Творчество А. В. Кольцова.
Кольцов принадлежал к числу тех талантливых людей, которые вышли из народа и заняли видное место среди передовых деятелей русской литературы. Талант Кольцова был призван и величайшим поэтом и авторитетнейшим критиком эпохи. Сохранились известия о высокой оценке, данной Пушкиным стихотворениями Кольцова. Белинский также написал о нем статью, в которой многие его песни отнес «к числу замечательнейших произведений русской поэзии». Добролюбов назвал Кольцова «великим народным поэтом». Чернышевский «по энергии лиризма» приравнял поэта-песенника к Лермонтову, а «по совершенной самобытности»- к Гоголю. Огромные трудности пришлось преодолеть поэту-самоучке на пути к вершинам литературы. Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября(15 по нов.) 1809 года в Воронеже, в семье прАсола –торговца скотом. Семейный быт Кольцовых был мещански косным, грубым, некультурным. Все было подчинено торгашеским, корыстным интересам. Образование Кольцова, отданного в уездное училище, было прервано на втором году обучения: отец потребовал, чтобы десятилетний мальчик начал помогать ему в торговых делах. Позднее Кольцов писал Белинскому: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько жить мне в нем, и я не знаю, как я еще не потерялся в нем давно». Жизнь столкнула Кольцова с рядом лицом, стоявших выше его по умственному кругозору, по идейному развитию. Они обратили внимание на талантливого юношу из народа и помогли ему полностью не погибнуть в этом мире мещанства. По выходе из училища Кольцов сохраняет дружбу с одним из своих товарищей- Варгиным, владельцем небольшой библиотечки, у которого постоянно берет различные книги для чтения. После смерти друга Кольцов становится собственником его книжного собрания. 16-летний Кольцов сближается с воронежским книголюбом Д.А. Кашкиным, который не только продавал книги, но и давал их Кольцову для чтения. У Кашкина Кольцов знакомится с Сухачевым, который в период деятельности декабристских обществ был организатором одесского «Общества независимых». Сухачев способствовал появлению в печати первых стихотворений Кольцова (без указания автора). Общение с Кашкиным и знакомство с Сухачевым содействовали идейному и творческому развитию Кольцова. В стихотворении «Письмо к Д.А. Кашкину»(1829) поэт благодарит старшего друга за то, что то сделал для него. В те же годы Кольцов сблизился с воронежским семинаристом А.П. Серебрянским и его кружком, в котором читались и обсуждались философские сочинения и новые произведения, в том числе запрещенные стих-ия Пушкина.Важное значение в жизни Кольцова имело его знакомство со Станкевичем, который часто приезжал в Воронежскую губернию в имение своего отца. Станкевич угадал в Кольцове талантливого поэта и по возвращении в Москву сообщил некоторые сведения о нем в редакцию «Литературной газеты». Станкевич ввел его в свой кружок. Их думы- как тучи Их речи-горят-, Вспоминал Кольцов об этих людях в стихотворении «Поминки» (памяти Станкевича) В том же 1831 году Кольцов знакомится с Белинским. Это общение очень много значило для поэта. «Давно я вас люблю, давно читаю ваши мнения, читаю и учу, но теперь читаю их больше и больше, и учу их легче, и понимаю лучше. Много они уже сделали добра, но более делают и,- может быть, ошибаюсь,- но только мне все думается, что ваши мнения тащат меня быстро вперед».(из писем Кольцова Белинскому). Неизгладимое впечатление произвела на Кольцова встреча с Пушкиным, который пожелал познакомиться с талантливым самородком, обласкал его и напечатал в своем «Современнике» одно из лучших стих-ий К. «Урожай». В 1835 году при помощи Станкевича, Кольцов выпустил сборник своих стихотворений, отобрав для него 18 лучших пьес. Так Кольцов вошел в среду виднейших деятелей культуры 30-х годов. Однажды он писал Белинскому: «Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить всея занятия торговли- и сесть в горницу, читать, учиться». Но обст-ва оказывались сильнее желаний, и Кольцов не мог полностью отдаться литературе до конца своей недолгой жизни: он умер в 1842 тридцати трех лет от чахотки. Уже ранние стихи К. писались от души, с потребностью выразить свои чувства. В ранней лирике К. много любовных стихотворений. Некоторые из них были положены на музыку крупнейшими русскими композиторами (Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Рахманинов). В любовных песнях «Если встречусь с тобой», «Очи, очи голубые», «Увижу ль я девушку» он ищет новые средства выражения традиционной темы любви. Поэт обращается к девушке: Если молвишь мне что, Я на речи твои, На приветы твои Что сказать, не сыщу… К песням примыкают стихотворения в жанре романса: «Я был у ней», «К подруге моей юности». Жизненным источником большей части этих стихотворений была любовь молодого поэта к крепостной девушке Дуняше, находившейся на служении у Кольцовых. (потом ее продали другому помещику) Другим жизненным источником поэзии К. с первых лет становятся его разъезды по торговым делам отца, познакомившие его с русской природой и русской народной жизнью. Кольцов также упорно преодолевал недостатки воего патриархального мировоззрения. Эта работа мысли отразилась в особом жанре стих-ий К.- в «думах». Думы Кольцова- поэтическое выражение размышлений, мыслей поэта. Белинский: «В них он силился выразить порывания своего духа к знанию, силился разрешить вопросы, возникавшие в его уме…. Но вопросы в этих думах обычно выше, значительнее, чем их решение.» В стих-ии «Неразгаданная истина» (1836) он задумывается над превратностями и потрясениями, которыми полна история человечества. На месте погибшего в обломках царства поселяются другие племена. Происходят социальные перевороты: Карлы- властелины Двигали мирами Райские долины Кровью обливались Карлы-властелины В бездну низвергались.
Пережив период философских исканий поэт обратился к песням. Не сразу он стал мастером этого жанра. Ранние его песни были скорее любовными романсами. Но постепенно он выработал свою песенную манеру.Первые песни К. в народном духе относятся к 1830 году. Это «Кольцо», «Сельская пирушка» и «Песня старика». Первая из этих песен написана от лица девушки и говорит о разлуке с любимым: Я затеплю свечу Воску ярова Распаяю кольцо Друга милова. В «Песне пахаря» (1835) поэт от лица своего лирического героя тепло, любовно рисует труд крестьянина, восклицая: «Весело на пашне!» Землепашец с особой нежностью относится к зернышку, для которого он готовит «колыбель святую», к травке и колосу, к зорьке и солнышку. После такого труда: Сладок будет отдых На снопах тяжелых. С такой же проникновенностью К. прослеживает весь цикл земледельческого труда в песне «Урожай». В песнях К. находят отражение и невзгоды крестьянина, тяжелые условия его жизни и труда. Герой песни «Раздумье селянина» (1837) горько сетует, что его «силу крепкую» Нужда горькая По чужим людям Всю истратила. Тоска по воле, протест против социальной несправедливости, бунтарские настроение заметно вырастают в поэзии К. В стих-ии «Деревенская беда» (1838) рассказывается типичная история бедного деревенского парня, невеста которого против воли была выдана за сына богатея- старосты. Не стерпев обиды и горя, отвергнутый жених поджег богатый дом соперника. Под влиянием бунтарскх натсроений в поэзии К. возникает образ Степана Разина(баллада «стенька Разин», напечатанная в «Отечественных записках» в 1840 году под названием «Песня разбойника») В песне «Тоска по воле» поэт не согласен биться с нуждой в одиночестве: Где ж друзья мои- товарищи? Куда делись? Разлетелися? Иль не хочет дать мне помочи? Или голос мой разносит ветр? К числу наиболее высоких достижений песенной лирики Кольцова принадлежит посвященное памяти Пушкина стихотворение «Лес» (напечатанное в «Сыне отечества» в 1838 году). Не столь поэтически острое, как лермонтовская «Смерть поэта», стих-ие К. явилось одним из наиболее ярких поэтических откликов на гибель великого русского поэта. Понимая, что Пушкин пал жертвой общественных условий, К. выступил с протестом против тех, кто создал такие условия.
|