Студопедия — Советское искусство.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Советское искусство.






Развитие массовых форм искусства, агитационного плаката и других видов политической графики. Возрождение традиций монументального искусства и стремление к синтезу искусств. Становление творческого метода социалистического реализма. Формирование местных художественных центров и национальных школ. Проблемы переодизации советского искусства.

Искусство первых лет Октября. Национализация музеев и частных художественных коллекций. Музейное строительство. Демократизация художественных учреждений и перестройка художественного образования. Вовлечение художников в общественную жизнь, в революционную борьбу народа, в строительство новой культуры. Подъем художественной жизни, выставочная деятельность, дискуссии, конкурсы. Обострение борьбы течений в искусстве, поиски путей его дальнейшего развития. Трудности и противоречия историко-культурной ситуации России этого периода. Пролеткульт, нигилистическое отношение к культуре прошлого, просветительская деятельность.

Искусство в период гражданской войны и иностранной интервенции. Ведущее значение агитационно-массового искусства. Возникновение и развитие политического плаката, его особенности. Аллегорические плакаты А. Апсита. Традиции сатирической графики и лубка в творчестве Д. Моора, приемы заострения плакатного образа. Истоки творчества, графические особенности плакатов В. Дени, роль юмора в них. Декоративные тенденции в плакате. «Окна РОСТА» – новая оперативная форма агитационного сатирического искусства, роль В. Маяковского и М. Черемных в развитии «Окон РОСТА».

Ленинский план монументальной пропаганды. Временные памятники 1918-1921 гг., их идейно-художественные особенности, значение в развитии советской скульптуры. Проблема реализма в монументальной скульптуре этого периода. Памятные доски как агитационная форма скульптуры.

Работа художников над оформлением революционных праздников и демонстраций как первый этап освоения новых идей и тем в живописи. Развитие авангардного искусства в послереволюционные годы. Борьба за реализм и вопросы наследия в художественной практики этого периода. Первые попытки отражения революционной действительности в картинах К. Петрова-Водкина, Б. Кустодиева, К. Юона, А. Рылова.

Проблема советской тематики в искусстве 1920-х гг. Возникновение новых художественных группировок. Ассоциация художников революционной России (АХРР). Декларация АХРР, понятие «героического реализма» и «художественно-документального» отражения жизни в искусстве. Успехи и противоречия в деятельности художников АХРР.

Общество станковистов (ОСТ) – организация молодых художников Москвы. Выдвижение принципов «активного революционного искусства» и «современной формы». Стремление направить развитие «формальных достижений последних лет» в русло советской тематики. Влияние западного искусства 20 века на творчество художников ОСТ.

«Живописный реализм» в творчестве мастеров бывшего «Бубнового валета». Общество «Четыре искусства». Принципиальное значение тесного взаимодействия живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов в поисках путей эстетического освоения новой действительности. Борьба за высокое художественное качество произведений. Творческое отношение к проблеме реализма.

Жанровое разнообразие советской живописи 1920-х годов.

Книжная и станковая графика 1920-х годов. Творческая и педагогическая деятельность В. А. Фаворского. Романтические черты в творчестве А. И. Кравченко. Станковые рисунки В. В. Лебедева. Иллюстрация детской книги.

Возросшая роль скульптуры в общем развитии советского искусства.

Художественная жизнь 1930-х годов. Прекращение деятельности всех художественных группировок и создание Союза художников СССР. Провозглашение социалистического реализма ведущим творческим методом советского искусства. Советское официальное искусство и его место в тоталитарном искусстве Европы первой половины CC века. Развитие монументального искусства. Участие СССР во Всемирных выставках 1937-1939 гг. Советский павильон на Парижской выставке 1937 года. В. И. Мухина – «Рабочий и колхозница», значение этого произведения в советском искусстве. Портреты и мемориальная скульптура Мухиной. Творчество И. Д. Шадра.

Новые черты во всех жанрах живописи. Тематическая картина, портрет и пейзаж тридцатых годов. Углубление социального анализа в исторической картине. Тема классовой борьбы в творчестве Б. В. Иогансона. Углубление драматического строя его произведений, их композиционные решения и образные средства. Метод типизации жизненного материала, широта обобщений в произведениях А. А. Дейнеки, его монументальная живопись. Многоплановость художественных образов в картинах Ю. И. Пименова. Образы колхозного крестьянства в жанровой живописи С. В. Герасимова и А. А. Пластова. Портреты деятелей советской культуры М. В. Нестерова, особенности их композиционного и цветового строя. Произведения П. Д. Корина, связь с традициями прошлого и новые черты. Этюды к картине «Русь уходящая». Эволюция живописной манеры в портретах П. П. Кончаловского. Слияние тематической картины и пейзажа, создание обобщенного образа в пейзаже. Книжная иллюстрация. Творчество Д. А. Шмаринова, Е. А. Кибрика, Кукрыниксов. Творчество В. В. Фаворского.

Советское искусство в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945).

Патриотический подъем советского народа и его отражение в искусстве. Выдвижение графики на первый план. Роль плаката и сатирической графики в первые дни войны, эволюция плаката в годы войны. Многообразие форм советского плаката, широта их тематики, разнообразие жанров. Развитие жанра графических серий патриотического содержания.

Отражение жизни советского народа в годы войны и его борьбы с фашистскими захватчиками в произведениях советских художников. Всесоюзные художественные выставки «Великая Отечественная война» (1942-1943), «Героический фронт и тыл» (1944). Творчество А. А. Дейнеки («Окраины Москвы», «Оборона Севастополя»), С. В. Герасимова («Мать партизана»), А. А. Пластова («Фашист пролетел»), Кукрыниксов («Бегство фашистов из Новгорода»). Новый этап в развитии советской исторической живописи. Обращение к героическим событиям прошлого (П. Д. Корин, триптих «Александр Невский»). Советский портрет и пейзаж в годы войны.

Скульптурный портрет в годы войны.

Советское искусство в послевоенный период (1946 – 1955).

Организация Академии художеств СССР, ее роль в развитии искусства союзных республик. Тенденции парадности в показе советской действительности, игнорирование жизненной правды в произведениях официального искусства. Идеалистические тенденции в изображении прошлого, канонизация определенных приемов изображения. Дальнейшее развитие реалистического искусства.

Живопись. Тема Великой Отечественной войны, ее значение в послевоенной живописи («Отдых после боя» Ю. М. Непринцева, «Письмо с фронта» А. И. Лактионова, «Конец» Кукрыниксов). Тема современности в живописи. Творчество А. А. Пластова, лирическое начало образов, роль пейзажа в его произведениях. Т. В. Яблонская, тема труда и лирическая тема в ее творчестве. Поэтические образы картин С. А. Чуйкова. Положительные моменты и слабые стороны жанровой живописи пятидесятых годов (картины Ф. И. Решетникова, С. А. Григорьева и др.). Развитие пейзажной живописи. Лирический пейзаж Н. М. Ромадина. Обогащение темы индустриального пейзажа в картинах Г. Г. Нисского. Монументальная живопись А. А. Дейнеки и П. Д. Корина на станциях московского и ленинградского метро.

Графика. Тема борьбы за мир в советской графике. Творчество Б. И. Пророкова. Книжная иллюстрация.

Советское искусство второй половины 1950-х – 1980-х годов.

Проблемы традиции и новаторства в искусстве этого периода. Выставки молодых художников, их роль в поисках новых путей реалистического искусства. Искусство нонконформизма как продолжение авангардной линии развития в советском искусстве.

Живопись. Новое поколение советских живописцев. Проблемы жизненной правды и художественной условности в их творчестве – «традиционалисты» и «новаторы». Произведения братьев А. П. и С. П. Ткачевых, Г. М. Коржева, Е. Е. Моисеенко. Монументализация станковой картины, искусство «сурового стиля». Произведения П. Никонова, братьев А. А. и П. А. Смолиных, В. С. Иванова, Т. Салахова, П. Оссовского и др. Творчество В. Попкова. Творчество Д. Д. Жилинского. Поиски новых средств выразительности в творчестве молодых художников (Т. Назаренко, Н. Нестерова, Е. Романова, М. Булгакова, В. Ситников и др.).

Развитие всех видов и жанров графики, разнообразие графических манер и техник. Взаимодействие с традициями 20-х годов и художественная самостоятельность.

Искусство России конца CC века. Особенности художественной жизни России 90-х годов. Постмодернизм в искусстве России конца CC века.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М. -Л., 1948, т. 1

2. Всеобщая история искусств. М., 1960, т. 1

3. История искусства зарубежных стран. М., 1963, т. 1

4. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973

5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972

6. Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1962

7. Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады. М., 1963

8. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977

9. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975

10. Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975

11. Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971

12. Лясковская О. Ф. Французская готика XII-XIV веков. М., 1973

13. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л. -М., 1964

14. Полевой В. М. Искусство Греции, средние века. М., 1973

15. Сопоцинский О. И. Искусство западноевропейского средневековья. М., 1964

16. Стародубова В. В. Братья Лимбурги. «Времена года». М., 1974

17. Тяжелов В. Н. Искусство средних веков. М., 1968

18. Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе.

19. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.

20. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения.

21. Шрамкова Г. И. Искусство Возрождения. М., 1977

22. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973

23. Андреева М. В., Дмитриева О. В. Художники и скульпторы Италии 16 – 18 веков. М., 1965

24. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962

25. Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945

26. Всеобщая история искусств. М., 1963. Т. 4

27. Западноевропейская художественная культура CVIII века. М., 1980

28. История искусства зарубежных стран. М., 1980. Т. 2

29. Кантор А. М., Кожина Е. Ф., Лифшиц Н. А., Зернов Б. А. и др. Искусство CVIII века. М., 1977

30. Каптерева Т. П., Быков В. Искусство Франции 17 века. М., 1969

31. Каптерева Т. П. Испанская живопись. М., 1963

32. Кожина Е. Ф. Искусство Франции 18 века. Л., 1971

33. Лисенков Г. Английское искусство 18 века. М., 1945

34. Прусс И. Е. Западно-европейское искусство CVII века М., 1974

35. Ротенберг Е. И. Западно-европейское искусство CVII века. М., 1971

36. Ротенберг Е. И. Голландское искусство 17 века. М., 1972

37. Шапиро И. Е. Искусство Фландрии 17 века. Л., 1962

38. История русского искусства. В 13 т. (Под ред. И. Э.Грабаря). М., 1953-1969. Т. 1-7

39. История русского искусства. В 2 т. (Под ред. М. М. Раковой). М., 1979-1981

40. История русского и советского искусства (Под ред. Д. В. Сарабьянова). М., 1979

41. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974

42. Брюсова В. Г. Живопись CVII века. М., 1984

43. Грабарь И. Э.О древнерусском искусстве. М., 1966

44. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966

45. Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961

46. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973

47. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М., 1970

48. Тихомиров М. Н. Русская культура C – CVIII веков. М., 1968

49. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997

50. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 1978

51. Карев А. А. Русское искусство CVIII века. М., 1995

52. Коваленская Н. История русского искусства CVIII века. М., 1962

53. История искусства зарубежных стран. М., 1963-1964. Т. 1-3

54. Европейское искусство CIC века. 1789-1871. Авт. Текстов Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и др. М., 1975 (Памятники мирового искусства)

55. Иконников А. В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982

56. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994

57. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989

58. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993

59. Яворская Н. В. Западноевропейское искусство CIC века. М., 1962

60. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980

61. Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца CVIII – CC веков. Л., 1990

62. Прокофьев В. Н. Постимпрессионизм. Л., 1962

63. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины CIC века. М., 1981

64. Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962

65. Алешина Л. С., Ракова М. М., Горина Т. Н. Русское искусство Х1Х – начала ХХ века. М., 1972

66. Алленов М. М. Русское искусство второй половины – начала ХХ века (История русского и советского искусства) Под редакцией Д. В. Сарабьянова. М., 1979

67. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства: В 2т. М.,1967

68. Алпатов М. В. Этюды по истории искусства. Западно-европейское искусство. Русское и советское искусство. М., 1979

69. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины Х1Х века. М., 1978

70. Гомберг-Вержбинская Э.П. Передвижники.

71. Горина Т. Н. Русское искусство второй половины Х1Х века. М.,1962

72. История русского искусства (Под ред. И. Э.Грабаря, В. С. Кеменева, В. Н. Лазарева). В 13 т. Т. 1Х, кн. 1-2. М., 1965. Т. Х, кн. 1-2. М., 1968-1969

73. История русского искусства (Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева, М. Г. Неклюдовой, М. Б. Милотворской): В 2 т., 2-е изд., М., 1979 – 1981. Т. 2

74. История русского и советского искусства (Под ред. Д. В. Сарабьянова) М., 1979

75. Шмидт И. Русская скульптура второй половины Х1Х – начала ХХ века. М., 1969

76. Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х -начала ХХ века. М., 1989

77. Алпатов М. В. Александр Иванов. Жизнь и творчество: В 2т. М.,1956

78. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства: В 2т. М.,1967

79. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины Х1Х века. М., 1978

80. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990

81. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. Изд. 2-е. СПб., 1994

82. Грабарь И. Э.В. А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1965

83. Гусарова А. «Мир искусства». Л., 1972

84. История русского и советского искусства (Под ред. Д. В. Сарабьянова) М., 1979

85. Лапшин В. «Союз русских художников». Л., 1974

86. Лапшина Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977

87. Ракова М. М. Русское искусство первой половины Х1Х века. М.,1975

88. Русакова А. А. Символизм в русской живописи. М., 1995

89. Русская художественная культура конца Х1Х – начала ХХ века. В 4 кн. Кн. 2. М., 1969; Кн. 4. М., 1980

90. Cарабьянов Д. В. Русская живопись Х1Х века среди европейских школ. М., 1980

91. Архитектура Страны Советов. 1917-1977. М.,1978

92. История советской архитектуры. 1917-1958. М., 1962

93. История советского искусства. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1965. Т.!, М., 1968. Т. 2

 

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 1078. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия