Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БИЛЕТ № 6





1. Тема народа и власти в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

«История народа принадлежит поэту», - писал Пушкин как раз в период своей работы над «Борисом Годуновым» (письмо Гнедичу 23 февр 1825г). В своей трагедии П. последовательно добивается того, чтобы говоря его собственными словами «воскресить минувший век во всей его истине», так чтобы не потерялась подлинная историчность.

Стремясь как можно шире охватить изображаемую им историческую эпоху П. далеко выходит за крайне суженный круг участников трагедии классицизма.

В Борисе годунове перед нами проходит оромное количество- от 60 – действующих лиц в числе которых мы находим представителей всех слоев тогдашнего общества.: от царя, партиарха, бояр, дворян, иностранных наемников,казаков до хозяйки корчмы, до бродяг-чернеуов, до простой бабы на Девичьем поле, утихомиривающей не вовремя расплакивавшегося ребенка, до мятежника- «мужика на амвоне», призывающего народ ворваться в царские палаты.

В образе Бориса Годунова Пушкин воспроизводит типичного представителя и носителя московского самодержавия. Царь Борис продолжает «свирепую» политику Ивана Грозного, политику централизации государственной власти. Политика эта осуществляется им в борьбе с феодальной раздробленностью, с эгоистическими интересами потомков бывших удельных князей и родовитого боярства, причем в этой борьбе он опирается на новых служилых людей, дворян- Басмановых.

Борьба родовитого дворнятва с Борисом в которой принимают активное участие и предки самого поэта- «род Пушкиных мятежный», составляет весьма существенный момент в той борьбе социальных сил, которая развернута Пушкиным в его трагедии. Но этим соуиальное содержание последней отнюдь е исчерпывается. Царь, сокрушавший старинное боярство, Борис Годунов вместе с тем был и царем-крепостником. Он, по Пушкину, допустившему здесь небольшую и традиционную историческую неточность «Юрьев день задумал уничтожить», то есть отменил существовавшее ранее право крестьян в период за неделю до Брьева дня(26 ноября) и в течение недели после него переходить от одного помещика к другому. Это окончательно прикрепило крестьян к данному помещику, положило начало так называемому крепостному праву. Именно этим и объясняется глубокое недоверие и нелюбовь народа к Борису, на что и рассчитывают в борьбе с царем мятежные бояре:

А легче ли народу?

Спроси его. Попробуй самозванец

Им посулить старинный Юрьев день,

Так и пойдет потеха-

Говорит Афанасий Пушкин Шуйскому. Слова эти не только соответствовали исторической действительности, но во времена Пушкина имели и острый злободневно-политический смысл. Недаром официальный рецензент (Фадей Булгарин), которому Бенкендорф поручил дать отзыв на рукопись трагедии, писал по поводу приведенных выше слов: «Решительно должно выкинуть весь монолог» боярина Пушкина.:

«Во-первых царская власть показана в ужасном виде, во-вторых явно готовится что кто только будет обещать свободу крестьянам, тот взбунтует их»

И в трагедию Пушкина не только включается еще одна основная социальная сила- народ, но именно народу отводится в ней небывало большое место. Недаром слово «народ» появляется с первых же строк первой сцены, произносится первым же ее участником, Воротынским. В дальнейшем о народе все время упоминают оба участника сцены- И Шуйский, и Воротынский. Словам глядящего в окно Шуйского: «Народ идет…» сцена знаменательно и заканчивается. В следующих двух сценах – на городской площади и на загородном поле- народ уже говорит сам, является непосредственным и главным действующим лицом.

 

Писатели-реакционеры александровского, и в особенности николаевского, царствования, проповедники так называемой «официальной народности» всячески стремились внушить читателям представление о политической благонадежности народа в качестве опоры трона. Эта же мысли приводится и в «Истории» Карамзина. Поначалу может показаться, что так же дан народ и Пушкиным. Сцена на Красной площади начинается огорченным рассказом человека из народа о продолжающемся отказе Бориса «принять венец». Ответные слова другого исполнены растерянности и даже отчаяния. Затем народ почтительно выслушивает оглашаемое верховным дьяком решение боярской думы и послушно расходится. Однако первоначальное впечатление быстро рассеивается. За сценой на Красной площади следует вторая народная сцена на Девичьем поле, перед Новодевичьим монастырем, как бы являющаяся весьма красноречивым и выразительным к ней комментарием. Эта сцена одна из самых знаичтельных во всей трагедии. Особенно знаменателен эпизод в котором один из толпы народа мажет глаза слюной, чтобы показалось что и он плачет. Эпизод этот также не придуман Пушкиным, как и почти все в его трагедии. О нем упоминается у Карамзина: «В одном хронографе сказано что некоторые люди боясь тогда не плакать но не умея плакать притворно мазали себе глаза слюной!». \пушкин тем саамым разоблачает реакционно- дворянскую легенду об исконных монархических чувствах народа.

«Всегда народ к смятенью тайно склонен»- говорит царю Борису Басманов, сравнивая народ с «борзым конем», который «грызет свои бразды», и тут же спокойно добавляет «Ну что ж?конем спокойно всадник правит» Но умный Борис не разделяет этой уверенности: «Конь иногда сбивает седока». В предпоследней сцене своей трагедии (сцена 22- Лобное место) Пушкин прямо показывает тот момент, когда «конь сбивает седока»: изображает картину народной грозы, народного восстания. Сцена открывается речью к народу Гаврилы Пушкина, кбеждающего признать «царевича Димитрия» то есть самозванца. Заканчивается же она тем, что в ответ на призыв «мужика на амвоне»

Народ (несется толпою)

Вязать, топить! Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!

 

При этом народу не только отводится весьма видное место по ходу действия трагедии, но его «мнению», поддержке придается подчеркнуто решающее значение и в исходе данных исторических событий- поражении Бориса. Истинным судьей, источником силы, непрочности власти царя Бориса является народ. Эта мысль красной нитью проходит через всю трагедию Пушкина. Самозванец сам по себе не страшен Борису. На этот пустой «звук», поскольку он находит отзвук в «мнении народном», оказывается неодолимой силой:

…Знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением; да! мнением народным.

Димитрия ты помнишь торжество

И мирные его завоеванья,

Когда везде без выстрела ему

Послушные сдавались города,

А воевод упрямых чернь вязала?-

 

Так говорит Гаврила Пушкин Басманову.

 

Пущкин рассуждает о «мнении народном», по поддержке народа, о его решающей силе. Несомненно его раздумья связаны и с раздумьями о судьбе переворотаЮ подготовляющегося декабристами.

Завершающая фраза трагедии «Народ безмолвствует». В этом безмолвии заключена по Пушкину вся дальнейшая судьба самозванца. Пока народбыл на его стороне, он, беглый монах «сорвал порфиру» с могучего моковского царя, поскольку народ от него отвернулся, его, достигшего высшего могущества и власти, ждет быстрое свержение бесславная гибель.

В немом, но исключительно красноречивом и многозначительном финале «Бориса Годунова» заключен и еще один очень глубокий смысл. Народная трагедия «Борис Годунов» является вместе с тем и трагедией народа. Только благодаря «мнению народному», могучей народной поддержке, противникам Бориса удалось его оделеть, но самому народу от этого не стало легче. Его победа была полностью узурпирована боярами, которые снова как и в первых сценах властно выходят на первый план. Сегодня народ безмолвствует- выражает пассивный протест, но завтра он может заговорить. В безмолвии народа- не только судьба самозванца, в нем затаен грозный гул грядущих крестьянских восстаний под предводительсвтом Болотникова, Разина, Пугачева.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1206. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия