Студопедия — Диалоговые площадки в рамках ООН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалоговые площадки в рамках ООН






 

На сегодняшний день мировое сообщество однозначно высказывается за безальтернативность диалога в качестве стратегического ориентира дальнейшего развития человечества. В связи с этим особая ответственность возлагается на структуру ООН, которая является универсальным механизмом гармонизации интересов различных государств и народов.

Среди органов ООН важнейшим катализатором коллективных усилий по реализации политики, направленной на сохранение Всемирного культурного наследия, нормализацию диалога между основными мировыми конфессиями, поддержку исчезающих культур, а также сохранение языкового многообразия, является ЮНЕСКО. Диалог культур, проводимый организацией, не стремится к смешению культур и традиций, а напротив, содействует пониманию межкультурных различий, и тем самым создает необходимые условия для междисциплинарных фундаментальных исследований духовного многообразия современной культуры.Культурное многообразие рассматривается в качестве ключевого концепта культурной стратегии ЮНЕСКО, который призван предотвратить крайности в виде стандартизации в рамках т.н. «дикой» глобализации, с одной стороны, и фундаментализма, обусловленного изоляционизмом, с другой.

ЮНЕСКО исходит из современной концепции культуры, в соответствии с которой культура воспринимается не только с точки зрения художественного продукта, но как целостный антропологический феномен, определяющий способ глубокого внутреннего восприятия мира и мышления. Понятие «культуры» неразрывно связано с проблемой идентичности, противостоящей давлению униформатизации. Концепция культурного многообразия все больше обретает свои основания в представлении о культуре как едином комплексе, обладающем рядом отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных особенностей, характеризующих все общество или социальную группу, включая способы ее существования, фундаментальные права человека, системы ценностей, верований и традиций.

Важным этапом в развитии межкультурного диалога было принятие ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности в 1995 году. Понятие толерантности определено в Декларации как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия мира, форм выражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость общения и свобода мысли, совести и убеждений»[1].

Впервые проблемам развития традиционных культур в условиях глобализированного рынка было уделено внимание на Стокгольмской межправительственной конференции по политике в области культуры в интересах развития (апрель 1998 г.), где было признано, что коммерциализация культурной области международного сотрудничества способствует подрыву всемирного материального и нематериального культурного наследия. Выводы докладов ЮНЕСКО по культуре, а также Стокгольмской конференции легли в основу Всеобщей декларации о культурном разнообразии (ВДКР)[2], принятой на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 2 ноября 2001 г. по инициативе России и Франции. В соответствии с Декларацией, культурное разнообразие рассматривается как «всеобщее наследие человечества». Признание равного достоинства и уважения ко всем культурам, включая культуры меньшинств и коренных народов, является необходимым залогом сохранения культурного разнообразия. В силу своего мандата и функций, ЮНЕСКО несет ответственность за содействие учету провозглашенных в Декларации принципов «в стратегиях развития, разрабатываемых различными межправительственными организациями; выполнение информационных функций и координацию усилий государств, международных правительственных и неправительственных организаций, гражданского общества и частного сектора по совместной разработке концепций, задач и политических решений в поддержку культурного разнообразия».[3]

На сегодняшний день Декларация является уникальным по политической значимости международным актом, в котором мировое сообщество заявило о решимости объединить усилия для противодействия вызовам культурному разнообразию в связи с глобализационными процессами. Важно констатировать, что с этого момента проблематика межкультурного диалога становится приоритетным направлением программной деятельности ЮНЕСКО.

В октябре 2003 г. ЮНЕСКО приняла Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, под которым подразумеваются «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства»[4]. Конвенция узаконивает нематериальное культурное наследие, которое передается «от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия», а в октябре 2005 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения[5], где особо отмечается важность культурного разнообразия для полного осуществления прав и основных свобод человека и указывается на необходимость принятия мер для охраны разнообразия форм культурного самовыражения, особенно в тех ситуациях, когда этим формам может угрожать серьезный ущерб вплоть до исчезновения.

В 2010 г. на ЮНЕСКО были возложены обязанности по координации международных усилий с привлечением всех государств мира, крупных международных организаций, выдающихся деятелей науки, образования и культуры в связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН 2010 года «Международным годом сближения культур». В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, «Международный год сближения культур» стал одновременно кульминацией Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001–2010 годы) и отправным пунктом новой стратегии, которая предполагает интеграцию принципов диалога и взаимопонимания в русле общеполитической деятельности с особым упором на образование, науку, культуру и коммуникацию с целью корректировки попыток искажения культурных представлений, ценностей и ликвидации стереотипов. Основная цель прошедшего Года состояла в том, чтобы продемонстрировать преимущества культурного многообразия через признание важности процессов постоянного взаимопроникновения и взаимообмена в отношениях между культурами.

Важно констатировать, что на сегодняшний день особое внимание ЮНЕСКО уделяет межрелигиозному измерению диалога культур, поскольку в условиях ориентационно-ценностных исторических трансформаций, с неизбежностью которых имеет дело современное человечество, религия выступает существенным фактором влияния в международной жизни. Являясь одной из основ культуры, религия имеет решающее значение для самоидентификации человека, заключая в себе глубинные основы этических норм, формируя понимание моральных правил как обществом, так и личностью. Проблемы национальной и культурной идентичности не могут рассматриваться вне обсуждения роли религии в самоопределении региональных, национальных и этнических единств, а также в становлении и развитии личностного мира, включающего иерархию базовых ценностей и понятий личной свободы и ответственности.

ЮНЕСКО уделяет пристальное внимание анализу сложной динамики духовно-этических и ценностных изменений в сфере сознания человека в условиях глобализации и исходит из необходимости осознания мировым сообществом того факта, что в основе национальной, региональной и глобальной стабильности лежит межконфессиональное согласие.

ЮНЕСКО делает особый акцент на изучение ядра религиозного опыта – т.е. духовных традиций, задача которых состоит в тождественном воспроизводстве и неискаженной передаче духовной практики. Особенность феномена духовных традиций состоит в том, что они не подлежат смешиванию, комбинированию, поскольку каждая из них обязана строго сохранять свою чистоту и идентичность. Любые произвольные трактовки, отклонения от правил ведут к искажению учения, а в результате этого к утрате верной ориентации и феноменам ложного духовного опыта. Духовная традиция строго охраняется религиозными институтами от любых сторонних привнесений, в связи с чем нередко сама возможность глубокого контакта между духовными традициями, наполненного положительным содержанием, оказывается под сомнением и уступает место, т.н. «модели общения протоколов» - безличных формализуемых контактов, стремящихся к минимуму непосредственного общения. Поэтому важно осуществление пути развития межрелигиозного диалога, который выражается в личной, а не формальной встрече культур и позволит максимально раскрыться каждой в пространстве диалога при уважении целостного и уникального опыта друг друга.

В программе сектора культурных политик и межкультурного диалога ЮНЕСКО отмечается, что главная цель межрелигиозного диалога состоит «в развитии диалога между отдельными представителями и лидерами различных религий, вер и убеждений, приводящем, прежде всего, к накоплению знаний о духовных традициях друг друга, а также положенных в их основу ценностях, а в дальнейшей перспективе - и к установлению прочного взаимопонимания между более широкими культурными сообществами»[6]. Важным подспорьем в разработке теоретико-методологических принципов межрелигиозного диалога является сеть кафедр ЮНЕСКО по изучению духовного наследия, созданная в профильных ВУЗах по всему миру, которые регулярно проводят конференции и публикуют материалы по данной тематике.

Важно констатировать, что в течение последнего десятилетия ЮНЕСКО аслужила всеобщее признание в вопросе межкультурного диалога и его межрелигиозного измерения. На сегодняшний день ЮНЕСКО представляет собой единственную универсальную межправительственную структуру системы ООН, обладающую уникальным опытом принятия и реализации коллективных решений в исследуемой области и представляет собой универсальный инструмент выработки глобальной стратегии в культурной сфере.

В связи с актуальностью тематики диалога культур в современных международных отношениях в рамках системы ООН сформировано несколько дополнительных площадок для проведения диалога в этих областях, которые могут стать важным подспорьем в деятельности ЮНЕСКО. Это, прежде всего, «Альянс цивилизаций», «Диалог высокого уровня по вопросам межрелигиозного и межкультурного понимания и сотрудничества на благо мира», «Трехсторонний форум по межрелигиозному сотрудничеству на благо мира», а также «Министерские встречи по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира».

Среди диалоговых площадок следует особо отметить представительный международный форум «Альянс цивилизаций», который был инициирован Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в 2005 году при коспонсорстве премьер-министров Испании и Турции. «Альянс» утверждает широкий консенсус государств, культур и религий относительно того, что все сообщества связаны вместе в своей принадлежности к человечеству и взаимозависимы в своем стремлении к стабильности, процветанию и мирному сосуществованию. Цель «Альянса цивилизаций» заключается в укреплении взаимопонимания и отношений сотрудничества между странами и народами различных культур и религий и в процессе этого - в оказании помощи в борьбе с силами, усугубляющими поляризацию общества и разжигающими экстремистские настроения. Альянс призван консолидировать усилия государств и гражданского общества для преодоления разделения и отчужденности культур и разрабатывать пилотные проекты по налаживанию межнационального, межкультурного и межрелигиозного диалога и взаимодействия[7].

На сегодняшний день определено четыре основных направления работы «Альянса цивилизаций»: вопросы молодежи, образования, миграции и СМИ, которые отвечают интересам продвижения идей толерантности, диалога и межнационального согласия и тем самым способствуют укреплению безопасности и стабильности в мире.

Россия активно поддерживает эту инициативу, рассматривая ее как действенный ресурс мобилизации коллективной политической воли государств и международных организаций для налаживания взаимопонимания и преодоления недоверия между цивилизациями и культурами[8]. В ноябре 2005 г. была создана Группа высокого уровня для формирования концепции АЦ, в которую вошел представитель России - известный российский историк-востоковед, исламовед и политолог профессор В.В.Наумкин.

По итогам работы Группа представила Генеральному секретарю ООН доклад, содержащий план действия АЦ на ближайшую перспективу. В докладе отражена как общая оценка международной ситуации, так и конкретные направления работы «Альянса». Представление доклада положило начало оформлению оргструктуры АЦ. В Нью-Йорке начал свою работу секретариат Альянса, также был создан добровольный Фонд для финансирования программ этой структуры. Средства Фонда складываются из взносов правительств, международных организаций и учреждений, органов частного сектора, фондов и частных лиц.

Была образована Группа друзей «Альянса цивилизаций», в которую в настоящее время входят более 80 государств (включая Россию) и 13 международных организаций (таких как: Совет Европы, Еврокомиссия, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Организация Исламская конференция, Лига арабских государств и др.). «Группа друзей» представляет собой ширящееся сообщество, состоящее из государств и международных организаций, поддерживающих цели «Альянса», и занимается налаживанием обширных сетей с участием организаций гражданского общества, деятельность которых посвящена расширению сферы межкультурного и межрелигиозного взаимопонимания и сотрудничества.

Работая на основе партнерских связей с правительствами, международными и региональными организациями, группами гражданского общества, фондами и представителями частного сектора, «Альянс» поддерживает осуществление ряда проектов и инициатив, включая доступную в режиме он-лайн интернет-базу материалов и ресурсов о передовом опыте конструктивного межкультурного сотрудничества и сотрудничестве в данной области. «Альянс» также разрабатывает механизм быстрого реагирования средств массовой информации в целях обеспечения платформ для конструктивного обсуждения и обмена мнениями в условиях повышенной напряженности в связи с межкультурными вопросами. Среди других инициатив АЦ следует выделить создание фонда для средств массовой информации в целях поощрения разработки информационных продуктов с учетом культурных, религиозных и/или национальных аспектов и центр по трудоустройству молодежи, деятельность которого направлена на расширение возможностей трудоустройства для молодых людей на Ближнем Востоке.

К настоящему моменту «Альянсом цивилизаций» проведено три международных форума - Мадридский форум 2008 г., Стамбульский форум 2009 г., форум в Рио-де Жанейро в 2010 г., ведется подготовка к проведению 4-го форума в Дохе, который пройдет с 10 по 13 декабря 2011 г. Дискуссии предстоящего форума будут организованы вокруг трех основных тем: влияния культурного многообразия на развитие, продвижение доверия и терпимости в рамках целей развития, новых стратегий для межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества.

На сегодняшний день у АЦ есть все возможности приобрести глобальный и долгосрочный характер, консолидировать усилия государств и гражданского общества и вовлекать все заинтересованные стороны в реализацию планов по преодолению разделения и отчужденности обществ и культур, вопреки попыткам отдельных участников сузить его деятельность до формата «Запад – исламский мир». Исследования, проведенные АЦ, свидетельствуют о том, что между Западом и исламским миром нет цивилизационно предопределенного конфликта, поскольку сама по себе конфликтность не носит межрелигиозного характера, а имеет в основе своей политическую природу. В частности, отдельные религиозные деятели и группы в угоду своим интересам используют крайние интерпретации религиозных учений. Ключевую роль в создании атмосферы враждебности, недоверия и страха между Западом и исламским миром, согласно исследованиям АЦ, сыграл израильско-палестинский конфликт, политический и гуманитарный кризис в Ираке, а также двойные стандарты, которыми руководствуются некоторые страны Запада в отношениях с исламским миром.

Россия последовательно выступает против политизации АЦ[9]. Активная роль России в АЦ способна внести большой вклад в реализацию широкой программы изменения глобальной парадигмы взаимоотношений между обществами и культурами при опоре на многосторонние институты и международное право.

Среди других переговорных площадок в области межрелигиозного сотрудничества следует выделить «Трехсторонний форум по межрелигиозному сотрудничеству на благо мира», который был учрежден по инициативе Филиппин по итогам конференции «Расширение межрелигиозного диалога и сотрудничества в XXI веке» (Нью-Йорк, 22 июня 2005 г.). Форум представляет собой дискуссионный клуб, в рамках которого проходит обмен мнениями по религиозной проблематике, организуются тематические мероприятия. Партнерами Форума являются свыше 50 государств (причем, в основном мусульманских), учреждения системы ООН и представители гражданского общества в лице религиозных НПО, среди которых представлена российская НПО - «Всемирный Русский Народный Собор».

Помимо Трехстороннего форума следует отметить другую важную площадку взаимодействия - Министерские встречи по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира, которые созываются по инициативе Министерства иностранных дел Филиппин. Встречи проводятся ежегодно в рамках «министерской недели» сессий ГА ООН для обмена мнениями о соответствующих шагах, предпринимаемых в данной области на национальном уровне.

Организация пространства межкультурного диалога и его межрелигиозного измерения также осуществляется через «Диалог высокого уровня по межрелигиозному и межкультурному взаимопониманию и сотрудничеству на благо мира» (ДВУ), который был проведен 4-5 октября 2007 г. в период 62-й сессии ГА ООН, в соответствии с резолюцией: «Поощрение межрелигиозного и межкультурного диалога, понимания и сотрудничества на благо мира»[10], по инициативе Пакистана и Филиппин при поддержке России. В ДВУ приняли участие высокопоставленные государственные, религиозные и общественные деятели государств-членов ООН. С российской стороны в нем участвовали заместитель Министра иностранных дел России А.В.Яковенко и митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

ДВУ нацелен на обсуждение проблематики межрелигиозного и межкультурного сотрудничества для поощрения терпимости, взаимопонимания и всеобщего уважения к вопросам свободы религий, убеждений и культурного разнообразия. Эстафета Диалога была подхвачена мадридским Международным форумом по межрелигиозному диалогу, проведенным в 2008 г. по инициативе Саудовской Аравии и состоявшимся в рамках Генассамблеи ООН заседанием Высокого уровня.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1013. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия