностью является не объект сам по себе, а его свойство, способность удовлетворять человеческую потребность. Объект есть лишь носитель ценности. Обычно ценности разделяют на материальные и духовные. К первым относят «материальные блага» (жилище, одежда, продукты питания и т. п.), а ко вторым — «духовные блага»: известные триады «истина, добро, красота» и «вера, надежда, любовь», а также художественные, научные, философские, религиозные идеи и т. д. Следует, однако, иметь в виду, что все ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собою род смыслов; «материальными» и «духовными» называют здесь в действительности не сами ценности, а объекты («блага»), которые служат их носителями. Материальной ценностью является не объект сам по себе, а его свойство, способность удовлетворять человеческую потребность. Объект есть лишь носитель ценности. Особенно важны фундаментальные ценности, к которым относят добро, справедливость, истину, счастье, свободу, любовь, верность. Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Было бы неверно думать, что нравственность, закон, гражданские свободы нужны людям лишь как условия для их духовного развития, так же как неверно полагать, что духовное совершенствование людей необходимо для утверждения в обществе указанных социальных ценностей. Социальные ценности, как и духовные, нужны сами по себе. Но ценности социальной культуры отличаются от ценностей духовной культуры. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимо от других людей.Эстетические переживания, наслаждение искусством, постижение философской мудрости, религиозный экстаз молитвенного обращения к Богу — все это индивидуальное дело личности. Более того, освоение духовных ценностей требует от личности самостоятельных усилий, для чего ей нужны какие-то минуты или часы одиночества, когда она имеет возможность «уйти в себя». Творческие достижения в сфере духовной культуры часто встречают негодование толпы. Художественные шедевры и новые философские идеи рождаются в головах одиночек, которые иногда всю жизнь безуспешно борются за общественное признание ценности их трудов. Иной характер имеют ценности социальной культуры. Они не могут достигаться в одиночку. В самом деле, это, например, такие ценности, как доброта, милосердие, справедливость, равенство, гуманность, правопорядок, демократия, гражданские свободы и т. д. Все они таковы, что реализуются только в отношениях между людьми. А поэтому к ним невозможно стремиться, выключаясь из социальных связей и оставаясь в одиночестве. АКСИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - учение о ценностях культуры определяющих направленность человеческой жизни. Аксиологический (ценностный) подход к истолкованию содержания понятия «культура» исходит из того, что она есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». Она призвана быть ареной духовного совершенствования людей, и потому к ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого разума заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Культура должна пониматься как совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, созданных человеком. РЕГУЛЯТИВ (регулятивный смысл) – это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т.е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие - нет. НОРМА – элемент системы правил, служащих ориентиром (не причиной!) поведения и организации внутренней жизни личности: к нормам относятся правила вежливости, способы поведения в различных ситуациях (на экзамене или в гардеробе), эталоны произнесения слов без акцента и использования грамматических правил в речи и т.п. Различные культуры обладают разной степенью нормативности (например, в наше время нормативность русской культуры значительно слабее, чем английской, китайской и многих других). «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений (что мы и наблюдаем сейчас в нашей стране). «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка («елизаветинская эпоха» в Англии). Но вместе с тем она ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность, что, в конечном счете, имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой. «Нормативная избыточность», таким образом, становится препятствием для социального прогресса в не меньшей степени, чем «нормативная недостаточность». В социальной культуре особое место занимают обряды, обычаи и ритуалы. ОБРЯД – традиционное действие, сопровождающее важные периоды жизни индивида, социальной группы, общества (свадьба, похороны, национальный праздник). ОБЫЧАЙ - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в течение длительного исторического периода. РИТУАЛ – тип символического, упорядоченного поведения, выражающий социокультурные ценности.
|