Романтические поэмы А. С. Пушкина: образы и стиль.
В 1820 году Пушкин принимается за работу над своей первой южной поэмой «Кавказский пленник» (1820-1821). В «Руслане и Людмиле» поэт уносился на «крыльях вымысла» в мир светлой сказки древних лет. Новая поэма обращена реальной жизни, к современности. В ней есть «стихи моего сердца»,- писал Пушкин.Неудачу разработки характера героя Пушкин прямо склонен был объяснять тем, что он действовал здесь субъективно- лирическим методом: «списал» его с самого себя: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо Горчакову- ноябрь 1822). Увлечение поэзией Байрона, основоположника «новейшего романтизма»(Белинский), творческое использование его опыта и достижений имели важное значение для Пушкина в период создания им своих первых южных поэм и наложили на них заметный отпечаток. Но уже в Кавказском пленнике при несомненном сходстве с Байроном обнаруживаются и существенные от него отличия, которые придадут творчеству Пушкина совсем иной по отношению к великому английскому поэту характер. В Кавказском пленнике наряду с лирическим началом сказывается пристальное внимание поэта к окружающей действительности, умение верно воспроизвести некоторые ее черты. Об образе Пленника сам Пушкин писал: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к е наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертам молодежи 19го века». Пушкин дает в лице главного героя образ, типичный для современности, наделенный «отличительными чертами» своей эпохи. Психологический портрет Пленника Пушкин в основном списывает с себя. Своего героя ставит в необычную, экзотическую обстановку. Мы лишь знаем, что герой «изведал людей и свет», разочаровался и в том, и в другом, что в прошлом он «обнял» некое «грозное страданье», что его сердце «увяло», наконец, что охладев ко всему, он ищет одного –свободы. Весьма романтична и любовная линия поэмы. Явно романтизированный образ героини- младой черкешенки. Поэт был неудовлетворен созданным им образом. Пушкин писал «это был первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил». По отзыву критиков-современников, образ этот был «означен слегка».(характерно, что Пленник, как и героиня-черкешенка, даже не имеют в поэме собственного имени). Пленник бестрепетно глядит в лицо смерти, «с радостью» внимает «бури немощному вою», даже «грозные» черкесы дивятся его смелости и гордятся своей добычей. В то же время он выступает в качестве элегического героя, страдающего – «вянущего» - от неразделенной любви. Столкновение вольнолюбивого героя с общественной средой- глубоко не удовлетворяющим его, презираемым им «светом» -разрешается Пушкиным в соответствии с излюбленной сюжетной схемой романтиков: бегство из мира культуры в мир первобытной, «естественной» жизни. Обстоятельные описательные места К.п. явно нарушают канон романтической поэмы байроновского типа, которая вся должна быть сконцентрирована на личности и переживаниях героя. Природа и быт Кавказа показаны у Пушкина по преимуществу с романтической их стороны и «дышат чертам ярко верными»(Белинский). В финале поэмы в характере Пленника, не делающего ни малейшей попытки спасти только что освободившую его и бросившуюся в горный поток «деву гор», неожиданно проступает совсем не героическая черта. Возвышенно- героическое начало воплощено в поэме в образе не героя, а героини. Характерно, что Пушкин и сам соглашался, что поэму было бы правильнее назвать «Черкешенка». Пушкин в этой первой южной поэме дает образец вольнолюбивого романтического произведения лирико-повествовательно типа, открывая этим новую и важную страницу в литературе- «новейший романтизм».Таким образом двадцатитрехлетний Пушкин становится во главе всей современной ему литературы. Разнообразные искания П. разрешаются созданием им новой романтической поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823). Б.ф.- тоже поэма о прошлом, но если в «Руслане и Людмиле» старина в основном облечена в форму сказки, то есть здесь она дается в форме воспроизведения хотя и легендарного, но все же рассказа о былом. Как и Кавказский пленник, новая поэма тесно связана с непосредственными, на этот раз крымскими, впечатлениями Пушкина. Есть в ней и автобиографический элемент. Но он дан не в сюжете и образах героев, а в лирических излияниях- «любовном бреде», который прорывает повествовательную ткань поэмы. Романтичнсоть сюжета, в основу которого положено местное предание об исключительной по страстности и силе, преображающей душу любви крымского хана к плененной им польской княжне, яркая живописность образов- разочарованного и мрачного Гирея, трагической натуры грузинки Заремы, «неистовой» страсти которой контрастно противопоставлен ангельски чистый облик Марии, таинственная недоговоренность повествования- все это делает Б.ф. произведением, наиболее отвечающим поэтике «байронической» поэмы. «Цыганы» - как бы новая вариация «Кавказского пленника». Подобно Пленнику, Алеко в поисках свободы бросает свою «отчизну», цивилизованную жизнь, уходит в степи Молдавии, присоединяется к кочующим цыганам. Неясно, из чего проистекали его жадные поиски свободы, равно как и то, какой «тюрьме» противопоставлялась свобода, к которой он порывался. Свободные от оседлой, устоявшейся жизни, от сковывающей собственности, земли, дома, от связанных со всем этим «законов», вольные, как ветер тех степей, по которым они кочуют, цыгане являют собой как бы предельное выражение искомой героем романтической «вольности». В цыганский табор Алеко приходит добровольно. В дальнейшем никто н емешает его свободе, которой он невозбранно и пользуется. Но Алеко внутренне не достоин этой свободы. Алеко- незаурядный, резко выделяющийся из окружающей среды человек, обладающий многими несомненно положительными качествами- острокритическим умом, способностью к глубоким чувствам, сильной волей, смелостью, решительностью. Алеко стоит на высотах современной ему образованности. И в то же время он глубоко не удовлетворен окружающим, исполнен передовых стремлений своего времени, искренне ненавидит рабский и торгашеский строй своего времени. Алеко оказывается игралищем «страстей», их «послушным рабом» и мучеником: Но,боже, как играли страсти Его послушною душой! По ходу поэма раскрывается эгоистическая, злая природа этих страстей. Со всей наглядностью это проявляется в отношениях Алеко и Земфиры. Земфира- предельное выражение степной, цыганской свободы. Эту свободу она вносит и в свое чувство. Мгновенно и своенравно увлеклась она Алеко с которым сошлась без всяких обрядов, обязательств. Два года была она ему подругой но затем его любовь ей прискучила. «Его любовь постыла мне. Мне скучно, сердце воли просит». Алеко- проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рассматривающим, как принадлежащую ему вещь, судьбу другого человека- женщины, свободно отдававшейся ему, пок АОНа его любила. Так открывается изнанка героя, сокровенная суть, - он совершает страшное преступление- двойное убийство. В поэме почти отсутствуют черты портретной живописи (наружность Земфиры характеризуется всего лишь одним эпитетом: «черноокая»). В Цыганах показывано безысходно трагическое положение вкотором оказывается «современный человек», сам зараженный пороками «городского», собственнического общества, которое так ненавидит и презирает.
|